Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Театр Франции. Главной проблемой французского репертуара 18 в






Главной проблемой французского репертуара 18 в. стала осознанная ориентация на выражение философского и нравственного просветительского содержания. Отсюда – первенство драматического театра, основанного на воздействии словом. Отсюда же и реформаторские искания: создание и заимствование у англичан новых жанров, наиболее подходящих для выражения просветительской идеологии, разработка эстетики и теории драмы, тенденциозная критика.

Французский театр 18 в. был самым профессиональным, самым влиятельным и самым строгим в отношении вкуса и стиля. Французская драматургия практически составляла основной репертуар всей европейской сцены 18 в. Превалирующим художественным направлением на французской сцене оставался классицизм (при том что элементы барокко сохранялись в декорациях и костюмах, а также в контакте с классицистскими концепциями находилось такое стилевое направление, как рококо).

Классицизм 18 в., которому учились практически все остальные европейские театры, чтобы достичь тех же высот профессионализма и содержательности, и который затем опротестовывали, чтобы прояснить себе и показать другим собственное лицо, отнюдь не окостенел в параметрах века Расина. Это органичное, боевое явление в актуальной просветительской модификации, и прежде всего – в театральном творчестве Вольтера. В конце 18 в., непосредственно перед революцией 1789 го, в театре утвердится так называемый гражданский классицизм, ярче, чем на сцене, выраженный в поэзии и в живописи, а в наполеоновское время разовьется ампир – классицистский стиль Империи. Далее же романтики обрушатся на все варианты классицистского направления прошедших эпох.

Вольтер (1694-1778), отдав театру 60 лет своей жизни, сочинил 55 пьес разных жанров, из них 27 трагедий, обошедших все сцены Европы. Как театральный реформатор вернул классицистской трагедии трагический тон, замещенный куртуазным после ухода Расина. Отдал дань «домашней драме». Внедрил во французский театр национально-исторические события, обращался к ориентальным и экзотическим сюжетам. Подошел к идее «местного колорита». Выдвинул требование исторического правдоподобия, но реализовал его только на уровне стилизованного костюма.

Актеры Комеди Франсез. Цитаделью просветительского театра Франции стала Комеди Франсез, аккумулировавшая в конце 17 в. главные потенции драматического искусства, соединившая мольеровскую и расиновскую традиции, носители которых постарались сотрудничать во имя будущего.

Комеди Франсез – монопольный королевский театр. у него была привилегия на постановку серьезной «правильной» драматургии и ряд других преимуществ по сравнению со старыми театрами. С 1718 по 1778 Дом Мольера вмещал в себя школу Вольтера, «общеобразовательную» для всей Европы.

Актрисы: Мари Шанмеле, Кристин Демар, Мари Дюкло, Адриенна Лекуврёр; Мишель Барон. Вольтеровские актеры: Мария Франсуаза Дюмениль, Клерон, Анри Луи Лекен.

«Парадокс об актере» Дени Дидро. Именно Дидро возвысил искусство представления над переживанием в актерском творчестве. С философской обобщенностью и искусствоведческой доказательностью Дидро (впервые) рассматривает методологию актерского творчества в рамках исторически сложившейся системы классицизма. Дидро трактует сценическое искусство как искусство автономное, требующее законченного профессионального мастерства от художника-актера. Опережая практический опыт своего времени, Дидро ставит проблемы актерского общения, ансамбля. Не употребляя термина «режиссура», он говорит о спектакле, организуемом «как общество» для самостоятельной художественной цели. Актер для Дидро – это художник, завершающий многоступенчатый процесс подражания природе. Первопроходцем к правде обязан быть автор, но в последней, актерской инстанции, правда должна явиться обобщенной, доведенной до идеального образца. Тогда, условно преувеличенная, она станет внятной всем. Отсюда и исходит требование рационального распределения творческого потенциала.

«Парадокс об актере» появился позже экспериментов Дидро с насаждением на французскую почву среднего жанра мещанской драмы по английскому образцу. Обе программные его пьесы (Побочный сын и Отец семейства) имели лишь успех новинок, быстро исчерпанный. Дидро обосновал новый жанр в предисловиях к ним. Наиболее перспективным в программе среднего жанра было требование изображать «характер» сообразно общественному положению персонажа. «Положение» признавалось даже главенствующим при обрисовке характера.

Лекен. В 1759 при финансовой поддержке мецената Вольтер добился переоборудования сцены Комеди Франсез, и наконец был освобожден от зрителей просцениум. Живя вне Парижа, Вольтер не мог ставить спектакли сам. Он поручил эту работу Лекену («абсолютный актер»), давая ему подробные указания. Сохранились постановочные листы Лекена к 58 спектаклям. Чтобы распоряжаться таким количеством постановок, Лекену, вероятно, понадобилось организовывать спектакль «как общество», то есть проявить режиссерскую волю.

Комедийные жанры и исполнители. Кроме замечательных трагиков Комеди Франсез 18 в. обладала сонмом блестящих виртуозов разных комедийных амплуа – от буффонных слуг до изысканных любовников. Комическим актерам французского театра неусыпно приходилось конкурировать с искусниками Комеди Итальен, возобновившими свою деятельность с 1715 г. Театры ярмарки до конца 18 в. оставались вне закона. Привилегированная сцена преследовала их буквально через полицию. На ярмарке запрещалось декламировать «правильные» пьесы, петь «серьезные» оперы, носить «благородные» («римские») костюмы. Но это не отменяло ни эстетической, ни кассовой конкуренции. Ни зрительских предпочтений. Да и не только зрительских. После краткого конфликтного контакта со сценой Комеди Франсез на ярмарку ушел просветитель-сатирик Ален Рене Лесаж, продолжатель Мольера, предшественник Бомарше, проработавший в «балаганах» более четверти века.

Ярмарочные зрелища далеко не всегда бывали «неотесанными» благодаря не только Лесажу. Так, на ярмарке привился изящный «мариводаж», то есть стиль Мариво, сценический вариант стиля рококо. Пьер Мариво писал для обеих привилегированных сцен – французской и итальянской. Таким образом, тематика ярмарочных спектаклей бывала и острой, и серьезной, и поучительной, а форма – не стесненной догмами и правилами.

Комедийное мастерство актеров Комеди Франсез отшлифовывалось годами и немало ими сковывалось. Однако именно в Комеди Франсез во второй половине 18 в. раскрылся многогранный комедийный дар Превиля – первого исполнителя символической роли эпохи: Фигаро из трилогии Бомарше.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал