Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие социальной компетентности
Подготовка к семейной жизни, как и, например, содействие в выборе профессии и построении карьеры, совершается во многом стихийно: за счет повседневного общения в семье, со сверстниками; приобретения опыта выстраивания отношений; чтения книг; просмотра фильмов. Тем не менее, дети и подростки с ограниченными возможностями часто нуждаются в особо организованной работе по формированию и развитию личных ресурсов, необходимых для действенного решения проблем взаимоотношений. Специально организованная работа всегда полезна в ситуации дефицита ресурсов для спонтанного развития - а такие условия складываются не только в жизни детей с ограниченными возможностями, но и у их здоровых сверстников. Не секрет, что многие родители не всегда используют те приемы обратной связи, обсуждения с детьми проблем отношений, выражения отношений и чувств, которые располагают ребенка к усвоению наиболее действенного поведения в ситуации взаимодействия с другими. Массовая культура скорее предоставляет целый набор стереотипов, опора на которые затруднит формирование адекватного отношения к проблемам общения, чем те образцы поведения, которые пробуждают рефлексию подростков.
Эффективность такой специально организованной работы будет зависеть от того, насколько удастся связать ее со спонтанным формированием компетентности ребенка в вопросах общения, ответственного отношения к себе и другим. Поэтому представляется важным осуществлять такую работу сразу в двух направлениях:
□ оптимизация опыта, знаний и навыков семейного и профессионального окружения ребенка;
□ обучения детей приемам завязывания и поддерживания отношений, организации независимой жизни.
Таблица 2. Базовые умения
Умения и знания
| Трудности ребенка
| Трудности взрослого окружения
| Понимание и принятие своих чувств
| Принятие и понимание того, что чувства важны, не могут быть плохими и недостойными
| Затруднения в выражении чувств.
Отстраивание своих чувств от чувства вины, преобладание таких переживаний как жалость, неприязнь, экзальтация
| Обостренное желание уберечь ребенка от таких чувств как печаль, обида, гнев;
Стремление воспитать в ребенке покорность и смирение перед «несчастной судьбой» или, наоборот, непринятие того, что объективно возможности ребенка ограничены
| Понимание своих чувств и умение их открыть
| Стремление не огорчать других или наоборот, демонстрировать свое ограничение через постоянно сниженный фон настроения и активности
| Демонстрация собственного неумения открывать чувства, стремление скрыть те чувства, которые считаются неадекватными и стыдными
| Понимание своих желаний и намерений
| Недостаток трансспективы своей жизни -понимания связи между настоящим и будущим, прошлым и настоящим.
Трудности в выстраивании приоритетов Иногда невозможность настроить баланс между жизнью «здесь и теперь» и планированием будущего
| Принятие того, что для человека с ограниченными возможностями многие желания «под запретом», например, стремление к сексуальным отношениям, избегание общения с неприятными людьми и т.д.
| Внутренняя эмпатия, умение настроиться на себя и объяснить свои переживания
| Стереотипное отношение к себе, когда какие-то изменения, в том числе, позитивные, не замечаются
| Убеждение в том, что главное - настраиваться на другого, фокус не на себе, а другом человеке, «обедненная» внутренняя жизнь
| Понимание сигналов тела
| Отчуждение от собственного тела в силу болезни, страданий
| Внимание к словесной стороне поведения, игнорирование невербальной компоненты поведения;
Затруднения в понимании сигналов тела ребенка с особыми нуждами
| Способность чувственного познания окружающего мира, опора на эмоциональную составляющую понимания происходящего
| Объективные ограничения в силу недостатка сенсорики, двигательной и иной депривации, недостатка опыта
| Эмоциональному развитию не придается то значение, которое следовало бы придавать в контексте реабилитации ребенка
| Способность быть спонтанным
| Спонтанное поведение не развито в силу недостатка инициативности.
Спонтанность ограничена в силу небольшого (однотипного) круга общения
| Стремление держать ситуацию под контролем, еще! сильнее проявляющееся в ситуации воспитания ребенка с ограниченными возможностями
| Принятие всех сторон жизни, включая такие как смерть, страдание, рок
| Страх перед такими событиями может блокировать стремление жить среди близких людей, чтобы минимизировать потери
| Табу на темы смерти, болезни, страданий, неумение обсуждать такие вопросы, страх перед вопросами со стороны детей
|
| Взаимодействие
|
| Способность отстаивать свои мысли, действия и чувства во взаимодействии с другими
| Привычка к послушанию и более высокий уровень конформизма приводит к немотивированной агрессии, унынию
| Представление о том, что родителям (взрослым) лучше известно, как поступать и относиться, дополнительная инвалидизация ребенка
| Раскрываться в общении (давать другим информацию о себе)
| Недостаток общения приводит к тому, что ребенок либо не раскрывается вовсе, либо эгоцентричен — открывается так, что его не понимают и не принимают
| Родители настраиваются раскрываться определенным образом, формируя образ жертвы, бодрячка, но не раскрывая своих реальных чувств
| Выражать чувства соответствующим образом
| Скрывает и стыдится таких чувств как гнев, неприязнь, страх.
Доминирует чувство вины.
Нормальное отношение часто воспринимается как горячая симпатия - поскольку у детей нет опыта различения интереса, симпатии, неравнодушного отношения, увлечения и любви.
| Смешение чувств и действии, когда эмоции осуждаются или игнорируются так же как и действия, хотя чувства не могут быть в отличии от действий плохими или хорошими. Испуг перед резким выражением чувств со стороны ребенка, да и самих себя.
| Умело выражать голосом свое отношение другим людям
Умело выражать телом (при помощи пантомимики, жестов) свое отношение другим людям
Умело выражать посредством прикосновений свою симпатию другим людям
| Стандартны в выражении своих чувств, испытывают ограничения в выборе средств для того, чтобы передать уникальность своего отношения.
Опасаются проявлять свои чувства, так как не знают, что получат в ответ.
Выражение чувств сращиваются с оценкой.
| Не считают важным специально учиться выражать свои чувства разными средствами.
Предпочитают молчать и выпускать чувства исподтишка, через различные манипуляции.
Культивируют идею о том, что лучшее подтверждение добрых чувств - действия.
| Преодолевать свою застенчивость
| Застенчивость свойственна детям с астеническим складом психики, поэтому важнейшим условием преодоления застенчивости становится понимание того, что это теневая сторона нейтрального качества, имеющего и позитивную сторону.
| Часто застенчивость ассоциируется со скромностью и считается положительным качеством.
| Умение слушать
| Могут существовать физиологические ограничения умения слушать.
| Часто умение слушать подменяется демонстрацией отношения к говорящему, хотя важнейшие составляющие - давать обратную связь тогда, когда просят и различать мысли и эмоции говорящего.
| Поддерживающая обратная связь
| Потребность в излишней обратной связи, зависимость от оценки других людей.
| Преобладание похвал и порицаний, а не рефлексивной оценки, которая бы звучала убедительно и как поддержка.
| Умение предложить и показать заботу
| Неумение отказаться от заботы и неумение попросить помощи тогда, когда она действительно нужна.
| Эффект монополии на заботу, навязывание заботы.
| Управлять гневом в отношении других
| Считают, что гнев следует скрывать, гнев выражается в капризах и недовольстве жизнью.
| Гнев традиционно относится к чувствам, которых следует избегать, поэтому люди вытесняют это чувство (которое вполне совместимо с любовью к человеку) и вместо прямого выражения гнева ведут себя раздраженно.
| Понимание трудностей, связанных с сексуальными ролями
| Лишены многих спонтанных каналов формирования компетентности в вопросах секса, именно поэтому чаще здоровых сверстников становятся жертвами сексуального насилия.
| Полагают, что дети с ограничениями не нуждаются в тендерной идентичности и полноценных сексуальных отношениях.
|
| Досуг
|
| Способность высоко ценить отдых и досуг
| Досуг остается не сферой расслабления, но приоритетной сферой интеграции
| Отношение к досугу имеет периферийный характер, поскольку многие полагают, что главное работы и дом
| Понимание приоритетов своих интересов в сфере досуга
| Часто досуг навязывается - «инвалиду повезло, что хотя бы так его развлекают», вследствие этого досуг утрачивает свое основное значение.
|
| Навыки сбора информации о сфере досуга
| Важно расширить представление о том, чем можно заняться на досуге, использовать ресурсы НКО, интернета.
| Родители выбирают удобные и приемлемые формы досуга для себя, а не для ребенка
| Навыки принятия решения и разработки планов
| Как и их здоровые сверстники склоны следовать некой моде на досуг.
| Часто родители сами планируют праздники и развлечения, не включая детей в разработку этих планов.
Сфера досуга часто становится одним из значимых каналов эксклюзии детей-инвалидов.
| Готовность развивать особые навыки для досуга — последовательное хобби
| Занимаются досугом ради досуга, иногда развитие блокируется тем, что взрослые считают достаточным сам факт участия их детей в досуговых мероприятиях
| Не считают навыки досуга самодостаточными или, наоборот, придают им решающее место – так или иначе роль навыков, связанных с досугом, деформируется.
| Способность к пассивной релаксации
| Важно, чтобы такой вид отдыха был присущ и родителям, если пассивная релаксация подменяется химической зависимостью в том или ином виде, то, скорее всего, выработка подобных приемов у ребенка будет ограничена.
|
| Умение устроить праздник и адекватно участвовать в праздничных мероприятиях
| Дети привыкают ждать праздник пассивно, а не участвуя в его подготовке
| Важны традиции праздника, которые бы позволяли вовлекать всех членов семьи в подготовку и проведение праздника.
Часто чувство вины родителей наиболее ярко проявляется в праздничные дни - стремление порадовать ребенка, дать ему все то, что не достает
|
Подготовка к семейной жизни начинается в раннем детстве. Мы полагаем вслед за многими уважаемыми исследователями и практиками, что независимо от состояния развития и здоровья человека социальная компетентность включает одни и те же умения и знания. Тогда что же особенного в подготовке к независимой жизни ребенка с ограниченными возможностями? Несомненно, это те особые барьеры и трудности, которые возникают в ресурсах самих детей и представлениях их окружения. В таблице 1 приведен перечень важных для подготовки к семейной жизни навыков и умений, а также те ограничения, которые возникают в процессе воспитания ребенка с особыми потребностями. Эти навыки и знания мы разделили натри группы:
■ понимание чувств;
■ выстраивание отношений;
■ досуг.
Прежде чем перейти к просмотру этой таблицы, попробуйте сами написать как можно больше умений, связанных с этими сферами жизни, а также препятствий, которые мешают формированию этих приемов у ребенка с особыми потребностями.
Многие родители «вошли во вкус» и стали использовать психологические приемы активизации интеллектуальных возможностей ребенка. Важно расположить семейное окружение детей с ограниченными возможностями использовать психологические рекомендации по формированию эмоциональной и социальной компетентности ребенка и подростка.
Таблица 2 может быть использована как карта диагностики и планирования работы с подростками, имеющими особые потребности. Значительная часть умений и навыков включена в два приема работы, приведенные в Приложении 1 и 2: библиотерапию и тренинг временной трансспективы. Представляется возможным использовать карточные и бланковые игры Н.С. Пряжникова, различные программы развития приемов ассертивного поведения.
|