Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В зарубежной практике документ, аналогичный ТУ, —техническая 1 страница






Спецификация (Technical Specification —TS) разрабатывается фирмой-изготовителем и по согласованию с фирмой-потребителем применяется как неотъемлемая часть контракта с фирмой-потребителем. В насто­ящее время в ЕС стали разрабатываться TS более высокого статуса [9]. Они подготавливаются техническими комитетами СЕН и СЕНЭЛЕК и постепенно вытесняют так называемые предварительные европейские стандарты. Объектом TS являются: новое изделие, новый метод испы­тания, новые процессы. Максимум через три года TS должны прове­ряться в реальных условиях эксплуатации на актуальность. Возможны­ми результатами проверки могут быть: придание статуса евросгавдарта (EN); продление срока их действия на следующие три года; отмена до­кумента.

Необходимость в TS возникает и в том случае, когда в процессе раз­работки EN не удается достичь стадии необходимого консенсуса. По­этому достигнутый уровень согласия фиксируется в TS. В странах ЕС, представленных в Европейском комитете по стандартизации (СЕН), официально извещают о публикации TS.

В соответствии с ГОСТ 2.114 ТУ разрабатывают: на одно конкрет­ное изделие, материал, вещество и т.п.; на несколько конкретных изде­лий, материалов, веществ и т.п. (групповые ТУ).

В отличие от стандартов они разрабатываются в более короткие сро­ки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект ТУ — продукция, в частности ее разновидности — конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами ТУ среди товаров явля­ются: изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); изделия, осва­иваемые промышленностью; продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила прием­ки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания по экс­плуатации; гарантии изготовителя.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обяза­тельным требованиям государственных стандартов, распространяю­щимся на данную продукцию.

 

Указанные требования некоторые недобросовестные изготовители пытаются обойти, прибегая к ассортиментной фальсификации выпус­каемой продукции, т.е. к подмене одной группы товаров другой. Это особенно часто имеет место по алкогольной продукции, которой в ТУ дают наименования: «жидкость для пропитки тортов», «ароматизиру­ющая добавка в чай» (или парфюмерные средства). Это позволяет им, с одной стороны, не соблюдать обязательные требования стандартов, с другой — избежать акцизов.

 


На повышение качества ТУ на пищевые продукты направлены по­ложения ГОСТ (11).

ТУ подлежат согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная ко­миссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ. Если решение о постановке продукции на производство принимают без приемочной комиссии, ТУ направляют на согласование заказчику (по­требителю).

ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними. ТУ утверждает разработчик документа.

Обозначение ТУ может производиться двумя способами. По одно­му из них обозначение формируется: из кода «ТУ»;

кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); трехразрядного регистрационного номера;

кода предприятия—разработчика ТУ по классификатору предпри­ятий и организаций (ОКПО);

двух последних цифр года утверждения документа. Например: ТУ 1115-017-38576343—93, где 1115 —код групп про­дукции по ОКП; 38576343 —код предприятия по ОКПО; 017 — ре­гистрационный номер. Для продукции, поставляемой для государ­ственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случаях, когда в контрактах есть ссылка на ТУ, должна быть преду­смотрена их государственная регистрация.

На регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприя­тии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль своеоб­разных «кирпичиков», с помощью которых формируются каталоги вы­пускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность за­полнения каталожного листа.

При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена: по контракту—продукция, предназначенная для экспорта; по образцу-эталону и его техническому описанию — непродовольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства кото­рых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены ГОСТом (ГОСТ Р) на группу однород­ной продукции; по техническому документу — полуфабрикаты, веще­ства, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия (например, по чертежу—детали, поставля­емые в магазин «Умелые руки»).

Ниже приводится подробная характеристика образца-эталона и его технического описания (ТО), выполняющих роль ТУ для непродоволь­ственных товаров.

Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс из­делий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептически- ми методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключаю­щим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При вы­пуске продукции различных цветовых решений можно утверждать об­разец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материа­лов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по согласованию с основным потребителем; предпочтительно утвержде­ние двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятель­ное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вместе с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не уста­навливается, за исключением случаев, когда свойства продукции не мо­гут длительно сохраняться.

Техническое описание составляют на одно или несколько конкрет­ных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны. В техни­ческом описании образца указывают: краткое описание изделия (внеш­ний вид, цвет, масса, отделка и т.п.); параметры, а также требования к форме, конструкции, модели, размеру изделия; обозначение материа­лов, применяемых при изготовлении данного изделия (при необходимо­сти); транспортирование, хранение, гарантии изготовителя. В техничес­ком описании при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотографию изделия. Изменения технического описания согласовыва­ются с основным потребителем.

4. МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ

(МГСС)

Представителями государств бывшего СССР было подписано 13 мар­та 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, в котором заложены основы системы межгосударствен­ной стандартизации. Согласно этому документу были признаны: действу­ющие ГОСТы в качестве межгосударственных стандартов*; эталонная база бывшего СССР как совместное достояние; необходимость двусто­ронних соглашений для взаимного признания систем стандартизации, сертификации и метрологии.

На межправительственном уровне был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС). Его ос­новными функциями являются: выработка приоритетных направлений деятельности в области стандартизации; представление проектов меж­государственных стандартов на утверждение; рассмотрение и принятие основных направлений работ в области стандартизации и смет расходов на их проведение. Принимаемые советом решения обязательны для государств, представители которых вошли в Совет.

Членами МГС являются руководители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации государств —участников Соглашения всех 12 государств Содружества.

Руководство работами по стандартизации, метрологии и сертифика­ции в государствах—участниках Соглашения осуществляют соответ­ствующие органы: например, в Республике Армения — Армгосстандарт; на Украине — Госстандарт Украины; в Республике Молдова — Госдепартамент Молдовастандарт; в Туркменистане—Туркменглав- госинспекция и т.д.

Основной рабочий орган МГС — Бюро стандартов, метрологии и сертификации с местом пребывания в Минске. По установившейся тра­диции заседания проводятся поочередно в государствах—участниках Соглашения.

В результате деятельности МГС сохранены существовавшие в СССР фонды НД и эталонная база (около 25 тыс. государственных, 35 клас­сификаторов технико-экономической информации, 140 метрологичес­ких эталонов единиц физических величин).

 

*До 1992 г. аббревиатура ГОСТ расшифровывалась как Государственный стандарт Союза ССР. Учитывая, что эта аббревиатура известна во всем мире, представители государств СНГ решили сохранить ее для вновь вводимых межгосударственных стан­дартов.

 

К настоящему времени полностью завершился процесс взаимного признания национальных систем сертификации стран СНГ.

Рабочими органами МГС являются межгосударственные техничес­кие комитеты по стандартизации (МТК), которые создаются для раз­работки межгосударственных стандартов и проведения других кон­кретных работ в области межгосударственной стандартизации. Деятельность свыше 200 МТК по разработке ГОСТов ведется в соот­ветствии с годовыми планами.

Межгосударственные стандарты и изменения к ним принимаются по решению МГС, заседания которого проходят 2 раза в год.

Общие положения по правилам проведения работ в области межго­сударственной стандартизации установлены в основополагающем стан­дарте — ГОСТ 1.0—92. Стандарт считается принятым, если за его при­нятие проголосовало не менее двух государств.

В качестве проекта ГОСТа национальный орган по стандартизации какого-либо государства может предложить действующий нацио­нальный (государственный) стандарт государства—участника Согла­шения. Так, значительную долю принятых ГОСТов в последнее время составляют государственные стандарты России—ГОСТ Р (около 70%).

Отдавая должное большой работе, проводимой МГС в рамках СНГ, Международная организация по стандартизации — ИСО признала МГС в качестве международной региональной организации по стан­дартизации. Деятельность МГС в значительной мере способствует ускорению процесса вступления государств — участников Содруже­ства в ИСО и ВТО.

5. МЕЖДУНАРОДНАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

5.1. Задачи международного сотрудничества в области стандартизации

 

Неуклонное расширение международных связей не позволяет стан­дартизации замыкаться в рамках отдельного государства. Для успешно­го осуществления торгового, экономического и научно-технического сотрудничества различных стран первостепенное значение имеет меж­дународная стандартизация. Необходимость разработки международ­ных стандартов становится все более очевидной, так как различия на­циональных стандартов на одну и ту же продукцию, предлагаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли, тем более что темпы роста международной торговли в 3—4 раза превышают темпы развития национальных экономик.

Например, из-за различия между стандартами США и большинства других стран на телевизоры в 60-е гг. США вынуждены были отказать­ся от экспорта своих телевизоров в целый ряд стран. Голландской фир­ме «Филипс» пришлось выполнять один и тот же радиоприемник в 12 вариантах (по напряжению, частоте, силе тока и др.), чтобы удовлетво­рить требования стран-импортеров. В ряде случаев фирме приходилось менять даже конструктивную схему и использовать большое количество дополнительных деталей, контрольно-измерительных приборов, что, конечно, приводило к большим потерям времени и средств.

До принятия Единой системы мер — метрической системы экспорт нашей страной леса в Англию был связан с большими трудностями, так как в этой стране применялась дюймовая система мер. Поэтому ряду предприятий по распиловке леса приходилось специализироваться на работе по дюймовой системе. И только когда Англия приняла метричес­кую систему мер, эти трудности были преодолены.

В решении проблем международной торговли четко проявляется коммуникативная функция стандартизации. Международная стандарти­зация содействует перемещению людей, товаров, энергии и информа­ции. Не случайно международные стандарты сравниваются с ключом, который открывает рынки. По данным на 2000 г. [10], 84% компаний и фирм Германии продвигают свои товары на мировой рынок, используя международные и европейские стандарты.

Основной задачей международного научно-технического сотрудниче­ства в области стандартизации является гармонизация, т.е. согласование национальной системы стандартизации с международной, региональны­ми и прогрессивными национальными системами стандартизации зару­бежных стран в целях повышения уровня российских стандартов, каче­ства отечественной продукции и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Международное сотрудничество осуществляется по линии между­народных и региональных организаций по стандартизации.

5.2. Международные организации по стандартизации

В области международной стандартизации работают Международ­ная организация по стандартизации (ИСО), Международная электро­техническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ).

Ниже рассматривается деятельность ИСО и МЭК как наиболее крупных международных организаций по стандартизации и дается краткая справка о МСЭ.

Международная организация по стандартизации (ИСО)* функцио­нирует с 1947 г. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, ко­торые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 января 2001 г. в работе ИСО участвуют 138 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран- членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Орга­нами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Со­вета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО — Генеральная ассамблея (рис. 6).

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой органи­зации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных стандартов разрабатываются непосред­ственно рабочими группами, действующими в рамках технических ко­митетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехничес-. кие ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и меж­отраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы изме­рений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (количеством около 140) действуют в конкретных облас­тях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.). ТК, деятель­ность которых охватывает целую отрасль (химия, авиационная и кос­мическая техника и др.), организуют подкомитеты (ПК) и рабочие группы (РГ)-

В зависимости от степени заинтересованности каждый член ИСО определяет статус своего участия в работе каждого ТК. Членство мо­жет быть активным и в качестве наблюдателей. Проект международного стандарта (МС) считается принятым, если он одобрен большинством (75%) активных членов ТК.

 

*О происхождении аббревиатуры ИСО. Поскольку в разных языках аббревиатура этой Международной организации по стандартизации могла быть различной, было ре­шено представителями стран — инициаторов создания ИСО использовать производное от греческого isos — «равный».

Рис. 6. Структура ИСО

К началу 2000 г. действовало примерно 13 тыс. МС ИСО. 75% МС ИСО — основополагающие стандарты, или стандарты на методы испы­таний.

В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление | единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится и используется продукция. В МС также устанавливаются требования к продукции в части безопасности ее для жизни и здоровья людей, окружающей среды, взаимозаменяемости и технической I«совместимости. Что касается других требований к качеству конкретной продукции, то их нецелесообразно устанавливать в МС, — конкретные нормы качества на конкретную продукцию для разных категорий потребителей регулируются через цену непосредственно в контрактах.

Рассматривая результаты деятельности общетехнических и межотраслевых ТК, следует отметить как значительные достижения ИСО разработку международной системы единиц измерения, принятие метрической системы резьбы, системы стандартных размеров и конструкции контейнеров для перевозки грузов всеми видами транспорта. В к настоящее время особое внимание привлекает работа ТК 176 «Системы обеспечения качества», созданного в 1979 г. В его задачу входят стандартизация и гармонизация основополагающих принципов создания систем обеспечения качества. В 1987 г. была опубликована первая К версия четырех стандартов ИСО серии 9000, направленных на единообразный подход к решению вопросов качества продукции на предприятиях, в 1994 г. — вторая версия, в 2000 г. — третья версия.

Другими органами Совета ИСО являются Техническое бюро и шесть комитетов. Кратко рассмотрим деятельность Комитета по оценке соответствия продукции стандартам (КАСКО), Комитета по вопросам потребления (КОПОЛКО), Комитета по информационным системам и услугам (ИНФКО). КАСКО создан в начале 70-х гг. в связи с бурным развитием сертификации во всех странах мира. Этому органу поручена выработка международных рекомендаций для стран по всем аспектам сертификации (организация испытательных центров в странах, требования, предъявляемые к ним, маркировка сертифицируемой продукции, требования к органам, осуществляющим руководство системами сертификации, и др.). В задачи КОПОЛКО входит: изучение путей содействия потребителям в получении максималь­ного эффекта от стандартизации продукции, а также установление мер, которые необходимо принять для более широкого участия потребите­лей в национальной и международной стандартизации; выработка с позиции стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения по вопросам стандартизации; обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартиза­ции, применению стандартов на потребительские товары, по другим вопросам стандартизации, представляющим интерес для потребителей. Результатом деятельности КОПОЛКО является издание перечней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка руководств по оценке качества потребительских товаров. Укажем на некоторые из них: руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских това­ров»; руководство 14 «Информация о товарах для потребителей» руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров».

К задачам ИНФКО относятся: руководство деятельностью инфор­мационной сети ИСО (ИСОНЕТ); координация деятельности членов организации в области информационных услуг; консультирование Ге­неральной Ассамблеи ИСО по разработке политики в области гармони­зации стандартов.

Деятельность информационной системы ИСО (ИСОНЕТ) направле­на на достижение следующих приоритетных целей: обеспечение обме­на информацией о международных и национальных стандартах, других документах и литературе по стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); создание тезауруса (толкового словаря).

Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов. В начале 90-х гг. превалировали стандарты в обла­сти машиностроения (около 30%), химии (около 12, 5%). На долю стандартов в области здравоохранения и медицины приходилось все­го 3, 5%, охраны окружающей среды — 3%. Относительно небольшую долю (около 10, 5%) занимали стандарты в области информатики, электроники и информационного обеспечения. В перспективе соци­альные сферы (защита окружающей среды, здравоохранение), а так­же информационные технологии должны стать приоритетными в де­ятельности ИСО.

Острая конкуренция на мировом рынке стран и фирм, являющихся мировыми изготовителями конкретной продукции, начинается и проявляется на этапе разработки МС. В региональных и международных организациях по стандартизации идет постоянная борьба за лидерство, поскольку экономически развитые страны вполне справедливо видят в I проекте конкретного МС соответствующий национальный стандарт и I борются за отражение в этом проекте своих национальных интересов. Не случайно из общего количества МС ИСО, разработанных всеми ТК, I более 70% соответствуют национальным или фирменным стандартам J: промышленно развитых стран мира. Для нашей страны таким примером были стандарты ИСО, принятые в рамках ТК 55 «Пиломатериалы и пиловочные бревна», где за основу МС при их разработке были взяты соответствующие российские стандарты.

Лидерство той или иной страны в разработке МС в огромной мере определяется степенью участия ее специалистов в деятельности рабочих органов ИСО, МЭК, МСТ—ТК, ПК, РГ.

Работа ИСО в настоящее время осуществляется в рамках 200 тех­нических комитетов. На начало 2002 г. за Российской Федерацией было закреплено ведение секретариатов 2 ТК, 11 ПК и 9 РГ. В целом пред­ставительство России в рабочих органах ИСО значительно меньше Гер- мании, Великобритании, США и Франции. Это обстоятельство не может не отражаться на лидерстве страны в разработке МС. Отсюда вытекает актуальная задача Госстандарта и заинтересованных министерств (ведомств), участвующих в работах по международной стандар­тизации, — обеспечить широкое представительство страны в междуна­родных организациях по стандартизации в целях занятия передовых! позиций в той или иной сфере техники и экономики. К сожалению, в; последние годы наблюдается резкое снижение роли России в деятель­ности ИСО и других международных организаций по стандартизации ^ из-за катастрофической нехватки валютных средств.

МС ИСО не являются обязательными, т.е. каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять. Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремясь поддержать высокую конкурентоспособность своих изделий, вынуждены пользоваться международными f стандартами. По оценке зарубежных специалистов, передовые промышленно развитые страны мира применяют до 80% всего фонда стандартов ИСО. Особенно широко используют стандарты ИСО и других I международных организаций страны, экономика которых в большой I степени зависит от внешней торговли. Это Нидерланды, Швеция, Бельгия, Австрия, Дания, у которых доля внешней торговли по отношению к общему объему производства составляет 40—50%. Эти страны стре­мятся не создавать национальные стандарты в тех областях, в которых действуют соответствующие международные стандарты.

Согласно информации [44], в публикациях ИСО начиная с 1999 г. стали все чаще встречаться аббревиатуры PAS, TS, ТТА. Речь идет о новых ви­дах документов, принятых ИСО. Появление их—это реакция междуна­родной организации на требования рынка быстро разрабатывать норма­тивные документы, в том числе по определенным отраслям. Срок их подготовки сокращен по сравнению со сроками разработки стандартов, а требования к достижению консенсуса для принятия снижены.

Информационный центр ИСО дает следующие русские эквивален­ты наименований новых видов документов:

PAS (Publicly Available Specifications) — общедоступные техничес­кие условия;

TS (Technical Specifications) — технические условия;

ITA (Industry Technical Agreements) — отраслевые технические со­глашения.»

Разные наименования этих документов отражают разную степень согласия: между техническими экспертами рабочей группы ИСО —для PAS; между членами технического комитета ИСО —для TS; специаль­ное техническое соглашение, достигнутое в ходе проведения открыто­го семинара, —для ITA. Принятым к публикации документам технических условий присва­ивается категория PAS, если их одобрила половина членов соответству­ющего комитета, участвовавших в голосовании, и категория TS, —если их одобрили 2/3 членов комитета, участвовавших в голосовании. Напом­ним, что для публикации международных стандартов требуется одоб­рение их проектов по меньшей мере 3/4 комитетов-членов, принимаю­щих участие в голосовании. ITA представляет собой документ, разработанный на отраслевом се­минаре вне рамок технической структуры ИСО, но при административ­ной поддержке определенного комитета —члена ИСО. Таким образом, ITA — это результат консенсуса участников семинара, а не членов тех­нического комитета. PAS и TS могут публиковаться только на одном языке. Они под­вергаются анализу каждые три года с целью определения, продлевать ли существующий статус на дальнейший трехлетний период, переводить ли документ на новую стадию или отменять его. Через шесть лет PAS и TS либо переводятся в международный стандарт, либо отменяются.

Примером TS является разработка Международной целевой груп­пой автомобильной промышленности (IATF) совместно с представите­лями ИСО/ТК 176 документа ИСО/ТУ16949 «Системы качества. По­ставщики изделий для автомобильной промышленности. Отраслевые требования по применению стандарта ИСО 9001: 1994», опубликован­ного 1 марта 1999 г.

Что касается ITA, то это — скорее информативный, чем норматив­ный документ, который на более поздней стадии также может быть пе­реведен в полноценный международный стандарт.

С одобрения Технического руководящего бюро ИСО, вынесенного на заседании в Милане в сентябре 2000 г., Международная ассоциация по стандартизации Канады (CSAI) и Бюро стандартов Канады (SCC) выступили организаторами семинара по разработке рекомендаций по применению ИСО 9004: 2000 в здравоохранении, который был проведен в январе 2001 г. в Детройте (США).

Главным производным документом этого семинара стали первые опубликованные отраслевые рекомендации по разработке систем менед­жмента качества в организациях здравоохранения. Этому документу присвоен статус первого отраслевого технического соглашения — ISO/ ITA 1. Предусматривается, что он будет применяться при разработке или улучшении систем менеджмента качества в здравоохранении.

Международная электротехническая комиссия (МЭК) разрабатыва­ет стандарты в области электротехники, радиоэлектроники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновремен­ность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возмож­ности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направле­но, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с дру­гой — на координацию технической деятельности.

Число членов МЭК (около 52) меньше, чем членов ИСО. Это обус­ловлено тем, что многие развивающиеся страны практически не име­ют или имеют слаборазвитую электротехнику, электронику и связь. Наша страна является членом МЭК с 1922 г. Высший руководящий орган МЭК — Совет, в котором представлены все национальные коми­теты. Бюджет МЭК, как и бюджет ИСО, складывается из взносов стран — членов этой организации и поступлений от продажи между­народных стандартов. Структура технических органов МЭК такая же, как и ИСО: технические комитеты, подкомитеты и рабочие группы. В МЭК функционируют 80 ТК, часть которых (как и в ИСО) разрабаты­вает МС общетехнического и межотраслевого характера, ^ другая — МС на конкретные виды продукции (бытовая радиоэлектронная аппа­ратура, трансформаторы, изделия электронной техники). Россия ведет два секретариата ТК и два секретариата ПК (на начало 2002 г.).

В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК. Следует от­метить важность проводимых в МЭК работ по установлению требова­ний безопасности для бытовых электроприборов и машин. В связи с различным подходом к обеспечению безопасности в разных странах ТК 61 «Безопасность бытовых электроприборов» выпущено более 40 МС, устанавливающих требования практически ко всем электробытовым приборам и машинам. Разработка МС в этой области имеет особенно важное значение в связи с созданием в МЭК системы сертификации электробытовых приборов и машин на соответствие их МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе—это раз­работка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (та­кой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на вто­ром этапе — возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами — нацио­нальными организациями по стандартизации.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал