Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условия возникновения рынка






Первое условие — разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических агентов.

Второе условие —обособленность хозяйственных субъектов. Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности.

Третье условие — свобода предпринимательства. Чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 

2. Наиболее важные функции рынка

Регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы — производство, обмен, распределение и потребление, определяя пропорции и направления размещения экономических ресурсов на микро- и макроуровнях за счет расширения или сужения объемов спроса и предложения.

Стимулирующая функция. Рынок стимулирует произ-водителей снижать затраты, улучшать качество и потреби-тельские свойства товаров. Он создает надежный механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения новейших достижений НТП.

Распределительная функция. Доходы производителей и потребителей в рыночной экономике дифференцируются посредством цен на ресурсы (первичные доходы), порождая социальное расслоение общества по доходам.

Санирующая функция. Посредством конкуренции рынок очищает экономическую среду от неконкурентоспособных хозяйств и поддерживает наиболее эффективных. Этот механизм санирования деперсонифицирован и потому не может быть несправедливым.

Функция аллокации. Рынок обеспечивает производство оптимальной комбинации вещественных товаров и услуг при помощи наиболее эффективной комбинации ресурсов. Эффективной является комбинация ресурсов, обеспечивающая производство с минимальными альтернативными затратами.

Информационная функция. Рынок посредством цен информирует производителя, торговца, потребителя о том, что выгодно производить, а что — нет, сколько и каких товаров нужно предложить, на какие слои населения необходимо ориентироваться в своей хозяйственной деятельности.

Функция интеграции. Рынок объединяет субъектов экономической системы в одно целое, содействуя формированию единого экономического пространства как в пределах отдельного государства, так и в пределах мировой экономики.

3.

 

 

 

 

4. Рыночное равновесие — состояние, при котором ни у кого, из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению. Применительно к спросу и предложению точка равновесия будет находится в точке пересечения кривых спроса и предложения.

 

 

5. Термин " инфраструктура" (происходит от лат. infra — ниже, и structure — строение) означает совокупность отраслей и видов деятельности, которые обслуживают все сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, общее и профессиональное образование, здравоохранение и т. п.).

Инфраструктура рынкакомплекс институтов служб, предприятий, организаций, обеспечивающих нормальный режим и бесперебойное функционирование рынка

 

 

6. Ценообразование — установление цены на товар или услугу.

По елементний склад ціни

Собівартість   (С) Прибуток   (П) Акцизний збір (А) Податок на додану вартість (ПДВ)   Націнка посередника   ) Торговельна надбавка   (Н )
Ціна підприємства
Роздрібна ціна

В практике хозяйствующих субъектов применяются различные виды цены на товар:

· Розничная цена — применяется при реализации товара конечным индивидуальным потребителям на предприятиях розничной торговли.

· Оптовая цена — определяется, как правило контрактом на поставку. В зависимости от возможности пересмотра цены в процессе исполнения контракта, оптовая цена может определяться следующим образом:

· Справочная цена — цена на товар, публикуемая производителем в каталогах, прейскурантах, периодических печатных изданиях. Эта цена является базисной для установления контрактной цены с конкретным покупателем; она может быть номинальной (то есть определённой службой маркетинга на основе собственных расчётов) либо основанной на последних по времени продажах аналогичного товара.

· Аукционная цена — цена на товар, определяемая в результате проведения аукциона. Эта цена наиболее «справедлива» в том смысле, что она определяется исключительно по реальному балансу спроса и предложения, сложившемуся на дату реализации товара.

 

7. Термин " биржа" в переводе с латинского языка означает " кожаный кошелек". Биржи возникли как места, где коммерсанты осуществляют торговые операции.

Товарная биржа — оптовый товарный рынок, которому свойственны следующие особенности:

— торговля соглашениями по стандартам и образцам товаров, что дает возможность реализовать не сам товар, а контракт на его поставку;

— регулярность торгов на основе определенных правил,

— формирование цен на основе сопоставления спроса предложения (котировки);

— свобода выбора контрагента по соглашению;

- стандартизация контрактов и минимальных партий поставок.

Фондовая биржа — организованный рынок ценных бумаг выполняющий функцию мобилизации денежных средств для долгосрочных инвестиций в экономику и для финансирования государственных программ.

В отличие от товарных бирж, регулирующих движение товаров, фондовая биржа обеспечивает движение капитала, ведь ценные бумаги - не что иное, как различные формы его эквивалента. Ускорение движения капитала способствует повышению эффективности экономики. Это является одной из задач фондовой бирже.

Торговый дом — торговая фирма, которая осуществляет закупки товаров у производителей или у оптовиков и перепродает их внутри своей страны или за ее пределами.

 

8. Рынок услуг - экономические отношения между продавцами и потребителями услуг, сфера обращения или совокупность актов купли-продажи различных видов деятельности, удовлетворяющие потребности отдельного человека, группы людей, организаций. Рынок услуг различает материальные и нематериальные услуги.

К материальным услугам относятся услуги, направленные на удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя. Материальные услуги обеспечивают восстановление (сохранение, изменение) потребительских свойств изделия или изготовление нового изделия по заказу потребителя, а также обеспечивают перемещение грузов и людей и создают условия для потребления.

Нематериальными услугами называют услуги, не связанные с товарами в их материальной форме. Стоимость товаров здесь не учитывает затраты труда на осуществление нематериальных услуг: это области здравоохранения, образования, банковские и консультационные услуги и т.д.

Рынок труда - это социально-экономическая категория, которая охватывает исторически сложившийся специфический общественный механизм регулирования определенного комплекса социально-трудовых отношений, который способствует установлению и соблюдению ю баланса интересов между работниками, предприятиями и государством Как и любой другой, рынок труда характеризуется видом товара, который на нем продается, его ценой, спросом и предложением.

Отличие рынка труда от других - рынка товаров, капиталов, недвижимости, сырья и т.д. - заключается в том, что в результате купли-продажи товар \" рабочая сила\" не отделяется от владельца, носителя.

Главными субъектами рынка труда выступают наемные работники, которые формируют объем, структуру и соотношение спроса и предложения рабочей силы, и работодатели (субъекты собственности на средства производтва) Составной частью субъектов рынка труда выступают посредники.

 

9. Финансовый рынок - система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Кредитный рынок — наиболее крупный сегмент финансового рынка в современных рыночных экономиках, так как именно кредитные отношения — основной механизм, движущий и ускоряющий рыночную экономику в целом.

Кредитные отношения — это отношения между кредитором и заемщиком по поводу предоставления, использования и погашения ссуды.

При предоставлении ссуды кредитор и заемщик вступают в кредитные отношения.

Объектом кредитных отношений служат ценности, предоставляемые в кредит.

При этом право собственности на заемные ценности не отчуждается, а остается за ссудополучателем.

Субъектами кредитных отношений становятся кредитор и заемщик. Кредитор, предоставляющий ссуду, должен иметь для этого определенные средства:

§ собственные накопления (ресурсы);

§ привлеченные средства (например, в банках);

§ мобилизованные ресурсы, полученные от мобилизации ценных бумаг на фондовом рынке.

Заемщик — любое лицо, получающее во временное пользование ссуду на условиях возврата и платы в виде процента.

Валютным рынком называется система экономических отношений между банками, а также между банками и их клиентами по поводу купли-продажи иностранной валюты.

Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, которые находятся в обращении и являются законным платежным средством соответствующего иностранного государства.

 

Рынок ценных бумаг - это экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Основные отличия рынка ценных бумаг от рынка реальных товаров:

7. по объекту и по объему. У обоих рынков разные объекты сделок: у первого — ценная бумага, т. е. возможность получения дохода в будущем, а у второго — товары и услуги, подлежащие потреблению. Объем рынка ценных бумаг в силу непрерывного их оборота намного больше объема рынка реальных благ и возрастает значительно быстрее него;

8. по способу образования рынка. Реальные блага должны быть произведены, а ценная бумага просто выпускается в обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной бумаги, а теперь достаточно зарегистрировать в специальном реестре всех ее владельцев;

9. по роли процесса обращения. Цель производства реального товара — его производительное или личное потребление. Процесс обращения необходим лишь для того, чтобы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий обращения товара ограничено и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага, наоборот, существует только в процессе обращения. Количество актов перехода ее из рук в руки ничем не ограничено и может быть очень велико. Скорость обращения ценной бумаги — важнейший показатель ее «качества». Прекращение процесса обращения означает «смерть» для ценной бумаги.

 

Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и

покупаются страховые продукты.

Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность обеспечения бесперебойности этого процесса, выражающая в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий. На страховом рынке происходит формирование и использование страхового фонда для покрытия возникающего ущерба и при этом обеспечиваются коммерческие интересы организаций.

Структура страхового рынка формируется из:

5. страховых организаций;

6. страхователей;

7. страховых продуктов;

8. страховых посредников;

9. профессиональных оценщиков страховых рисков и убытков;

10. объединений страховщиков;

11. объединений страхователей;

12. системы государственного регулирования страхового рынка.

 

Инвестиционный рынок — рынок, на котором объектами покупки продажи выступают разнообразные инвестиционные товары и инструменты, а также инвестиционные услуги, обеспечивающие процесс реального и финансового инвестирования.

 

Фондовый рынок - это совокупность правил и механизмов, которые позволяют вести операции по купле- продаже ценных бумаг (акций), и на сегодняшний день является одним из наиболее привлекательных инструментов для инвестирования. Поскольку доступ к работе на фондовых биржах получили как частные инвесторы, так и спекулянты, данный вид деятельности активно развивается и предлагает хорошую возможность вложения денег.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором торговля идет акциями, которые не были еще в обороте, и была проведена их эмиссия впервые.

Вторичный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором основная масса это не инвесторы, а спекулянты, целью которых является желание удачно купить и перепродать акции (ценные бумаги) для получения максимальной прибыли. Работа на данном рынке ведется с акциями компаний, которые находятся в обороте достаточно давно. Преследуя цель заработка, прибыль получают за счет курсовой разницы. Вторичный вид является, механизмом, регулирующим перераспределение капитала, обеспечивая " перетекание" капитала от одних участников к другим. Еще одну важную функцию, которую выполняет вторичный рынок ценных бумаг - это формирование действительной стоимости акции. Он своего рода " барометр" цены бумаги той или иной компании, который реагирует на изменение ситуации быстрее, чем первичный вид.

 

10. Конкуренция - соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

Для обуздания конкуренции и удержания ее на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих правилах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Типы конкуренции:

 

 



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал