Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок обжалования и возмещения морального вреда (ущерба) нанесенного средствами массовой информации.






Копирайт с Генри: «Порядок обжалования, а не в каких случаях. В каких случаях – это дополнительный вопрос. Года три назад кое-кто сказал, порядочный человек за такие вещи – морду бьет. Сначала обращаются в издание с требованием опровержения. А если издание говорит: «Сам ты дурак», тогда идут куда? Опять не в суд. Идут к адвокату, получают консультацию и только после этого... А что делает в это время СМИ? Активизирует действие юридического отдела. Как вылезать из, сами знаете чего».

Гражданин или юридическое лицо в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» могут, не обращаясь в суд, потребовать непосредственно от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. В том случае, если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ей сведения соответствуют действительности, она обязана их опровергнуть. Заинтересованное лицо может предоставить свой текст опровержения. Если он соответствует требованиям закона, то данный текст подлежит опубликованию. В тексте опровержения должно быть указано:

а) какие сведения не соответствуют действительности;

б) когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента, но нельзя требовать, чтобы он был короче стандартной машинописной страницы. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (эфир) не реже одного раза в неделю, в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения, либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

В соответствии со ст. 45 Закона «О средствах массовой информации» в опровержении должно быть отказано, если данное требование:

1) само является злоупотреблением свободой массовой информации;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

Кроме того, в опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений.

Отказ в опровержении либо нарушение установленного порядка опровержения обжалуются в суде в течение года со дня распространения опровергаемых сведений.

В тех случаях, когда в отношении гражданина или юридического лица (религиозной организации) в средствах массовой информации распространены не соответствующие действительности сведения (которые не порочат честь, достоинство и деловую репутацию), либо распространены сведения ущемляющие права и законные интересы гражданина и деловую репутацию юридического лица, они имеют право на опубликование ответа в том же средстве массовой информации.

Порядок опубликования ответа и отказа в таковом аналогичен процедуре опровержения.

Сравнение текста ч. З ст. 152 ГК и ст.46 Закона «О средствах массовой информации» обнаруживает разногласие, заключающееся в том, что Гражданский кодекс не дает права гражданам и юридическим лицам на опубликование ответа в случаях распространения не соответствующих действительности сведений, не ущемляющих их права и законные интересы, хотя такое право предусмотрено Законом «О средствах массовой информации». Поскольку Гражданский кодекс вступил в силу позднее Закона «О средствах массовой информации» именно его и следует применять на практике в случае возникшего противоречия.

Опровержение от ответа отличается двумя признаками:

а) Опровержение исходит от редакции (хотя текст может быть предложен лицом, в отношении которого распространены не соответствующие действительности сведения).

Под ответом же ставится подпись гражданина или юридического лица, чьи права были нарушены газетной публикацией, так как в соответствии с ч.З ст. 152 ГК лицо имеет право на опубликование своего ответа.

б) Гражданин может требовать от редакции опровержения лишь в том случае, когда опубликованные не соответствующие действительности сведения порочат его честь, достоинство и деловую репутацию. Если же этот признак отсутствует, и распространенные сведения не порочат гражданина, а лишь ущемляют его права и охраняемые законом интересы, он имеет право только на опубликование своего ответа. Это правило применимо и к юридическому лицу для защиты деловой репутации.

Различие между опровержением и ответом имеет принципиальное значение, так как они имеют разные юридические последствия.

Опровержение, по сути, является добровольным признанием факта распространения редакцией не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию сведений. И в этом случае лицо получает право требовать возмещения убытков и морального вреда в денежном выражении. Не случайно средства массовой информации предпочитают воздерживаться от добровольного опубликования опровержения, предоставив истцу возможность в суде доказывать обоснованность своих претензий.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал