Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация государственной системы прогнозирования






Прогнозирование государственного и регионального уров­ней тесно связано с общественно-политическим и социально-экономическим состоянием страны. Оно подразделяется на макро-, мезо- и микроуровни. Кроме того, это прогнозирова­ние тесно связано с планированием, что необходимо для ре­гулирования бюджетной, кредитной, денежной и иных поли­тик государства.

Макро- и мезопрогнозирование охватывают федеральный уровень, а также региональный и отраслевой; микропрогнозирование осуществляется преимущественно хо­зяйствующими субъектами государственного сектора эконо­мики. Период упреждения государственных и региональных прогнозов может быть различным, что связано с возможным временем осуществления поставленных задач.

В настоящее время государственное прогнозирование в России включает:

1) разработку сценариев развития экономики страны;

2) предоставление материалов для дифференциации региональных и отраслевых прогнозов;

3) уточнение потребностей в средствах для финансирования федеральных целевых программ, поставок продукции для государственных нужд, поддержки отраслей и регионов.

Руководство государственным прогнозированием осуществляется Правительством РФ. Организационная система государственного прогнозирования включает различных участников в лице министерств, ведомств, научных учрежде­ний и др. Основными участниками этой системы являются Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ и Центральный Банк России. Генеральным штабом государственной организации прогно­зирования и планирования считается Министерство эконо­мического развития РФ, которое разрабатывает экономическую политику государства.

Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Кроме того, Министерство экономического развития РФ занимается прогнозированием макроэкономи­ческой ситуации, динамики сбыта промышленной и сельс­кохозяйственной продукции, основных показателей уровня жизни, рынка труда и осуществляет мониторинг состояния экономики.

В прогнозировании и планировании по своим направ­лениям деятельности участвуют другие министерства и ведомства. Так, Министерство финансов РФ разрабатывает и осуществляет федеральный бюджет страны на год, в том числе по кварталам; Центральный банк России обосновы­вает направления и параметры финансовой, денежно-кредитной и валютной политик, определяет меры совершен­ствования банковской системы; Министерство здравоохранения и со­циального развития РФ формирует направления развития социальных процессов, обеспечения занятости и функцио­нирование рынка труда, политику доходов населения; Управление федеральной налоговой службы определяет возмож­ные налоговые поступления.

Всей необходимой информацией различные министер­ства и ведомства обеспечивает Госкомстат РФ, который со­здает информационный массив для разработки прогнозов и планов государства и регионов. Он также занимается стати­стическим мониторингом итогов социально-экономического развития страны, что позволяет оценивать качество про­гнозов состоявшимися событиями.

Кроме того, в организационную структуру прогнозиро­вания государства входят различные научно-исследователь­ские учреждения и организации.

Сложившийся порядок разработки государственных прогнозов и планов состоит в следующем.

На основе ежегодного послания президента страны Министерство экономического развития РФ при участии других органов исполнительной власти разрабаты­вает сценарные условия функционирования экономики государства. Он содержит целевые параметры, основные решения и меры по стабилизации положения по направлениям государствен­ной политики, а также оценку основных показателей. Ми­нистерство финансов РФ совместно с Министерством эко­номического развития РФ и Центральным бан­ком России обосновывает и представляет предложения по направлениям бюджетной политики, которые после одоб­рения правительством доводятся до органов исполнитель­ной власти государства и субъектов Федерации.

Федеральные министерства и ведомства с учетом от­раслевых особенностей подготавливают свои предложения по перспективам развития. Эти предложения также исполь­зуются Министерством экономического развития РФ при разработке проектных документов. Министерство финансов РФ обеспечивает составление заявок орга­нов исполнительной власти и субъектов РФ на финансиро­вание определенных направлений деятельности из феде­рального бюджета. Органы исполнительной власти субъек­тов РФ представляют федеральным органам, являющимся государственными заказчиками федеральных целевых про­грамм, предложения по реализации этих программ на кон­кретной территории. Для прогнозирования консолидирован­ного бюджета они также представляют отчеты по испол­нению бюджетов за год.

Министерство экономического развития РФ, после обобщения ряда полученных материалов, представ­ляет в Министерство финансов РФ основные показатели прогноза социально-экономического развития страны в це­лом и по субъектам РФ, а также перечень федеральных и межгосударственных целевых программ с указанием объе­мов и источников их финансирования. После всех уточне­ний и согласований проект прогноза социально-экономичес­кого развития РФ, проект сводного финансового плана и перечень основных задач развития представляется в пра­вительство страны. После опубликования утвержденные цифры используются субъектами Федерации и хозяйству­ющими субъектами различных форм собственности для раз­работки и обоснования своих прогнозов и планов.

Основной финансовый план страны — государственный бюджет — утверждается Государственной Думой и затем Советом Федерации.

Схема составления прогноза социально-экономического развития РФ представлена на рис. 4.

 

 


     
   
 
 


 

       
   
 
Федеральные министерства, ведомства агентства, в том числе государственные заказчики ФЦП
 

 

 


 

6. Доводит предельные 7. Обосновывают ФА

объемы бюджетного объемы финансирования

финансирования (после ФЦП на очередной финансовый


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал