Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правила педагогической деятельности.
1. Формирование чувства «Мы». Достигается устранением ряда барьеров, которые могут возникать в процессе взаимодействия с педагогом и группой учащихся. Педагог никогда не вторгается в личное пространство ребенка и не «давит» на него. Чувство «Мы» формируется посредством доверительных отношений, личным интересом педагога к ведению этого курса, и его умением встать на позицию ребенка.
2. Обязательное установление личного контакта с детьми. Одному ребенку необходим тактильный контакт (поздороваться за руку), к другому нужно обратиться по имени, а третьему необходим одобряющий взгляд (визуальный контакт).
3. Показ ярких целей совместной деятельности (я учу, мы учимся друг у друга, мы совместно познаем жизненные истины, я стремлюсь к знаниям, так же как и мои ученики).
4. Оказание помощи. Созидательную деятельность, в которую включается ребенок, педагогу необходимо поддерживать так, чтобы у него все получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Во время занятий необходимо создать особый положительный психологический фон, атмосферу радости и одобрения участия детей в программе с помощью различных средств: подчеркивания индивидуальной исключительности, снятия страха, мобилизации активности, усиления мотивации.
5. Демонстрация собственной расположенности к детям и информации, которую мы хотим донести до школьников. Это может проявляться в интонации, выражении лица, движениях.
В реализации программы участвуют педагог (классный руководитель), пользующийся авторитетом среди старшеклассников и их родителей, педагог – психолог учреждения либо психолог социальных служб муниципального образования (если в учреждении отсутствует штатный педагог-психолог) и педагог – организатор. Вместе с тем, программу может вести любой успешный, состоявшийся человек с жизненным опытом, которому интересны дети и который сам интересен подросткам. В Республике Татарстан такой опыт есть. Вместе с педагогическими работниками в апробации курса принимали участие представители всероссийского проекта " Кадровый резерв – Профессиональная команда страны" от Республики Татарстан.
На открытые уроки приглашаются успешные представители бизнес-сообщества, местной власти, СМИ, родители учащихся и т.д. для того, что бы поделиться секретами своего мастерства, формулой успешности в целом, провести мастер-класс по заранее определенной теме.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА»
№ п\п
| Тема
| Общее
кол-во часов
| 1.
| ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
|
| 1.1
| Понятие «успешный человек», «лидер». Социальный договор участников программы
|
| 1.2
| Самодиагностика «Лидер ли я?»
|
| 1.3.
| Этика лидерства. Лидерские качества. Лидер и команда. Понятие «эффективно работающая команда»
|
| 2.
| ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
|
| 2.1.
| Самооценка и саморазвитие.
|
| 2.2
| Целеполагание. Мечты и планы
|
| 2.3
| Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности
|
| 2.4
| Навык и привычка. Навык проактивной личности
|
| 2.5
| Проектная деятельность
|
| 2.6.
| Практическое занятие по разработке социального проекта
|
| 3.
| УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
|
| 3.1
| Тайм-менеджмент
|
| 3.2.
| Планирование
|
| 4.
| УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
|
| 4.1
| Общение. Формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения
|
| 4.2.
| Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников
|
| 4.3
| Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии
|
| 4.4.
| Пути разрешения конфликтных ситуаций. Тренинги
|
|
| ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ
|
| 5.1.
| Ораторское мастерство. Виды публичного выступления. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления
|
| 5.2.
| Правила подготовки выступления
|
| 5.3.
| Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи
|
| 5.4.
| Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления
|
|
| ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
|
| 6.1.
| Решение как выбор альтернативы
|
| 6.2.
| Практические занятия
|
|
| Резерв времени
|
|
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание
| Кол-во часов
| 1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ
|
| 1.1 Вводное занятие. Социальный договор участников программы.
Структура курса, методы и технологии реализации данного курса. Выявление ожидания учащихся по данному курсу. Притчи как философия народной мудрости.
Базовые компетенции современного человека. Понятия «успешный человек», «лидер».Разработка социального договора.
|
| 1.2 Самодиагностика «Лидер ли я?»
Разработка рекомендаций по формированию качеств, необходимых успешному человеку.
Проведение тестирования участников программы (повторная диагностика проводится в конце учебного года), диагностика личностных качеств учащихся. Анализ и выявление сильных и слабых сторон участников программы. Рекомендации по развитию качеств, необходимых успешному человеку, лидеру: умение управлять собой; осознание цели; умение решать проблемы; наличие творческого подхода; влияние на окружающих; знание правил организаторской работы; организаторские способности; умение работать с группой.
|
| 1.3. Этика лидерства. Лидерские качества.
Понятие «эффективно работающая команда». Лидер и команда.
Структура личности лидера. Общественная ценность лидера – носителя нравственных установок. Типы, виды лидерства, классификация лидеров. Ключевые лидерские качества, навыки и ступени становления лидеров. Стили лидерства.
Формирование и развитие команды. Знакомство с принципами формирования эффективно работающей команды, с основными принципами командной работы. Формирование умения и готовности понимать и принимать общие цели, сотрудничать, воспринимать мнения других, доверять друг другу. Создание команды с высоким уровнем внутригрупповой этики. Основные принципы командной работы.
|
| 2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
|
| 2.1 Самооценка и саморазвитие.
Самооценка, определение понятия, проведение теста на определение самооценки. Заниженная и завышенная самооценка. Способы повышения самооценки. Адекватная самооценка.
|
| 2.2 Целеполагание. Мечты и планы
Значение цели в жизни человека. Различие мечты и цели. Правила постановки цели. Определение приоритетной области жизни. Составление индивидуальной диаграммы целей.
|
| 2.3 Эффект призмы и принципы, управляющие эффективностью человеческой деятельности
Понятие установки. Влияние установок на восприятие человеком ситуации. Сущность «эффекта призмы». Знакомство с основным принципом изменения ситуации. Определение принципов, управляющих эффективностью человеческой деятельности.
|
| 2.4 Навык и привычка. Навык проактивной личности
Влияние привычек на формирование характера человека. Навык, как базовая фундаментальная привычка. Введение понятий реактивной и проактивной личности. Конструкция реактивной и проактивной речи.
|
| 2.5 Проектная деятельность.
Введение понятий «проектная деятельность», «социальное проектирование»; «программа», «концепция», «проект».
Этапы подготовки социального проекта:
-постановка проблемы;
- формулировка цели проекта;
- постановка задач;
- методы и участники проекта;
- ресурсы проекта;
- PR- кампания проекта;
- план реализации;
- ожидаемые результаты реализации проекта.
|
| 2.6 Практическое занятие по разработке социального проекта
|
|
3. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ
|
| 3.1 Тайм-менеджмент
Анкетирование «Эффективно ли вы используете время?». Анализ полученных данных. Ценность времени и денег, сравнение понятий. Важность тайм-менеджмента. Скрытые ресурсы и основные правила тайм-менеджмента: выполнение работы вовремя, выполнение сложной работы и правила экономии времени.
|
| 3.2 Планирование
Первый закон Паркинсона. Правила выполнения работы в установленные сроки. Время недоступности. Планирование: основные принципа планирования. Похитители времени. Методика подготовки и проведения встреч.
|
| 3.3Практическое занятие по отработке техники планирования
|
| 4. УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
|
| 4.1 Общение, формальное и неформальное общение. Принципы эффективного общения.
Общение как многомерное явление. Формальное, неформальное общение. Нормы общения. Эффективное и неэффективное общение, их виды: понимающее общение, рефлексивное общение, принижающее, агрессивное и защитно-агрессивное общение. Установление контакта, активное слушание. Открытые и закрытые вопросы, невербальное сообщение. Тестовая диагностика «Умеете ли вы слушать и воспринимать собеседника?»
|
| 4.2 Коммуникативные навыки. Вербальное и невербальное общение. Типы собеседников.
Вербальное и невербальное общение. Формальное и неформальное общение. Стратегия эффективной коммуникации. Навыки эффективного общения. Приемы и техники эффективного общения.
«Трудный собеседник» и «агрессивный собеседник»: разница понятий. Типология «трудных собеседников». Стратегии взаимодействия с представителями различных «проблемных категорий». «Плюсы» и «минусы» поведения разных категорий «трудных собеседников» для окружающих.
|
| 4.3 Межличностные отношения, коллектив. Конфликт. Основы конфликтологии.
Личность, группа, коллектив, межличностные отношения в коллективе. Межличностное взаимодействие. Формальный, неформальный коллектив, уровни развития коллектива. Стабильная команда, социальные командные роли. Личность и группа, стадии и стратегии вхождения в группу.
Конфликтные ситуации. Толерантность в общении. Формирование конфликтной компетентности учащихся и способности толерантного поведения. Эмоциональное общение. Диагностика сформированных методов решения конфликтов у участников программы – самотестирование: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», «Уровень конфликтности личности» (повторное тестирование проводится после тренингов). Сказки как пример конфликта и его разрешения. Социально – психологические и межличностные причины конфликтов. Стадии конфликта. Виды конфликтов. Временные модели конфликтных реакций. Конфликтные типы личностей. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Тест К.Томаса «Стили разрешения конфликтов». Конструктивный и деструктивный способы выхода из конфликта. 9 способов изменить мнение людей, не вызывая обиды или негодования Дейла Карнеги. Рост личности через конфликт.
|
| 4.4 Пути разрешения конфликтных ситуаций
Стратегии поведения в конфликтах.Пути выхода из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений. Варианты решения конфликта. Медиатор-посредник в конфликте. Интегрированное занятие «Конфликт и пути его преодоления» Ролевая игра «Сглаживание конфликтов». Отработка умения разрешать конфликтные ситуации. Тестирование.
|
| 5. ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ И ТЕХНИКА РЕЧИ
|
| 5.1 Ораторское мастерство. Принципы, правила публичного выступления; структура выступления
Формирование понятия стратегии вербального воздействия коммуникатора на аудиторию. Определение публичного выступления. Знакомство с видами публичного выступления. Основные принципы, правила публичного выступления. Знакомство со структурой выступления, правилами подготовки текста выступления.
|
| 5.2 Правила подготовки к выступлению
Требования к внешнему виду выступающего. Приёмы установления контакта со слушателем. Виды контакта: зрительный, эмоциональный, вербальный, невербальный, содержательный. Приёмы управления вниманием слушателей. Методы и приёмы преодоления страха и волнения.
|
| 5.3 Техника речи. Упражнения для тренировки основных органов речи
Органы речи, речевой аппарат. Упражнения для тренировки основных органов речи.
|
| 5.4 Практические занятия по подготовке и проведению публичного выступления
|
| 6. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ
|
| 6.1 Решение как выбор альтернативы.
Природа процесса принятия решений. Интуитивные решения и решения, основанные на суждениях. Рациональные решения. Этапы принятия рационального решения. Условия оптимального решения. Стратегии поведения человека, стоящего перед необходимостью принять важное решение.Основные правила принятия решений. Принятие решения в группе
|
| 6.2 Практикум
Тренинги по командообразованию, поразработке и принятию решений в группе.
|
| 6.3 Практикум
Моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как «добро», «ответственность», «свобода», «выбор», «гражданственность».
|
| 7. Резерв времени
|
| Гимн программы «Основы лидерства»
1. Над Россией слышатся шаги,
Туфельки стучат и сапоги,
Детские сандалии, кеды и т.д.
У высотных зданий и тайги.
А куда наш следующий шаг?
Страшно, если мы шагнём не так.
Пусть нам всем шагается,
так как полагается
Только сердцу собственному в такт.
ПРИПЕВ:
По шире шаг (2 раза), Россия!
За нами блеск весёлых юных глаз
И сами мы, конечно, неплохие.
Идут за нами те, кто лучше нас!
2. Над Россией слышатся шаги,
Ты в пути ни шагом не солги.
Прямо – это здорово, но шагни в ту сторону,
Где услышишь чьё- то «Помоги!».
Всё преодолей и не робей,
Если горы встрется, пробей!
Песню ты затягивай, но не перешагивай
Ни друзей, ни совести своей…
ПРИПЕВ:
|