Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осознанность






По мере того, как вы продолжаете заниматься практикой, внимательность расширяется — вы осознаете свое нынешнее окружение, а также внутреннюю среду: свои мысли и эмоции. Разница между внимательностью и осознанностью берет начало в буддийской традиции практики. Санскритский эквивалент внимательности — шаматха, что буквально значит «развитие покоя», но иногда он используется, чтобы обозначить «укрощение ума». Санскритский эквивалент осознанности — випашьяна, его также переводят как «интуиция».

Внимательность — это внимание к деталям и успокоение ума, необходимое для того, чтобы начать практику. Осознанность — более широкое ощущение пространства, открытости и ясности, которое развивается на основе внимательности по мере того, как практика приобретает все большую устойчивость. Осознанность можно сравнить с антенной, излучающей волны во все стороны, вверх и вниз. Внимательность с присущей ей точностью и осознанность с ее открытостью и ясной интуицией — это два необходимых аспекта практики в действии, их можно сравнить с крыльями птицы.

После того, как благодаря сидячей практике вы приобрели некоторый опыт внимательности, ум ваш начинает естественно замедлять свой бег, а тело начинает становиться более раскрепощенным. В этот миг, по-прежнему сосредоточив внимание на выдохе, позвольте своему вниманию распространиться и включить в себя более широкое окружение. Пусть ваши органы чувств раскроются, чтобы вы могли в буквальном смысле слова осознавать большее пространство вокруг себя и замечать больше звуков. Это свободный естественный процесс, в котором не должно быть напряженности или целенаправленности. Ваша осознанность расширяется сама собой — пусть так и будет. Вот простой совет обучающимся по программе Шамбалы: двадцать пять процентов внимания уделите дыханию, а семьдесят пять — окружению, Эти цифры — просто подсказка, их ни в коем случае не следует воспринимать как точное руководство. Просто они предполагают, что в какой-то момент можно включить в свою осознанность больше пространства, по-прежнему уделяя внимание дыханию.

По мере того, как осознанность растет, вы обнаруживаете, что естественно обращаете внимание на окружение, на окружающее вас пространство. Когда практикующие оставляют борьбу за господство над миром и своей собственной энергией, их часто посещает внезапное чувство свежести, новизны. Эта новизна бывает яркой и осознанной. И вместе с ней приходит чувство юмора и умение видеть все в истинном свете. Вы можете на миг ощутить свежесть и бодрость, будто в удушливо жаркий, влажный день окунулись в глубокое прохладное озеро. Такие внезапные проблески свежести и открытости приходят из-за пределов обыденного потока внутреннего диалога, сумятицы чувств, привычных волнений и тревожных надежд, то есть из-за пределов кокона. Они берут начало в более просторном ощущении бытия — в изначальном добре. Изначальное добро — не чья-то личная собственность. Мы можем ощутить его не только в себе, но и в окружающем нас мире, и в других. _

Мы погружены в мир, гораздо больший, чем тот, который ведом нашему состоянию ума — обыденному, узкому и боязливому. И для такого прозрения не обязательно проходить долгий период воинской практики. Возможно, ваша жизнь— сплошное расстройство, а сами вы глубоко страдаете. И все же, если вы хотите остаться верным себе, иногда хоть на миг дайте себе свободу — и ваша осознанность расширится, вобрав в себя окружение и сопутствующее ему ощущение энергетического пространства и большего простора.

Глядя с осознанностью, мы включаем в сферу своего внимания все окружающее пространство. Мы замечаем посторонние образы и звуки — и они больше не воспринимаются как нечто отвлекающее нашу внимательность. Разговаривая с кем-то, мы замечаем пространство внутри и вокруг каждого из нас и между нами и все тонкости нашего общения. Мы замедляем темп и слышим тишину между словами. Замедляем темп — и нам уже больше не нужно реагировать оборонительно или поспешно.

Вскоре после встречи с Дордже Драдулом я был дежурным по уборке мусора в Центре созерцания, в котором Дордже Драдул преподавал все лето. Жил он в коттедже в соседней деревушке. Я пришел к его дому, чтобы забрать мусор. Дверь в гостиную была открыта. Дордже Драдул пригласил меня войти и предложил выпить чаю. Сидя вместе с ним за столом, я ощущал смущение и робость. Казалось, окружающее пространство все больше сжимается, внимание мое сузилось, ограничившись столом передо мной и Дордже Драдулом, который сидел напротив и улыбался. Чувствуя неловкость и судорожно подыскивая тему для разговора, я стал жаловаться на неряшливость других сотрудников и грязь на территории центра.

Прошло несколько минут. Дордже Драдул склонил голову к плечу, будто прислушиваясь, а потом прервал меня вопросом: «Это газонокосилка?» Я замолчал и тоже прислушался: действительно где-то вдали стрекотала газонокосилка. Сначала я ощутил прилив злости — похоже, он меня совсем не слушает, — и тут внезапно моя осознанность расширилась. Я ощутил всю комнату вокруг себя, осознал вечернее солнце и поля вокруг дома. Тело мое расслабилось, я откинулся на стуле и смог, прекратив раздраженное нытьё, продолжить разговор об общей ситуации в центре и его возможностях.

Когда развивается осознанность, можно расслабиться и увидеть более крупные модели поведения — свои собственные и других людей. Можно лучше увидеть всю ситуацию целиком, более широкую картину. Это все равно, что видеть вокруг себя на 360 градусов, а не только то, что находится прямо перед вами. Вы начинаете видеть всем своим существом, а не только глазами. Благодаря практике осознанности вы начинаете соединять ум с телом. Можно поддерживать такое внимание и одновременно разговаривать с другом. Обратив мое внимание на шум газонокосилки, Дордже Драдул в действительности не сузил мою осознанность, как это можно было бы предположить, а расширил, включив в нее видение окружающего помещения и моего тела, сидящего за столом. И сейчас, сидя за компьютером и печатая, я осознаю вокруг себя комнату и доносящиеся с улицы звуки, над собой — пространство, а под собой — твердый стул, опирающийся на землю.

Кроме того, осознанность привлекает внимание к внутренней среде, которую приносят с собой эмоции. Если ваше внимание будет осознанным, вы заметите, что каждая эмоция приносит с собой целый шлейф других эмоций, мыслей и настроений — чувства свободы или скованности, радости или печали. Мы не просто злимся на друга — за нашей злостью есть что-то еще. Она несет с собой всевозможные предположения — например, о его позиции и поведении; она может нести с собой ревность и даже страсть. Сильные эмоции всегда несут страх и привязанность. Посмотрев на свою эмоцию в упор, с ясной интуицией, вы увидите, что она мимолетна и невещественна, что у нее нет ничего постоянного, кроме вашей попытки ее удержать. Увидев это, вы можете начать освобождаться от страха и ощущать энергию эмоции как она есть.

Глубже осознав внутреннюю среду своих эмоций, мы перестаем так сильно смешивать их с внешним миром. Мы не совершаем ошибок, принимая свои эмоциональные реакции на людей за абсолютную, истинную их оценку, не путаем свое прошлое общение с людьми с их нынешними ситуациями. Мы сохраняем открытость к тому, что другие хотят сказать и продемонстрировать в данный момент, независимо от прежних отношений с ними. Мы слишком часто делаем поспешные выводы о людях, даже не замедлив темп, чтобы взглянуть на них, ощутить, что они чувствуют, увидеть, что они переживают. Осознанность позволяет нам различать подлинные слова и ложные, потому что благодаря осознанности мы не только слышим произносимые слова, но и воспринимаем смысл и чувство, которые за ними скрыты.

Например, коллега может отпустить замечание, которое поначалу покажется вам оскорбительным, и вы, повинуясь первому импульсу, ответите ему оскорблением. Если же вы воспримете поведение коллеги, тон его голоса и т.д. осознанно, то увидите, что полученное вами оскорбление на деле есть выражение его собственной неуверенности и что у вас есть возможность ответить ему состраданием. Благодаря свежести и открытости, которые приносит осознанность, вы сможете освободиться от лицемерия. Когда нет обмана, можно ощутить энергию эмоций — как собственных, так и своего коллеги, — и между вами сможет завязаться искреннее общение.

Если мы готовы признать внезапные, непредсказуемые вспышки осознанности и интуиции, это способствует развитию чувства юмора.

Лорин, один из участников учебного уик-энда по программе Шамбалы, рассказывает.

В первые годы супружества у нас с женой случались яростные ссоры. Почему-то нам казалась, что мы разговариваем на совершенно разных языках. Мы просто увязли в чем-то таком, чему ни один из нас не мог положить конец. Однажды мы в неистовстве кричали и бранились. Я схватил одну из любимых ваз жены и угрожал запустить в стену. Случайно я оглянулся — на спинке дивана сидел наш черный кот и глазел на нас. И в этот самый миг он зевнул.

Я видел открытый, пустой взгляд кота, и в голове у меня будто что-то щелкнуло. Я вдруг понял, насколько кот эмоционально безразличен ко всему, что между нами происходит, хотя, казалось бы, наблюдает за нами с острым любопытством. Тут я почувствовал такое сильное искушение расхохотаться, что его не смогла сдержать даже злость. Наверное, я понял, до чего комична была вся наша ссора. Какое-то мгновение жена недоуменно глядела на меня, а потом тоже рассмеялась.

В практике воина чувство юмора — очень полезная, необходимая составляющая. Как говорит Дордже Драдул,

Начиная понимать присущее нам потенциальное добро, мы часто воспринимаем свое открытие слишком серьезно. Ради добра мы можем умереть, можем убить — так отчаянно мы его жаждем. Чего нам недостает, так это чувства юмора. В данном случае юмор не означает, что нужно рассказывать анекдоты, ломать комедию или критиковать и вышучивать других. Истинное чувство юмора — это легкость касания: нужно не вбивать истину в землю, а выразить ей свою признательность легким прикосновением. Основа видения Шамбалы — заново обнаружить это истинное, совершенное чувство юмора, это легкое прикосновение признательности.

Развитие осознанности у воина по сути означает все большее и большее ощущение пространства. Воины постигают психологическое пространство в собственной жизни, открытое пространство, свободное от «я» — будто в их уме и сердце полно отверстий, в которые постоянно проникает свежий воздух непривычных, а возможно, и странных мыслей и чувств. Они постигают живость, динамичность, отзывчивость физического пространства мира. Они чувствуют пространство в других людях и вокруг них. Они чувствуют живое пространство, окружающее деревья и скалы, и землю. Постепенно они узнают, что пространство «внутри» не отличается от пространства «снаружи». Как говорит Судзуки Роси, «внутренний мир беспределен, и внешний мир беспределен тоже. Мы говорим «внутренний мир» или «внешний мир», но в действительности есть просто один неразделимый мир».

Дордже Драдул поясняет:

В обыденном смысле мы считаем пространство чем-то пустым или мертвым. В данном же случае пространство — это безграничный мир, способный вмещать, признавать и давать приют. Можно накладывать на него косметику, пить с ним чай, есть пирожные, чистить в нем обувь. Есть нечто. Но вся ирония в том, что, заглянув в него, вы ничего не обнаружите. Если вы попробуете положить на него палец, то обнаружите, что у вас даже нет пальца, чтобы на него положить! Такова изначальная природа глубинного добра, и именно эта природа позволяет человеку стать воином... По сути, воин — это тот, кто не боится пространства. Трус же живет в постоянном страхе перед пространством.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал