Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и средства паравербальной коммуникации






В процессе коммуникации произнесенное слово никогда не является нейтральным, а часто даже более важным, чем содержание сообщения. Смысл высказывания может изме­няться в зависимости от того, какая интонация, ритм, тембр, фразовые и логические ударения были использованы для его пе­редачи. Все эти звуковые элементы передачи информации полу­чили название паралингвистическихсредств. Исследователи вы­деляют следующие акустические средства, сопровождающие, до­полняющие и замещающие звуки речи: темп, высота, громкость, скорость, тембр, ритмичность, паузы, интонацию, вздохи, сто­ны, покашливание и др.

Голосовые характеристики относятся к важнейшим факто­рам восприятия других, поскольку речевые оттенки влияют на смысл высказывания, сигнализируют об эмоциях, состоянии че­ловека, его уверенности или неуверенности и т.д. Поэтому наря­ду с вербальными и невербальными средствами коммуникации в общении используются и паравербальные средства — совокуп­ность звуковых сигналов, которые сопровождают устную речь, привнося в нее дополнительные значения. Примером такого рода может служить интонация, сигнализирующая о вопросительном характере предложения, сарказме, отвращении, юморе и т.п. Иными словами, при паравербальной коммуникации определен­ная часть информации передается через голосовые оттенки, ко­торым в разных языках придается определенный смысл.

Хотя индивидуальные характеристики голоса не могут служить надежным показателем личных качеств человека, тем не менее в процессе общения следует помнить о важной особенности вос­приятия человека по голосу. Слушатели склонны наделять более высокими достоинствами людей с более совершенно звучащей ре­чью (приятный тембр, интонации), приписывать им не только вы­сокие интеллектуальные и психологические качества (обаяние, интеллигентность, доброжелательность), но и значительно более высокие партнерские и деловые качества (компетентность, на­дежность, уверенность и др.).

С помощью голоса можно передавать основные эмоции — страх, гнев, радость, удивление и эмоциональные состояния — доброжела­тельность, тревожность, уверенность, заинтересованность. На­пример, эмоция печали выражается медленным нарастанием и спадом силы и высоты голова, увеличенной длительностью сло­гов, падением силы и звонкости голоса. Быстрая речь вызывает представление о человеке активном, энергичном, а низкий глу­хой голос связывают с человеком целеустремленным, волевым, решительным и т.п.

Назначение паравербальной коммуникации заключается в том, чтобы вызвать у партнера соответствующие эмоции, ощуще­ния, переживания, которые необходимы для достижения опреде­ленных целей и намерений. Такие результаты обычно достигаются с помощью паравербал ьных средств общения, к которым относят­ся: просодика — темп речи, тембр, высота и громкость голоса; эк­стралингвистика — паузы, кашель, вздохи, смех и плач (т.е. звуки, которые мы воспроизводим с помошыо голоса).

Действие паравербальной коммуникации базируется на ис­пользовании механизма ассоциаций человеческой психики, т.е. способности человеческого интеллекта восстанавливать про­шлую информацию благодаря свежей информации, которая в данный момент принимается человеком, когда одно представле­ние вызывает другое. В данном случае эффект достигается благо­даря тому, что говорящий создает общее информационное поле взаимодействия, которое помогает собеседнику понимать парт­нера. Средствами достижения эффективной коммуникации здесь служат следующие характеристики человеческого голоса: О скорость речи, которая может быть очень медленной, немного замедленной, быстрой и оченьбыстрой. Отскорости речи зави­сит степень восприятия говорящего партнерами по коммуни­кации. Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уве­ренности в своих силах. Напротив, спокойная медленная мане­ра речи указывает на невозмутимость, рассудительность, хоро­шее настроение собеседника, богатство его чувств. Заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравнове­шенности, неуверенность, легкую возбудимость. Считается, что нормальная скорость речи человека составляет 140—150 слов в минуту; громкость речи,

0 которая является выразителем чувств человека. По показателю громкости речь человека изменяется в диапазо­не от очень тихой до крика. Громкая речь обычно свидетельст­вует об искреннем побуждении либо кичливости и самодоволь­стве, а тихая указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека. Заметные изме­нения в громкости свидетельствуют об эмоциональности и вол­нении собеседника. Как показывает коммуникационная прак­тика, усилению эмоциональности речи в иных случаях способ­ствует отсутствие логических доводов. В обычной обстановке общения следует говорить с нормальной громкостью, посколь­ку спокойный и солидный голос снимает напряжение и про­буждает интерес к общению;

артикуляция. Ясное и четкое произношение слов свидетельст­вует о внутренней дисциплине говорящего, его потребности в ясности. Неясное, расплывчатое произношение говорит об уступчивости, неуверенности, вялости воли;

высота голоса. Голоса различаются и по способности оказывать влияние на других людей. Высота голоса зависит от возрастных, половых и индивидуально-личностных особенностей человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше, чем у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на окта­ву. Фальцет зачастую присущ человеку, у которого мышление и речь больше основываются на интеллекте. Грудной голос явля­ется признаком повышенной естественной эмоциональности. Высокий пронзительный голос является признаком страха и волнения;

режим речи. Ритмическое говорение означает богатство чувств, уравновешенность, хорошее настроение. Строго циклическое говорение указывает на сильное осознание переживаемого, на­пряжение воли, дисциплину, педантичность. Угловато-отры­вистая манера речи служит выражением трезвого, целесообраз­ного мышления.

Таким образом, паравербальная коммуникация основывает­ся на тональных и тембровых особенностях языка и их использо­вании в культуре. На этом основании можно выделять тихие и громкие культуры.

Например, в Европе американцев осуждают за их манеру го­ворить слишком громко. Эта их черта рождена тем обстоятельст­вом, что очень часто для общительных американцев не имеет зна­чения, слушают ли их речь или нет. Для них гораздо важнее пока­зать свою компетентность и открытость. В отличие от них англичане придерживаются совершенно другой точки зрения: они считают, что не следует вмешиваться не в свои дела. Поэтому у них особенно развита способность направлять свою речь прямо на нужного партнера и при этом учитывать не только уровень шума, но и расстояние.

Как ни парадоксально, весьма важную роль в коммуникации играет молчание. В разных культурах представление отом, сколь­ко молчания необходимо для адекватного общения, имеет свою национальную специфику.

Например, американцы не выносят длительных пауз и всегда пытаются заполнить их говорением. Поэтому, когда иностран­ные журналисты или бизнесмены едут в США, чтобы получить необходимую информацию, их инструктируют: делайте затяж­ные паузы — и американцы вам сами все расскажут.

В межкультурной коммуникации важное значение имеет ин­тонация речевого общения, которая зачастую определяет смысл и содержание передаваемой информации.

Например, в европейских языках значимая информация выделяется при помощи контрастного ударения. В южноазиат­ских языках, наоборот: новая информация сообщается тише, чем уже известная. В некоторых арабских и африканских культурах громкость говорения используется как средство регулирования смены ролей говорящий — слушающий. В европейских культурах громкое и одновременное говорение означает спор или ссору.

Культурноспецифические особенности паравербальной ком­муникации находят свое выражение и в скорости речи.

Например, финны говорят относительно медленно и с длинными паузами. Эта языковая особенность создала им имидж людей, которые долго думают и неторопливо действуют. В куль­туре североамериканских индейцев нормальными считаются паузы, длящиеся несколько минут в рамках одного речевого со­общения. Быстро говорящие культуры представляют носители романских языков (французы, румыны, молдаване, цыгане), ко­торые практически не делают паузы между отрезками речи. По этому показателю немцы занимают среднее положение, но ско­рость речи выше в Берлине и ниже на севере Германии.

Еще одно средство паравербальной коммуникации — манера речи: в некоторых культурах говорят много, а в других — лаконич­но, немногословно. В ряде культур содержание сказанного часто имеет второстепенный характер.

Например, в языке и литературе арабов содержание и зна­чение сказанного не являются главными. Там предпочтение от­дается игре слов. Разные слова могут употребляться в одном и том же значении. Арабы очень любят выражать одну и ту же мысль разными словами.

 

Проблема понимания в межкультурной коммуникации

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал