Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема: А – В – А – С – А – D -… А






Муз. форма, в которой неоднократные (3 и более) проведения гл. темы — рефрена (А) — чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами (B, C, D и т.д.). Песенно-танцевальное происхождение Р. сказывается в относительной простоте музыкального материала и жанровости тематизма.

В рондо есть наиболее важная тема – рефрен. Она повторяется несколько раз, чередуясь с новыми темами – эпизодами. Причем рефрен в форме рондо должен повториться не меньше трех раз.
В этой форме писали свои произведения композиторы XVII и XVIII веков («Кукушка» Л. Дакена, «Жнецы» Ф. Куперена, «Нежные жалобы» и «Крестьянка» Ж. Ф. Рамо).
В форме рондо написаны знаменитый «Турецкий марш» из Сонаты Моцарта Ля мажор, рондо «Ярость по поводу утерянного гроша» Л. Ван Бетховена.
За формой рондо закрепилась и определенная сфера музыки - жизнерадостная, подвижная, напоминающая танец. Таковы и многие вокальные произведения, в которых рефрен выражает какую-то комическую идею. Например, рондо Фарлафа из оперы Глинки «Руслан и Людмила». Трусливый витязь наполнен горделивой мыслью о победе над своим соперником и думать не может ни о чем другом, а потому твердит без конца: «Близок уж час торжества моего!»
Среди большого количества музыкальных форм существуют как простые формы – вариации, рондо, так и более сложные, например, ЦИКЛИЧЕСКИЕ. К ним относятся сюиты, сонаты и симфонии. Познакомимся с первой из них – СЮИТОЙ.
Это слово произошло от французского suite - последовательность. Она представляет собой циклическую музыкальную форму, состоящую из нескольких контрастных частей.
Первые в истории многочастные инструментальные произведения возникли из танцев. Форма сюиты возникла в XVI веке как объединение медленного танца - паваны и быстрого - гальярды. Такие сюиты писали для самых различных инструментов. К началу XVIII века сложилась форма так называемой старинной сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Эти танцы объединялись по принципу контраста: после медленного, плавного шел подвижный, прыжковый.
Аллеманда - серьезная и неторопливая. Как придворный танец она появилась в Англии, Франции, Нидерландах из приветственных сигналов трубы, звучавших при встречах высоких особ - князей, графов и герцогов. Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминала марш.
Куранта - французский танец. Это тоже придворный танец, но быстрый, со сложными, затейливыми фигурами и такой же музыкой.
Сарабанда – медленный, величественный танец, иногда даже скорбного характера. Став придворным танцем, сарабанда превратилась в медленное шествие.
Жига - старинный танец английских моряков - быстрый, веселый, непринужденный. Его музыка напоминает журчание ручья, и также беспрерывно льется.
Со временем в сюиту вошли и другие танцы - гавот, бурре, менуэт. Все они народного происхождения, но со временем стали придворными бальными танцами. Правда, попадая во дворцы, танцы сильно изменялись.
Гавот стал популярен в 1660 году и был любимейшим танцем почти полтора столетия. Этот сельский танец, появившись в бальных залах, приобрел некоторую манерность, но музыка его сохранила живость темпа, четкость ритма. К ритму гавота обращались и композиторы века двадцатого. Ярким примером этому служит гавот из «Классической симфонии» Сергея Прокофьева.
Танец бурре пришел на балы из французской провинции Овернь. На родине его танцевали дровосеки, обутые в деревянные сабо. Танцевали весело, с притопываниями, как будто утаптывая хворост.
Настоящим «королем танцев» в XVIII веке стал менуэт. Он появился во французской провинции Пуату. Это слово произошло от французских слов «па меню» - мелкий шаг. Его действительно танцевали в трехдольном ритме мелкими шагами. Партнеры замирали в поклонах и приседаниях, принимая изысканные, грациозные позы.
Иногда в сюите появлялись и нетанцевальные пьесы - прелюдии, арии, рондо, фуги.
В XIX и XX веках появились сюиты совсем другого типа. В одних из них преобладали нетанцевальные пьесы разных форм и настроений, другие носят программный характер, например, «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Большой популярностью пользуются сюиты из оперных отрывков (музыкальные картинки «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»), балетных номеров (из «Золушки» или «Ромео и Джульетта» Прокофьева), музыки к драматическим спектаклям («Пер Гюнт» Грига) и т.д.
В ряду самых сложных музыкальных форм стоит соната. Слово «соната» происходит от итальянского sonare - звучать. Слово «соната» в разные времена имело неодинаковое значение. В XVII веке появилась так называемая старинная соната. В ней еще не было определенного количества частей, строгого порядка их следования, но уже наметились три наиболее яркие образные сферы, контрастно оттеняющие друг друга - предшественники будущих трех частей классической сонаты. Первая часть - быстрая, живая, вторая - неторопливая или медленная, третья - обычно самая быстрая, перекликающаяся по характеру с первой.
«Классический» тип сонаты сложился в творчестве великих венских мастеров Гайдна и Моцарта.
Наибольшей напряженностью и остротой отличается первая часть сонаты. И именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной.

Сонатная форма (классическая) - репризная форма, основанная на драматургическом контрасте главной и побочной партий, на тональном противопоставлении главной и побочной партий в экспозиции (побочная как правило в тональности доминантовой группы) и их тональном объединении или сближении в репризе.

Форма имеет три обязательных раздела: экспозиция, разработка, реприза и два необязательных - вступление и Кода. Первый раздел - «Экспозиция» - «изложение, показ», в нем композитор как бы знакомит нас с действующими лицами – темами. Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной, вторую - побочной. Они как бы взаимодействуют между собой. Между ними может располагаться связующая партия.
Второй раздел сонатной формы - разработка. Этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Темы в нем могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Здесь нет определенного порядка в чередовании тем, поэтому они переплетаются, сталкиваются друг с другом. Это ощущение движения, неустойчивости, борьбы в конце разработки достигает кульминации, и мы ждем, когда же наступит равновесие и придет покой.
Равновесие наступает в третьем разделе сонатной формы - репризе. Здесь повторяются основные темы, но с изменениями, вызванными событиями разработки. Завершает первую часть сонаты кода, в которой используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную тональность.
Первая, быстрая часть сонатного цикла, написанная в сонатной форме, иногда называется сонатное allegro. Форма сонатного allegro играет важную роль в симфонии – сочинении для оркестра, состоящем, как правило, из нескольких частей.
«Симфония» по-гречески означает «созвучие». В античной Греции так называли пение хора в унисон или любое гармоническое, благозвучное сочетание звуков. Классический вид симфония обрела в творчестве Гайдна и Моцарта. Обычно в симфонии четыре части. Вместе они образуют сонатно-симфонический цикл. Такое строение позволяет композитору выразить самые разные чувства и настроения, создать музыкально обобщенный образ эпохи.
Первая часть симфонии - энергичная, действенная, в быстром темпе. Чаще всего она является в цикле главенствующей. Именно ее обычно пишут в форме сонатного allegro, дающей возможность сопоставить контрастные образы. Вторая часть как правило медленная. Это лирическая или созерцательная передышка после бурных событий первой части. Третья часть симфонии в творчестве Гайдна и Моцарта - чаще всего менуэт. Бетховен заменил его скерцо - музыкой стремительного, живого характера, нередко с юмористической окраской. Завершает симфонию финал. Он тоже пишется в быстром темпе, но внутренне не так контрастен, как первая часть. Если смысл первой части заключается в том, чтобы показать конфликт образов, драматическое действие, то задача финала - подведение итогов. Поэтому не случайным является то, что финалы часто пишут в форме рондо, в которой постоянно возвращается одна и та же тема, то есть утверждается главная музыкальная мысль.
Итак, мы с вами узнали о классическом строении сюиты и сонатно-симфонического цикла.

 

Рекомендуется, пользуясь указанной ниже литературой, сделать конспект этой темы. Вопросы для самопроверки:

1. Что такое форма?

2. Что мы понимаем под определением «музыкальная форма»?

3. Каковы части музыкальной формы и какую они несут нагрузку?

4. Что такое жанры?

5. Широкое - и узкое значение жанра.

6. Приведите примеры жанров(танцевальных), которые бы давали национальную ха­рактеристику произведению.

7. Как можно условно подразделить жанры по исполнительству?

8. Какие Вы знаете простые музыкальные формы?

 

Вопросы для самопроверки «вокальная музыка»:

1. Какую музыку называют вокальной?

2. Что такое речитатив?

3. Какие Вы знаете песенные жанры?

4. Что такое романс?

5. Что такое ария, баллада, серенада?

6. Какие Вы знаете хоровые жанры?

 

Вопросы для самопроверки «инструментальная музыка»:

1. Какую музыку мы называем инструментальной?

2. Что такое сонатный цикл?

3. Объясните названия: прелюдия, фуга, ноктюрн, этюд.

4. Что такое программная музыка?

5. Приведите примеры прелюдии, фуги, ноктюрна, этюда.

 

Вопросы для самопроверки «симфоническая музыка»

1. Расскажите о форме сонатного аллегро.

2. Что такое симфония?

3. Какая часть симфоний обычно пишется в форме сонагного аллегро и почему?

4. О чем повествует 4-я симфония Чайковского?

5. Какие еще симфонические произведения вы знаете?

 

Терминологический словарь по теме «Музыкальные формы»:

Двухчастная форма – построение музыкального произведения, представляющее собой сопоставление двух однородных или контрастных по характеру разделов.

Куплетная форма – построение вокального произведения, при котором музыка куплета и припева остается неизменной, текст куплета изменяется, а текст припева остается одним для всех куплетов.

Трехчастная форма – тип структуры музыкального произведния, в котором Второй раздел должен контрастировать с первым, а третий – повторять первый.

Экспозиция – первый раздел сонатной формы или фуги, в котором изложены основные темы Экспозиция сонатного аллегро состоит из нескольких партий. В главной партии излагается основная тема. В связующей партии проводится переход в другую тональность или подготовка нового тематического материала. В побочной партии излагается новая тема (или несколько тем), контрастирующая с главной. В заключительной партии закрепляется тональность побочной партии или излагается новый тематический материал завершающего характера. В экспозиция могут отсутствовать связующая и заключительная партии.

Ариетта – маленькая ария, отличающаяся простотой изложения, песенностыо мелодики.

Ариозо – разновидность арии: небольшой сольный вокальный эпизод напевно-декламационного характера.

Ария – сольный номер из оперы, кантаты, отличающийся законченностью построения, выразительностью мелодии.

Вариации – музыкальное произведение, в котором основная тема подвергается разнообразным изменениям (мелодическим, ритмическим, ладовым, гармоническим). В строгих вариациях сохраняются черты мелодии и гармонии, а в свободных (характерных) вариациях наблюдается больший отход от тематической основы. Двойные вариации – вариации на две темы, изложенные последовательно.

Каватина – 1. разновидность арии лирико-повествовательного характера, отличающаяся от арии более простой формой, песенным складом и отсутствием темповых контрастов. 2. выходная ария примадонны или премьера в операх XIX в.

Полифония – вид многоголосия, в котором отдельные мелодии или группы мелодий имеют самостоятельное значение и самостоятельное интонационно-ритмическое развитие.

Программная музыка – инструментальная музыка, написанная на определенный сюжет. Существуют два основных вида программности – картинная, отражающая один, не претерпевающий изменений образ (природа, празднество, битва и т. д.) и сюжетная, выражающая сюжетное развитие образа.

Увертюра – инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опере, балету), кантате или оратории, кинофильму.

Рондо – музыкальная форма, в которой рефрен, чередуясь с эпизодами различного содержания, повторяется много раз.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал