Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 3.2. Афинский полис.






 

План лекции:

 

1. Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена и их значение для образования государства.

2. Правовое положение населения в Афинах в V-IV вв. до н.э. Античное рабство.

3. Политическая организация Афинской демократической рабовладельческой республики (V-IV вв. до н.э.).

4. Афинское право.

 

История Афинского государства делится на 3 периода:

1) Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) – в котором господствовали родоплеменные отношения;

2) Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.) – идет процесс формирования государства;

3) Классический период (V-IV вв. до н.э.) – расцвет греческих государств.

По территории и количеству населения греческие полисы были разные. Например, Спарта имела территорию 8400 км2, (1/5 часть Московской области), население – около 150-200 тысяч человек. Афинский полис имел территорию около 2500 км2 с населением 120-150 тысяч человек; существовали также маленькие полиса с территорией 30-40 км2 и с населением в несколько сотен человек, например фокидский полис Пенопей (Кузищин В.И.).

В кон. 3 тыс. до н.э. в Элладу (название Греции в древности) пришли ахейские завоеватели. В процессе общения с Крито-Эгейским миром образовалось микенское царство, общественный строй которого был похож на восточные государства. Микенская цивилизация пала под натиском новых завоеваний.

Следующим за крито-микенской эпохой период греческой истории принято называть гомеровским – по имени великого поэта Гомера, поэмы которого «Илиада и Одиссея» являются важнейшим источником информации об этом времени.

На развалинах микенской цивилизации возникла достаточно примитивная сельская община. Политическим и экономическим центром общины был полис. В греческом языке классической эпохи это слово означает два тесно связанных между собой в сознании каждого грека понятия: город и государство. Однако, полис гомеровской эпохи сложно считать настоящим городом, так как основную массу населения составляют земледельцы и скотоводы, а не торговцы и ремесленники, которых в то время было еще мало. Полис окружали поля и горы, его территория составляла горную долину или маленький остров в Эгейском или Ионическом море. Горные хребты являлись «государственной» границей и отделяли одну общину от другой. В течении многих столетий сохранялась раздробленность греческих государств. На жителей соседнего полиса смотрели как на врагов, их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство.

Большую роль в общественной жизни полиса играют традиции родового строя. Основу политической организации составляют филы (племена) и фратрии – объединения родов. По филам и фратриям собирается народное собрание, строится общинное ополчение. Человек, который не состоит ни в какой фратрии, по мнению Гомера – стоит вне общества. У него нет очага, семьи, его не защищал закон, поэтому он мог легко стать жертвой насилия и произвола. Объединяла их необходимость в совместной защите от внешнего врага, в остальном филы и фратрии вели самостоятельное существование.

В обществе в это время уже происходит имущественное расслоение. Основным видом богатства считалась земля, которая являлась собственностью всей общины. Теоретически каждый общинник имел право на получение земельного надела, однако на практике богатства (скот, земля рабы, слитки металлов) скапливаются в руках знатной верхушки. Гомер утверждает, что рядом с богатыми многонадельными людьми в общине есть безземельные её члены, которые назывались батраки – феты.

Рабство уже существует, но носит патриархальный характер, вместе с рабами работают их хозяева. Основными источниками рабства являются войны и пиратство. Главным занятием рабов являются сельскохозяйственные и ремесленные работы.

Право еще не сложилось, термин «закон» в поэмах Гомера еще не употребляется. Роль регулятора играет обычай.

Внутри каждого племени существовал совет старейшин, куда входили представители родовой знати, наиболее влиятельные и авторитетные.

Самые важные дела племени решались на народном собрании, которое представляло собой сходку всех взрослых мужчин. Роль собрания сводилась к одобрению или отклонению подготовленного старейшинами решения.

Во главе племени стоял выборный вождь – базилевс (басилай). Постепенно должность базилевса становится наследственной, её наследовал старший сын. Базилевс осуществлял военное командование, руководил религиозным культом, был судьей. В целом, в методах осуществления власти раннегреческого базилевса могут быть обнаружены некоторые деспотические черты, сближающие его с монархическими правителями Древнего Востока (Кучма Н.Н.).

В гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) общество и власть синкретичны, т.е. нерасчленены. К кон. IX в. постепенно созрели экономические и социально-политические предпосылки для подъема древнегреческой общественной организации на более высокий уровень развития.

Процесс образования Афинского государства начался в гомеровской Греции и завершился в VII-VI вв. до н.э. Государство возникло в результате появления и развития частной собственности, имущественной дифференциации, обострения классовых противоречий.

В VIII в. до н.э. на территории Древней Греции вырос город, названный в честь богини – покровительницы Афинами. Деятельность афинских реформаторов определялась потребностями экономического развития и состояла в приспособлении политических и правовых форм общественной жизни к данной объективной потребности. Первые реформы традиция приписывает легендарному герою Тезею, который провел реформу синойкизма – объединил четыре племени в один афинский народ. Тезей уничтожил прежние общинные советы и установил один общий совет. В ознаменование этого события и в честь богини Афины Тезей учредил общий аттический праздник – Панафинеи. Именно в этот период зародилось афинское право. Афинский народ был разделен на три группы, независимо от существовавшего деления на филы, фратрии и роды[2]: на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Занимать высшие государственные должности могли только эвпатриды.

Следующим шагом в образовании государства стало упразднение должности базилевса в её прежнем значении. Он теряет реальную власть превращаясь в религиозную и судебную фигуру.

Появляется выборная должность архонта из представителя аристократии. Архонты сначала избирались пожизненно, затем на 10 лет, а с 683 г. до н.э. их стали избирать ежегодно девять архонтов. Они делили между собой судебную, военную, жреческую, управленческую компетенцию. Первый архонт (позднее, архонт-эпоним) возглавлял коллегию и осуществлял надзор за внутренним управлением и судебные дела. В честь него обозначили год в течении которого работала данная коллегия архонтов. Вторым архонтом был базилевс, он выполнял жреческие и судебные функции, контролировал религиозные дела. Третий архонт – полемарх выполнял военные функции.

В сер. VIII в. до н.э. возник высший орган публичного управления – ареопаг, в который входили бывшие и действующие архонты из числа эвпатридов. Это был сугубо аристократический орган власти. Он выполнял законодательные функции, контролировал выполнение законов, избирал архонтов, руководил работой народного собрания, был судебным органом.

В VII в. до н.э. территория государства была разделена на 48 территориальных округов (навкрарии). В этот период возросла численность и политическое значение демоса. Власть родовой аристократии, которая стремилась сохранить старые порядки вызвала его недовольство.

Главную роль в составе демоса играли зажиточные слои торговцев, землевладельцев, ремесленников. Обедневшие геоморы и демиурги попадали в долговую кабалу, часть их была продана в рабство за границу. В афинском государстве наступает период внутриполитических конфликтов.

Плутарх сообщал: «Резкое неравенство между богатыми и бедными дошли до высшей степени, государство было совершенно расшатано кризисом, весь народ был в долгу у богатых».

В 594 г. афинянин Солон, избранный архонтом провел реформы, цель которых заключалась в примирении различных социальных слоев и восстановлении мира.

Солон провел сисахфию – (дословно сбрасывание бремени) отменил долговую кабалу. Все должники освобождались, а проданные в рабство за границу выкупались государством. Одновременно Солон разрешил куплю-продажу земли, что привело к дальнейшему обезземеливанию свободных.

Всех граждан Солон разделил на 4 разряда в зависимости от размеров имущества. Первый разряд составляли те кто получали 500 медимнов зерна или других сыпучих продуктов в год[3].

Второй – получавшие 300 медимнов, третий не менее 200 медимнов, все остальные входили в 4 разряд. Эта реформа получила название цензовой. На должность архонта могли претендовать только представители первого разряда. Остальные должности могли занимать представители второго и третьего разрядов. Феты – (4 разряд) могли участвовать в народном собрании.

Солон создал новый орган государственного управления – совет 400, избиравшийся по 100 человек из 4 фил (племен) из представителей первых трех разрядов. Также он провел ряд экономических реформ, которые должны были сгладить социальные противоречия. Был установлен максимум частного землевладения, запрещен вывоз хлеба за границу и разрешен вывоз оливкового масла, ввел свободу завещаний и др.

Во время тирании Писистрата (560-527 гг. до н.э.) государственные порядки установленные Солоном были сохранены.

Результатом реформ Солона явился комплекс государственно-правовых установлений построенных на сочетании демократических и аристократических принципов, взаимно уравновешивающих друг друга. Реформы вызвали недовольство знати и не удовлетворили демос. Борьба между ними привела к установлению тирании Писистрата.

Логическим продолжением преобразований Солона стали реформы Клисфена. (509-500 гг. до н.э.), приведшие к окончательному падению родового строя. Клисфен разделил всю территорию Афинского государства на 10 фил (территориальных округов). Таким образом, принадлежность к роду теряла всякое значение. Каждая фила делилась на 3 части – тритии (всего 30). При этом 10 тритий были сельскохозяйственные, 10 приморские, а остальные 10 городские. Тритии в свою очередь делились на демы, всего демов было около 100. Смысл реформы состоял в том, чтобы обессилить и раздробить аристократические роды, растворить государство в массе свободных.

Совет 400 был упразднен, вместо него Клисфен создал совет 500 (булэ), в который входили по 50 человек из каждой филы. Был учрежден и орган высшего военного руководства Коллегия 10 стратегов (по одному от филы).

Для борьбы с оппозицией Клисфен ввел процедуру остракизма (суд черепков) посредством которого народное собрание могло изгнать граждан которые приобрели большое влияние и стали представлять опасность для демократии. Через 10 лет они могли вернуться в Афины. Для проведения этой процедуры требовался кворум на народном собрании (не менее 6 тысяч человек). При этом изгнанник не лишался гражданских прав, его имущество оставалось в неприкосновенности.

Случаев применения остракизма в Афинах было сравнительно не много (первый относится к 488-487 гг. до н.э., а последний к 417 г. до н.э.). (Кучма Н.Н.).

Во второй половине V века до н.э. в Афинах были проведены заключительные политико-правовые реформы, способствующие демократизации государства. Это реформы Эфиальта и Перикла. Эфиальт отнял у ареопага право накладывать вето на решения народного собрания, контроль за деятельностью народного собрания был передан гелиэе. Ареопаг утратил также надзорные функции за исполнением законов и контроль над должностными лицами. Эти функции перешли к совету 500, народному собранию и гелиэе. Сократилась также судебная компетенция ареопага.

Перикл ввел плату за исполнение должностных полномочий, это дало возможность малоимущим слоям населения занимать государственные должности.

Таким образом, в результате реформ повысилась роль совета 500 и гелиэи, чаще стали созываться народные собрания, расширилась их компетенция.

Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.

Полноправные афинские граждане (у которых и мать и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина были право на свободу и личную независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов.

Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т. е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия – повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в инте­ресах всего класса рабовладельцев.

Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата – посредника между ними и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе.

Основными органами власти в Афинском государстве были народное собрание, совет 500 (булэ), выборные должностные лица и гелиэя.

Народное собрание являлось высшим законодательным органом. Полномочия народного собрания: принятие законов, рассмотрение вопросов войны и мира, избирало высших должностных лиц и принимало их отчеты, предоставляло гражданские права иностранцам (метекам). Все решения собрания делились на законы (создающие общие нормы) и на постановления касающиеся частных вопросов (псефизма). Народное собрание являлось не только законодательным органом, но и осуществляло контроль в сфере управления и администрации.

Первоначально народное собрание созывалось 1 раз в месяц, а с IV в. до н.э. 4 раза в месяц (около 40 раз в течение года). В чрезвычайных ситуациях собиралось собрание «смятения и ужаса».

Одно собрание месяца считалось главным, на нем проверялась деятельность должностных лиц. Через каждые 6 месяцев на народном собрании решался вопрос об остракизме. Собрания проходили на центральном форуме, либо на холме Пникс, либо в гавани Пирей. Оно начинало свою работу на восходе солнца и заканчивало на закате. Участвовать в его работе имели право полноправные граждане мужского пола старше 18 лет, внесенные в списки демов, где они проживают. Метеки, женщины, рабы не участвовали в работе народного собрания, так как не имели политических прав Чтобы привлечь к работе в народном собрании бедные слои афинских граждан в начале IV в. до н.э. был принят закон, устанавливающий вознаграждение за участие в народном собрании в размере 3 оболов, что составляло среднюю заработную плату афинского ремесленника в день (во время Аристотеля плата выросла до 9 оболов).

Однако, не все граждане участвовали в его работе так как многие из них жили далеко от Афин – в Элевсине, Марафоне, либо на островах Лемносе, Имбрасе или Скиросе и не могли часто приезжать в Афины. Как правило количество участников составляло от 2 до 5 тысяч человек.

Выступить на собрании мог каждый афинянин, но, как правило, выступали профессиональные ораторы (демагоги), так как сложно было убедить большое количество участников правоте своей точки зрения.

Перед тем как оратор выходил на трибуну ему на голову надевали лавровый венок, и с этой минуты он приобретал статус неприкосновенности. Голосование производилось путем поднятия рук (хейротония, от слова хейрос – рука). Должностных лиц избирали закрытым голосованием, посредством бобов черного и белого цвета, глиняных черепков или камешков.

Другим влиятельным и авторитетным органом являлся совет 500 (булэ). Совет формировался из 500 человек по 50 человек от 10 фил, которые избирались путем жребия. Равномерное представительство от каждой филы обеспечивало интересы живущего там населения. Все кандидаты проходили проверку (докимасию), прежде всего анализировалось их поведение, нравственность, образ мыслей. Ежедневная заработная плата каждого притана (члена булэ) составляла 5-6 оболов, по истечении срока полномочий они должны были отчитаться на народном собрании о своей деятельности.

Полномочия булэ распространялись на все органы государственного управления – экспертиза законодательств, выносимых на народное собрание, привлечение к ответственности должностных лиц, совершивших преступление; Совет пятисот принимал послов, подтверждал международные договоры, осуществлял надзор за вооруженными силами, распоряжался государственными финансами, отчитывался за выполнение государственного бюджета, заботился о святилищах и общественном производстве и общественном строительстве.

Весь состав Совета делился на 10 частей (пританий), каждая притания работала в течении 1/10 года (около 25-39 дней).

Высшим органом судебной власти являлся суд присяжных (гелиэя). Она состояла из 6 тысяч человек, из них 5 тысяч действующих и 1 тысяча запасных. Члены гелиэи (гелиасты) избирались по жребию по 600 человек от каждой филы из граждан мужского пола. Гелиэя делилась на 10 палат (дикастерий) по 500 членов. Как правило, судебные дела рассматривала 1 дикастерия, а при рассмотрении наиболее важных дел 2 или 4 палаты объединялись, голосование проходило с помощью камешков, опускаемых в вазу.

Наряду с советом 500 и гелиэей органом управления ареопаг. В отличие от совета 500 ареопаг являлся аристократическим органом. Он состоял из нескольких десятков человек (возможно по 60-70 членов) избираемых из афинских аристократов на пожизненный срок. Вожди афинской демократии не смогли уничтожить ареопаг, но приспособили его к выполнению государственных дел. Ареопаг в V-IV вв. до н.э. имел судебные функции: рассматривал дела об умышленных убийствах, поджоги, нарушениях религиозных предписаний.

Одной из самых авторитетных коллегий являлась коллегия 10 стратегов. Стратеги проводили набор войска, были командующими во время войны, были ответственны за военное финансирование. Так как Афинское государство вело постоянные войны, коллегия 10 стратегов сосредоточила в своих руках руководство ключевыми вопросами государственной политики, а самые крупные афинские политики занимали этот пост, а не архонта. Например, Перикл избирался стратегом 15 лет подряд.

Городское управление осуществлялось с помощью выборных магистратур (специальных должностных лиц). Замещение магистратур строилось на демократических принципах:

· выборность (по жребию или хейротонией);

· срочность (на 1 год);

· коллегиальность (на одну должность избиралось несколько человек);

· возмездность (оплата должностей);

· отчетность (перед народным собранием, гелиэей).

Однако эти принципы распространялись только на граждан полиса и не включали в себя рабов и неполноправное население. Иной тип рабовладельческой государственности возник в Спарте

Афинское право. В республиканских Афинах высоко ценили роль права и закона, придавая большое значение законности. Именно мыслители Древних Афин подарили миру гениальные идеи правового государства и гражданского общества. Созданная система афинского права оказала влияние на формирование и развитие права других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза. Учения Антифона, Демосфена, Аристотеля, Платона и Гесиода в значительной степени предопределили формирование римского права, а тем самым и современной правовой культуры.

Источником древнеафинского права был обычай, сформировавшийся в Аттике. В процессе становления политической власти, а затем государства многие нормы получили новое истолкование. Некоторые племенные обычаи превратились в территориальные нормы права. На первых этапах это соответствовало интересам эвпатридов и закреплялось решениями ареопага и архонтов.

С конца VII в. до н. э. основным источником права становится законотворческая деятельность высших органов власти, вместе с тем, параллельно продолжают существовать и обычаи.

В 621 г. в Древней Греции появился письменный источник права – законы Драконта, отличавшиеся особой жестокостью. До сих пор многие исследователи полагают, что сам Драконт являлся мифической личностью. В оригинале его законы до нас не дошли, и судить о них мы можем только на основе сочинений древних авторов. Смертной казнью карались не только умышленное убийство и святотатство, но и кража овощей, а также праздность. Прогрессивность нового законодательства заключалась в отмене кровной мести, введении новых правил судопроизводства и стремлении к охране сформировавшейся частной собственности.

Следующим этапом развития древнеафинского права стало законодательство реформатора Солона, относившееся к 594 г. до н. э. Оно затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.). Именно в годы его правления закон превращается в единственный источник, регулировавший правоотношения в обществе. В этот период были отменены архаические законы Драконта за исключением ряда статей об убийстве.

Бурная законотворческая деятельность V-IV вв. до н. э. привела к накоплению богатого правового материала, отличавшегося неупорядоченностью и противоречивостью. Постановления народного собрания, принятые в отношении отдельных лиц, иногда противоречили закону. Основные институты гражданского и уголовного права не получили институционального закрепления в Афинах, неся печать родового строя.

В отличие от стран Древнего Востока, основой развития афинской экономики и гражданского права стала частная собственность на землю. Несмотря на высокий уровень развития имущественных отношений и торгового оборота, в законах отсутствовали детальные предписания о правах собственников. Право Афин гарантировало защиту интересов собственников относительно владения, пользования и распоряжения вещью, предоставляя ему возможность обращения в судебные инстанции с иском о защите выше перечисленных прав.

Афинское право различало владение как фактическое обладание с правом использования и собственность как владение с правом распоряжения. Понятия собственности как абсолютного права лица тогда еще не существовало.

Параллельно с частной собственностью в Афинах существовала и государственная. Имущество, находившееся в частной собственности, делилось на видимое (земля, рабы, скот и т.д.) и невидимое (деньги, драгоценности).

Становление частной собственности способствовало развитию товарно-денежных отношений, следствием чего стало развитие обязательственного права. Договора заключались в письменной форме, но общепринятых правил их оформления не было тогда разработано. В период правления Солона уже были известны договоры купли-продажи, найма, ссуды, поручительства. Афинское право различало обязательства из договоров («вольные») и причинения вреда («невольные»). Сделка считалась действительной с момента достижениями сторонами взаимного согласия по основным положениям.

Существовали три основных способа обеспечения исполнения договоров: задаток, поручительство третьего лица и залог. Особое значение в афинском праве приобрел залог земли – ипотека. При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного права распоряжения. Заложенные предметы, относившиеся к движимому имуществу, сразу переходили во владение кредитора.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу: повреждении или истреблении, принесении убытков и т. д. Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере.

Брак в Древних Афинах заключался в форме договора и носил патриархальный характер. Афинянки вели замкнутый образ жизни, не имея личных, имущественных и политических прав. Брачный возраст устанавливался в 12 лет для девочек и 15 лет для мужчин. Если в течение 10 лет совместной жизни жена не родила ребенка, муж имел право взять другую жену. Законнорожденными считались только те дети, оба родителя которых были гражданами Афин.

Брак можно было расторгнуть как по инициативе мужа, так и жены. Однако для мужчин процедура развода была значительно упрощена. Безбрачие осуждалось общественным мнением и рассматривалось как пренебрежение к культу предков.

Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Однако права наследодателя были значительно ограничены в отношении возможности передавать наследство по завещанию. Правом наследования обладали только законнорожденные сыновья. Отец мог лишить наследства любого из детей за непослушание, а особенно за совершение позорящего поступка.

Уголовное право Древних Афин было менее развито по сравнению с гражданским. Различались преступления против государства, личности, собственности, морали, семейных устоев. Наиболее тяжкими считались: государственная измена, обман народа, действия, направленные на изменение государственного строя. Закон различал умышленные убийства, которые наказывались смертной казнью, и по неосторожности, которые влекли изгнание.

Имущественные преступления могли рассматриваться и как против личности, и как против общества. В первом случае они наказывались возмещением убытков и денежными штрафами, а во втором – изгнанием или смертью. Широкое распространение получила конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам. Вора-рецидивиста обращали в раба, а пойманного с поличным ночного грабителя разрешалось убивать на месте преступления.

Судебное разбирательство начиналось с предварительного расследования, в ходе которого обвиняемый и истец давали показания, собирались вещественные доказательства и заслушивались свидетели. Собранные показания помещались в специальный сосуд, запечатывались и в таком виде предоставлялись суду. Женщины и несовершеннолетние не могли выступать свидетелями в суде. Второй стадией судебного процесса было заседание суда. Сначала решался вопрос о виновности лица. Если вердикт присяжных был обвинительным, приступали к обсуждению меры наказания. Голосование присяжных было тайным. Высшей судебной и апелляционной инстанцией являлась гелиэйя.

Таким образом, древнеафинское право обладало высокой степенью демократизма. Оно разделяло и детализировало отрасли права, сформулировав многие принципы и дефиниции, употребляемые в современных правовых системах.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал