Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этап 3. «Принятие общих законов».






На этом этапе командам предстоит договориться между собой об определенных правилах взаимодействия на неизвестной планете и распределении имеющихся ресурсов полезных ископаемых. В конце все участники ставят под «законодательством» свои подписи, после этого ватман прикрепляется на стену.

Рефлексия занятия.

 

Занятие 9. ТОЛЕРАНТНОСТЬ К ДРУГИМ: УЧИМСЯ СОЧУВСТВИЮ

 

Цель: развитие у подростков способности к пониманию, сопереживанию и сочувствию.

Разминка.

Упражнение «Будь внимательным»

Цель: развитие наблюдательности. Процедура проведения. Участники сидят по кругу. Ведущий предлагает им внимательно посмотреть друг на друга и, по возможности, запомнить, кто во что одет.

 

Упражнение «Ванька-Встанька»

Цель: развитие доверия и поддержки внутри группы.

Процедура проведения. Участники становятся в круг как можно плотнее друг к другу. Один из них выходит в центр круга. Он пытается максимально расслабиться, а остальные игроки, вытянув руки перед собой, покачивают участника, находящегося в центре, из стороны в сторону, поддерживая его и не давая упасть. В центре круга могут побывать все желающие.

Ведущий задает вопрос всем, побывавшим в центре круга:

— Кто действительно сумел расслабиться, снять зажимы, довериться людям в кругу?

Членам группы надо оценить степень своего доверия по 5-балльной системе, подняв руку с соответствующим числом пальцев. Участников с «низкой» степенью доверия группе можно спросить, почему они не сумели расслабиться, что им мешало и т. п [3].

 

Упражнение «Пойми меня»

Цель: понять мысли и чувства собеседника, его точку зрения.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает каждому по очереди кратко рассказать о ситуации, когда с ним поступили несправедливо. Сосед, сидящий слева, должен пересказать эту истерию как можно точнее, а также попытаться понять и передать чувства рассказчика. Автор истории, в свою очередь, оценивает точность пересказа. Упражнение можно проводить по кругу.

 

Упражнение «Глаза в глаза»

Цель: концентрация на мыслях и чувствах другого человека.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В течение трех минут партнеры молча смотрят друг другу в глаза, пытаясь понять мысли и чувства, как бы общаясь глазами. Затем участники делятся своими ощущениями с группой.

 

Упражнение «Войди в роль беженца»

Цель: развитие у старшеклассников способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты, переселенцы и беженцы в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5-7 минут).

Рефлексия занятия:

  • Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?
  • Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

 

Занятие 10. ГРАНИНЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Цели:

  • помочь понять и почувствовать границы толерантного поведения;
  • найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения в том или ином случае;
  • развивать способность к критическому анализу, самостоятельность мышления (в противовес конформности);
  • развивать социальное восприятие [3].

Разминка.

Упражнение «Печатная машинка»

 

Упражнение «Успей вставить слово»

Цель: развитие навыков межличностного взаимодействия.

Участники игры бросают друг другу мяч. Бросающий называет какое-нибудь существительное, а тот, кому адресован мяч, должен быстро назвать глагол, подходящий по смыслу. Кто говорит бессмыслицу — выбывает из игры. Тот, кто правильно подобрал глагол, называет свое существительное и бросает мяч другому участнику, и т. д. Игра ведется в быстром темпе.

 

Упражнение «Обсуждение Декларации прав человека»

Цели:

  • ознакомление подростков с Всеобщей декларацией прав человека;
  • обсуждение вопросов, касающихся нарушения прав человека и человеческого достоинства;
  • осознание личной ответственности каждого человека за соблюдение прав всего человечества;
  • понимание того факта, что нарушение прав человека является одной из форм нетерпимости.

Процедура проведения. Ведущий инициирует обсуждение Всеобщей декларации прав человека по следующим вопросам:

  • Какие права человека чаще всего нарушаются?
  • Какие интолерантные действия чаще всего приводят к нарушению прав человека?
  • Какие последствия нарушения прав человека вы можете назвать?
  • Какие права человека нарушаются в случае этнических конфликтов?
  • Какие действия, по-вашему, должны предприниматься в случае нарушения прав человека?
  • Может ли конкретный человек повлиять на соблюдение прав человека? Какими способами?

 

Упражнение «Кодекс толерантности»

Целы создание «Кодекса толерантности».

Процедура проведения. Ведущий предлагает участни­кам группы на основе Всеобщей декларации прав человека создать «Кодекс толерантности».

 

Упражнение «Суд присяжных»

Цель: принятие решений на основе «Кодекса толе­рантности».

Рефлексия занятия.

 

Занятие 11. ЗАВЕРШЕНИЕ

Цели:

  • совместное обсуждение результатов тренинга;
  • получение обратной связи от группы;
  • подведение итогов, прощание с участниками тренинга.

Разминка.

Цель: повторение и обобщение пройденного.

 

Упражнение «Общий ритм»

 

Упражнение «Вспомнить все»

Процедура проведения. Участники бросают друг другу мяч, называя качества и особенности поведения, присущие, с их точки зрения, толерантному человеку. Надо стараться не повторять уже названные характеристики. В игре должны принять участие все члены группы [3].

 

Упражнение «Круг “обратной связи”»

Цель: получение обратной связи от группы, обмен чувствами и впечатлениями.

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам по кругу высказать свои мнения по следующим темам:

  • Что больше всего запомнилось, понравилось в тренинге?
  • Какая тема была особенно актуальной, интересной?
  • Нужны ли, с вашей точки зрения, подобные тренинги для подростков?
  • Какие вопросы, касающиеся обсуждения темы «Толерантность» (из тех, которые не были затронуты), было бы интересно обсудить в подобном цикле?
  • Как вы собираетесь использовать то, чему научились в группе?

 

Упражнение «Поэма о толерантности»

Цель: обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Процедура проведения.

Первый вариант. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Второй вариант. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму. После того как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему. Поэму можно размножить и раздать всем участникам тренинга.

В завершение устраивается чаепитие [3].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал