Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условно-разделительные силлогизмы






 

Наконец, последняя группа

умозаключений — это условно-разделительные, или лемматические: Это

такие умозаключения, в которых большая посылка состоит из двух или

большего числа условных суждений, а меньшая состоит из разделительного.

Здесь мы различаем следующие четыре формы умозаключений:

1. Простой модус ponens, или конструктивный. Он называется

ponens потому, что меньшая посылка утвердительная; конструктивным он

называется потому, что заключение утвердительное. Его схема:

Если А есть В, то С есть D;

Если Е есть F, то С есть D.

Но или А есть В, или Е есть F.

Следовательно, С есть D.

Пример:

Если наука сообщает полезные факты, то она заслуживает

внимания. Если изучение науки служит упражнением для

умственных способностей, то она также заслуживает внимания. Но

каждая наука или сообщает полезные факты, или занятие ею

упражняет умственные способности.

Следовательно, каждая наука заслуживает внимания.

Заметим, что в этой форме умозаключения в меньшей посылке

Утверждаются основания.

От этого простого модуса сложный отличается тем, что в нём в

условных суждениях нет одного общего основания или общего следствия,

как это мы имеем в простом модусе, и самое заключение выражается при

помощи разделительного суждения;

2. Сложный модус ponens, или конструктивный. Его схема:

Если А есть B, то С есть D;

И если Е есть F, то G есть Н.

Но или А есть В. или D есть F.

Следовательно, или С есть D, или G есть H.

Пример:

Если я брошусь из окна, то я получу ушибы.

Если я пойду по лестнице, то я сгорю.

Но я должен или броситься из окна, или пойти по лестнице.

Следовательно, я или ушибусь, или сгорю.

Заметим, что в этой форме умозаключения в меньшей посылке также

утверждается основание.

3. Простой модус tollens, или деструктивный:

Если А есть В, то С есть D:

и если А есть В, то Е есть F.

Но С не есть D и Е не есть F

Следовательно, А не есть В.

Пример:

Если бы мы захотели начать войну, то мы должны были бы или

сделать заём, или увеличить налоги. Мы не можем сделать ни того, ни

другого Следовательно, мы не можем предпринять войны.

В этой форме силлогизма в меньшей посылке отрицаются бедствия, а

потому отрицаются и основания.

4. Сложный модус tollens, или деструктивный.

Если А есть В, то С есть D;

Если Е есть F, то G есть И.

Но С не есть D и G не есть И.

Следовательно, А не есть B и не есть F.

Пример:

Лицо, желающее иметь автомобиль, может так рассуждать;

Если бы я был богат, то я автомобиль купил бы.

Если бы я был бесчестен, то я украл бы таковой.

Но я не куплю и не украду.

Следовательно, я не богат и не бесчестен.

Лемматические умозаключения по количеству следствий называются

дилеммой, трилеммой и т. д.

Достоверность лемматического умозаключения находится в за-

висимости от правильности условных суждений в большей посылке и от

полноты членов деления в меньшей. Так как эти условия часто не

соблюдаются, то лемматическое умозаключение делается•источником

ошибок.

Источником ошибок является чаще всего неполное перечисление

членов деления. Двумя альтернативами иногда нельзя исчерпать всего

возможного числа случаев. Весьма часто дилемматическое умозаключение

строят таким образом, что из всех возможных альтернатив берут только две

альтернативы, вследствие чего и получается ошибка.

Пример:

Если какой-либо ученик любит учиться, то он не нуждается ни

в каком поощрении. Если же он чувствует отвращение к учению, то

всякое поощрение окажется бесполезным

Но ученик может или любить учение, или чувствовать к нему

отвращение.

Следовательно, поощрение или излишне, или бесполезно в дел?

обучения»

Эта дилемма ложна., потому что «любовь к учению» и «отвращение к

учению» не суть единственно возможные альтернативы, так как могут быть"

такие ученики, которые не питают любви к учению, но не питают и

отвращения к нему; для таких учеников поощрение может быть

действительным;

Вопросы для повторения

Какие силлогизмы называются условными и какие типы условных

силлогизмов мы различаем? Какие силлогизмы мы называем

разделительными и какие типы их мы различаем? От чего зависит

достоверность разделительных силлогизмов? Что называется альтер-

нативой? Какие силлогизмы называются условно-разделительными? Какие

четыре типа их мы различаем и чем они отличаются друг от друга? Что

такое дилемма, трилемма? От чего зависит достоверность лемматического

умозаключения?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал