Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Билет 29 Социальные функции коммуникации.
Социальные функции коммуникации.
Функция в социологии – 1)некоторая роль, которую выполняет элемент системы в рамках ее существования как целого; 2)социальное действие, ставшее стандартизированным; 3)вид зависимости между двумя и более социальными или политическими переменными. Мы будем пользоваться первой и второй категорией ком-ции. Функции ком-ции по Ласвеллу: 1.Надзор, наблюдение за окружающей социального субъекта средой, т. е. наблюдательная функция (социальный контроль). Ком-ция позволяет социальному субъекту, общности постоянно сканировать окружающую среду для того, чтобы получить информацию об угрозах, рисках, возможностях. С помощью ком-ции члены общества получают возможность распространять свое наблюдение среды и выносить ситуацию за пределы своих сенсорных возможностей. Чем лучше реализуется эта функция, тем больше шансов у общности адаптироваться к среде, предвидеть угрозы и выживать. 2.Функция, организующая взаимодействие людей в их ответах на вызовы среды. В процессе эволюции лучше приспосабливаются те общности, которые лучше взаимодействуют, лучше организованы, которые способны решать более сложные совместные задачи, а все это невозможно вне процессов ком-ции. Применительно к МК можно говорить об организационной или регулятивной функции. Масс-медиа выступают площадкой для свободного обмена идей. Этот обмен есть форма организации совместной деятельности. 3.Обеспечение социальной наследственности или функция социализации. Ком-ция позволяет передавать накопленный в сообществе опыт от одного поколения к другому. В дописьменных обществах это наиболее заметно. Ком-ция выступает необходимым механизмом социализации (процесс усвоения вступающим в общество индивидом правил поведения в обществе, его норм и ценностей). 4.Функция развлекательная, рекреационная, отвечающая за получение удовольствия, отдыха, отвлечения от проблем. Также Ласвелл выделял социальные функции ком-циии применительно к трем типам субъектов: источнику, получателю и социальной среде. Целью источника является сохранение социальной системы, той, в которой он выполняет функции источника (функции доминирования в ком-ции, подчинения получателя своим целям). Цель получателя принципиально иная – адаптация к системе, т. е. максимизация поощрений и минимизация наказаний. Если получатель является членом социальной системы, то его поощрение и наказание зависит от того, насколько хорошо он адаптирован к системе.
|