Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделирование






Метод аналогии тесно связан с методом моделирования.

 

Метод моделирования предполагает изучение каких-либо объек­тов посредством их моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал.

В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели. К моделированию следует относиться с той же осторожностью, что и к аналогии, строго указывать пределы и границы допустимых при моделировании упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования: предметное, мысленное, знаковое и компьютерное.

Предметное моделирование представляет собой использование моделей, воспроизводящих определенные геометрические, физиче­ские, динамические или функциональные характеристики прототи­па. Так, на моделях исследуются аэродинамические качества само­летов и других машин, ведется разработка различных сооружений (плотин, электростанций и др.).

Мысленное моделирование — это использование различных мыс­ленных представлений в форме воображаемых моделей. Широко известна идеальная планетарная модель атома Э. Резерфорда, на­поминавшая Солнечную систему: вокруг положительно заряженно го ядра (Солнца) вращались отрицательно заряженные электроны (планеты).

Знаковое {символическое) моделирование использует в качестве моделей схемы, чертежи, формулы. В них в условно-знаковой фор­ме отражаются какие-то свойства оригинала. Разновидностью зна­кового является математическое моделирование, осуществляеемое средствами математики и логики. Язык математики позволяет вы­разить любые свойства объектов и явлений, описать их функциони­рование или взаимодействие с другими объектами с помощью сис­темы уравнений. Так создается математическая модель явления. Часто математическое моделирование сочетается с предметным мо­делированием.

Компьютерное моделирование получило широкое распростране­ние в последнее время. В данном случае компьютер является одно­временно и средством, и объектом экспериментального исследова­ния, заменяющим оригинал. Моделью при этом является компью­терная программа (алгоритм).

Анализ

Анализ — метод научного познания, в основу которого положе­на процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части и их отдельное изучение.

 

Эта процедура ставит своей целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи этих частей друг с другом.

Анализ — органичная составная часть всякого научного иссле­дования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследова­тель переходит от описания нерасчлененного изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также свойств и признаков. Для постижения объекта как единого целого недостаточно знать, из чего он состоит. Важно понять, как связаны друг с другом составные части объекта, а это можно сделать, лишь изучив их в единстве. Для этого анализ дополняется синтезом.

Синтез

Синтез — метод научного познания, в основу которого положе­на процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное позна­ние этого предмета.

Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. Важно понять, что синтез вовсе не является простым механическим соединением разъединенных элементов в единую систему. Он показывает место и роль каждого элемента в этой системе, его связь с другими составными частями системы. Таким образом, при синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта.

Синтез — такая же необходимая часть научного познания, как и анализ, и идет вслед за ним. Анализ и синтез — это две стороны единого аналитико-синтетического метода познания, которые не существуют друг без друга.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал