Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся






 

Учащиеся должны знать:

 

1. правила оформления чертежей; приемы работы чертежными инструментами; приемы построения сопряжений;

2. основные сведения о чертежном шрифте; основы прямоугольного проецирования на одну, две и три перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения аксонометрических изображений.

3. основные правила выполнения чертежей основные правила построения и обозначения разрезов и сечений на чертежах;

4. последовательность чтения чертежей деталей и сборочных чертежей; условные обозначения и изображение резьбы;

5. способы изображения разъемных и неразъемных соединений (на уровне начального знакомства); особенности выполнения сборочных чертежей; условности и упрощения, применяемые на чертежах; правила деталирования.


Учащиеся должны уметь:

 

1. выполнять графические работы; строить правильные многоугольники; строить сопряжения;

2. анализировать форму предмета по чертежу и с натуры; анализировать графический состав изображений

3. читать и выполнять комплексные чертежи (эскизы) и наглядные изображения несложных предметов; выбирать оптимальное количество видов на чертеже; осуществлять некоторые преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей; проводить самоконтроль выполнения графических работ;

4. приводить примеры использования черчения в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. правильно выбирать главное изображение и оптимальное количество изображений; выполнять необходимые виды, разрезы и сечения на чертежах; выполнять чертежи основных (резьбовых) соединений деталей; читать и деталировать чертежи несложных сборочных единиц;

5. пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой, учебником и учебными пособиями;

 

 

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников, программ, учебных и учебно-методических пособий:

 

1. Учебник Черчение 10 класс Н.А. Гордеенко, В. В. Степакова. – М.: ООО «Издательство Астрель» 2-е издание, 2009 год.

2. Программа Черчение 10, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, В. В. Степакова, Ю. Ф. Катханова, Е. А. Василенко, Л.Н. Анисимова.)

3. Технология: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования. – Волгоград: Учитель 2007.

4. Куприков М.Ю., Маркин Л.В. Методическое пособие. Рекомендации по составлению рабочей программы. Технология. Черчение. 10 класс. – М: Дрофа, 2014г.

5. Куприков М.Ю., Маркин Л.В.. Технология. Черчение. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М: Дрофа, 2013г.

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент ФГОС основного общего образования по курсу «Технология».

 

Виды организации учебной деятельности:

- самостоятельная работа

- творческая работа

- практическая работы

- викторина

 

Основные виды контроля при организации работы:

- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

- контроль учителя

 

Формы контроля:

- наблюдение

- самостоятельная работа

- тест

 

Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.

 

 

Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.

Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 34 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология» в 10 классах, из расчета 1 ч в неделю.

 

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии».

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по основам черчения и графики.

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

Использованная примерная программа для обучения школьников технологии в 10 классах разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников.

Результаты освоения предмета «Технология»

Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.

Общие результаты технологического образования состоят:

• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:

В познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процесса труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

В коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.

В физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


 

Тематический план 10 класс (Технический труд)

Содержание учебного предмета Основные виды учебной деятельности обучающихся
Разделы и темы программы Количество учебных часов Практические работы
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления    
Раздел 2. Геометрические построения    
Раздел 3. Проекционное черчение    
Раздел 4. Изображение на чертеже    
Раздел 5. Аксонометрические проекции    
Раздел 6. Машиностроительное черчение    
Раздел 7. Сборочные чертежи и чертежи общих видов    
Раздел 8. Чтение строительных чертежей    
Итого:    

 


Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» (Черчение и графика) для 10 класса на 2015 – 2016 учебный год

Условные сокращения:

УОНМ – Урок ознакомления с новым материалом; КУ – Комбинированный урок; УПКЗУ – Урок проверки и коррекции знаний и умений.

 

№ п/п Тема урока Тип урока Количество часов УУД Дата проведения Примечания  
план факт  
  Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления - 2 часа              
  I четверть              
1. Чертежные материалы и инструменты. Техника безопасности при работе с ними УОНМ   Объяснять назначение чертежных инструментов и материалов. Подбирать чертежные материалы и инстру­менты по назначению        
2. Правила оформления чертежей. Стандарты. Форматы, основная надпись чертежа. Чертежный шрифт. Линии чертежа. Масштаб КУ   Строить линии различного вида с помощью чертежных инструментов. Заполнять основную надпись черте­жа чертежным шрифтом        
3. Геометрические построения. Деление отрезка и окружности КУ   Выполнять геометрические построения: откладывать отрезки заданной длины; делить отрезки, углы и окружности на заданные части; вписывать в окружность многоугольник с заданным числом сторон; строить перпендикулярные и параллельные прямые, оптимально выбирая чертежные инструменты        
4. Геометрические построения. Сопряжения КУ   Выполнять сопряжения: прямой и окружности, прямых дугой заданного радиуса, окружностей внешним и внутренним образом.          
5. Нанесение размеров КУ   На основе изученных правил и условностей выявлять ошибки простановки размеров на готовых чертежах плоского контура, обосновывать простановку размеров при вычерчивании чертежа плоского контура, в том числе радиальных, диаметраль­ных и угловых размеров 29.09-05.10      
6. Методы проекций. Центральное и параллельное проецирование КУ   Объяснять сущность и значение метода проецирования для практики выполнения чертежей. Выявлять особенности и области предпочтительного применения центрального, параллельного и косоугольного проецирования        
7. Комплексный чертеж. Эпюр Монжа КУ   Объяснять понятие комплексного чертежа, строить комплексные чертежи точек, отрезков прямых и отсеков плоскостей по заданным исходным данным. Различать на чертеже прямые и плоскости общего и частного положений.        
8. Чертежи предметов (пространственных объектов). Нанесение размеров на пространственные предметы КУ   Объяснять понятие вида, различать основные, дополнительные и местные виды и их обозначения на чертеже. Строить проекции простейших тел(примитивов), поверхностей и точек на поверхностях на безосном чертеже. Строить три проекции заданного предмета и определять на них положение и видимость точек. Объяснять правила нанесения размеров на пространственные детали        
9. Разрезы. Правила выполнения разрезов. Классификация. Обозначение разрезов КУ   Объяснять и различать понятия разрезов простого, сложного, местного, их обозначение и изображение на чертеже. Строить и обозначать на чертеже простой и сложный разрезы заданного предмета. Наносить размеры с учетом особенностей формы детали и наличия разрезов на ее изображении        
10. Сечения вынесенные и наложенные. Обозначение сечений КУ   Объяснять понятие сечения, различать виды сечений по их оформлению на чертеже. Различать разрезы и сечения. Строить три проекции заданного предмета с изображением и обозначением на чертеже необходимых сечений для выявления внутренних элементов формы предмета. Строить и обозначать на чертеже вынесенное и наложенное сечения заданного предмета        
11. Графическая работа №1 «Построение чертежа детали» УПКЗУ   Выполнить чертеж плоской детали с нанесением размеров и изменением масштаба (по индивидуальным заданиям). Формат А4        
12. Графическая работа №2 «Чертеж детали с применением разреза» УПКЗУ   На листе формата А4 выполнить чертеж детали с применением разреза        
13. Аксонометрические проекции КУ   Объяснять и сравнивать виды аксонометрических проекций: изометрию, диметрию и основные принципы выполнения геометрических построений в них с учетом коэффициента искажения        
14. Прямоугольная изометрическая проекция КУ   Строить приведенную прямоугольную изометрическую проекцию заданных предметов, в том числе с разрезами. Выполнять чертежи предметов в прямоугольной изометрической проекции        
15. Графическая работа №3 «Построение изометрической проекции» УПКЗУ   Выполнить изометрическую проекцию детали (по индивидуальным заданиям). На листе в клетку формат А4        
16. Косоугольная фронтальная диметрическая проекция КУ   Строить приведенную косоугольную фронтальную диметрическую проекцию заданных предметов, в том числе с разрезами. Выполнять чертежи предмета во фронтальной диметрической проекции        
17. Виды изделий в машиностроении. Резьбовые изделия КУ   Объяснять понятие изделия в машиностроении, различать изделия по видам. Изображать на чертеже резьбовые изделия (как деталь и в сборе) по заданным параметрам. Изображать стандартные крепежные детали по заданным обозначениям        
18. Чертежи деталей КУ   Определять главный вид и необходимое количество видов для изображения конкретной детали. Пояснять процесс механообработки при изготовлении детали. Изобра­жать чертеж детали по заданным размерам. Наносить на чертеж детали размеры с учетом требования геомет­рической полноты и технологической грамотности        
19. Обмер деталей КУ   Выполнять чертежи и эскизы деталей по исходным изображениям        
20. Графическая работа №4 «Эскиз детали» УПКЗУ   Выполнить эскиз детали по исходному изображению (по индивидуальным заданиям). На листе в клетку формат А4        
21. Разъемные соединения КУ   Определять состав резьбовых соединений и порядок сборки. Изображать резьбовые соединения (болтовое, шпилечное и винтовое) и отдельные другие виды соединений (например, паяное, клеевое и заклепочное) по заданным параметрам соединения.          
22. Неразъемные соединения КУ            
23. Графическая работа №5 «Чертеж резьбового (шпилечного, болтового) соединения» УПКЗУ   Выполнение резьбового соединения (по индивидуальным карточкам-заданиям на листе формата А4)        
24. Сборочный чертеж и спецификация КУ   Различать сборочные единицы, виды образующих их сборочных операций, выполнять схемы деления, формировать предметные обозначения компонентов сборочной единицы, заполнять спецификацию. Выполнять сборочный чертеж и спецификацию сборочной единицы по ее заданному изображению        
25. Сборочный чертеж и спецификация КУ          
26. Чертеж общего вида КУ   Объяснять определения чертежа общего вида и деталирования. Выполнять деталирование по чертежу общего вида. Строить несложный сборочный чертеж сборочной единицы по чертежам составляющих ее деталей        
27. Предмет компьютерной графики КУ   Различать виды компьютерной графики и виды программного и аппаратного обеспечения. Владеть основами функционирования и интерфейсом системы «КОМПАС». Запускать систему. Выполнять в системе элементарные операции (открытие, закрытие, сохранение файла и др.)        
28. Элементарные графические операции в системе КУ   Создавать основные графические 2 D -примитивы, задавать и изменять их стиль. Создавать изображения из графических 2 D -примитивов        
29. Приемы формирования чертежа в системе КУ   Создавать плоские чертежи различной сложности. Обеспечивать точность геометрических построений. Редактировать 2D-обьекты. Выпол­нять операции переноса, поворота, масштабирования, обрезки, удлинения и др.        
30. Пространственное (3D) моделирование КУ   Создавать ЗD-модели различной сложности с помощью изученных методов построения и операций. Выполнять ассоциативные чертежи созданного в системе ЗD-объекта. Строить ЗD-модели предмета по чертежу этого предмета с использованием изученных методов ЗD-моделирования        
31. Пространственное (3D) моделирование КУ            
32. Графическая работа №6 «Построение чертежа плоской детали в программе КОМПАС-3D» УПКЗУ   Выполнить чертеж плоской детали в компьютерной системе автоматизированного проектирования Компас 3D        
33. Строительные чертежи КУ   Строить планы помещений, используя условные обозначения строительных конструкций, проставлять необходимые размеры        
34. Повторение изученного материала по разделу компьютерное черчение КУ          
                   


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал