Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика учебной дисциплины
Криминология - многоадресная наука. Ее рекомендации могут иметь значение для различных субъектов: законодателя, Президента страны, работников правоохранительных органов, представителей средств массовой информации, специалистов, занимающихся образованием и воспитанием, а также для отдельных граждан.
Курс криминологии позволяет выработать умения анализировать правовой материал, разбираться в причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, определять роль личности потерпевшего и взаимоотношения потерпевшего с виновным в механизме преступного поведения. Уделяется внимание умению осуществлять прогноз преступности, определять состояние преступности в целом, проводить криминологическую характеристику отдельным видам преступности.
Криминология - учение о преступности, о ее причинах, о борьбе с ней и защите от нее. Изучение данной учебной дисциплины - важный элемент профессиональной подготовки юриста, педагога, психолога, предпринимателя, экономиста, эколога, медика и даже архитектора (клиническая и архитектурная отрасли криминологии весьма развиты за рубежом, постепенно они получают развитие и в нашей стране).
Цель и задачи дисциплины:
Целью изучения дисциплины «Криминология» является подготовка высококвалифицированных специалистов через формирование представлений об основных понятиях, институтах криминологии, выработки умения ориентироваться в современном законодательстве, анализировать правовой материал на предмет соответствия задачам охраны интересов граждан, общества, государства, умение осуществлять прогноз преступности и определять состояние преступности в целом.
Задачами изучения данного курса являются: ознакомление с необходимыми источниками права, усвоение нормативно-правовых актов, умение работать с ними, знание принципов права и умение использовать их содержание при решении конкретных вопросов, применять теоретические положения на практике; формирование у студентов умения выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления, формирование умений и навыки разработки профилактических мер преступности.
Изучение криминологии направлено на формирование компетенций:
Знания:
- з нает закономерности и методики проведения криминологической характеристики преступности, изучения личности преступника
– имеет представление о принципах проведения и правилах функционирования субъектов предупреждения преступности, их значение для обеспечения борьбы с преступностью
Умения:
- владеет навыками выявления детерминант преступности, умеет давать правовую оценку коррупционному поведению
– способен выявлять причины и условия, способствующие совершению преступления и разрабатывать мероприятия, направленные на предупреждение преступности
Навыки (компетенции):
– способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания (о новых формах и методах предупреждения преступности)
– думает критически, объективно оценивает механизм преступного поведения, причины, способствующие совершению уголовных правонарушений
План изучения учебной дисциплины
№ п/п
| Тема занятия
| Кол-во часов
| Форма занятия
| Вопросы занятия
| Контрольные мероприятия
| СРС (сроки сдачи, задание)
|
| Понятие, предмет, система и задачи криминологии.
Неделя 1
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут;
Дискуссия – 35 минут
| 1.Криминология как наука (понятие, социальная и правовая характеристики криминологической науки).
2. Предмет и система криминологии (элементы предмета криминологии.
3.Связь криминологии с другими науками).
4. Задачи и функции криминологии, значение криминологии как теоретико-прикладной науки.
| Не предусмотрены
| Решение кейса №1 / проверка письменного задания №1
|
| Методы криминологических исследований
Неделя 1
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут;
Практическое задание – 35 минут
| 1.Понятие методологии.
2.Классификация методов криминологии по уровням.
3.Характеристика методов криминологии
| Не предусмотрены
|
| Становление и развитие криминологии. Направления развития криминологии
Неделя 2
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут;
Дискуссия – 35 минут
| 1.Зарождение криминологической мысли. Становление криминологии как науки. Биологические и социологические теории в криминологии.
2.Общая характеристика, основные направления и современное состояние криминологической науки (позитивизм, теория социальной дезорганизации, психологические подходы, теория опасного состояния).
3.Криминология в царской России. Советская криминология (1917-1930 гг.). Советский период. Криминологические учреждения.
4.Современные криминологические теории и проблемы, состояние криминологических исследований в Казахстане.
| Не предусмотрены
|
|
| Преступность и ее изучение. Показатели преступности
Неделя 2
Неделя 3
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 минут;
Практическая работа -1, 5 часа (расчеты, работа со статданными)
| 1.Понятие преступности как социального явления. Общая характеристика преступности (взаимосвязь преступности и преступления, признаки преступности).
2. Количественные и качественные характеристики преступности (состояние преступности в узком и широком смысле. Динамика преступности, динамические ряды. Структура преступности, показатели структуры, социальные и правовые факторы, влияющие на преступность).
3. Латентная преступность. Последствия преступности.
| Расчетная работа (3 неделя)
| Решение кейса №2 / проверка письменного задания №2
|
| Личность преступника
Неделя 3
Неделя 4
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа;
Составление схем, определение типа преступников (работа с материалами уголовных дел) – 1, 5 часа
| 1.Понятие личности преступника (криминологическое значение изучения личности преступника. Понятие и уровни личности преступности, характеристика личности преступника. Соотношение биологического и социального в личности преступника. Личность преступника и социальная среда).
2. Классификация (типология) преступников (типология личности по направленности преступного поведения, по степени антиобщественной направленности, специфика преступного поведения, профессиональные типы преступника).
| Практическая работа по теме «Личность преступника» (неделя 4)
| Решение кейса №3 / проверка письменного задания № 3
|
| Механизм преступного поведения. Условия конкретного преступления
Неделя 4
Неделя 5
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа;
Практическая работа (работа с материалами уголовных дел, статданными) -1, 5 часа
| 1.Механизм преступного поведения: этапы. Механизм совершения конкретного преступления, элементы механизма, функции и составляющие криминальной мотивации
2.Характеристика этапов механизма преступного поведения.
3.Роль личности в детерминации преступного поведения
| Не предусмотрены
| проверка письменного задания №4
|
| Причины и условия преступности
Неделя 5
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут;
Дискуссия – 35 минут
| 1. Понятие причин преступности.
2. Некоторые концепции причин преступности. Теория причин преступности. Классификация причин преступности (виды криминальных ситуаций, объективное содержание и субъективное восприятие ситуации личностью, нейтрализация и устранение криминальной ситуации). Причины преступности в современный период
3. Роль личности в причинном комплексе преступности.
| Не предусмотрены
| Проектная работа №5 /проверка задания
|
| Виктимологические аспекты преступности. Исследование зарубежного опыта профилактики виктимности
Неделя 6
|
| Исследовательская работа – 1, 5 часа
Анализ, презентации студентов -1, 5 часа
| 1.Понятие жертвы преступления
2.Виктимность и виктимизация
3.Роль жертвы в совершении преступления. 4.Виктимологическая типология 5.Виктимологическая профилактика преступности. Зарубежный опыт исследования профилактики виктимности
| Составление виктимологического портрета
| Решение кейса №4
|
| Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
Неделя 7
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа (с дискуссией со студентами)
Практическая работа (работа со статданными, выполнение расчетов) -1, 5 часа
| 1. Прогнозирование как одна из функций криминологии. Понятие криминологического прогноза и криминологического прогнозирования
2.Прогнозирование индивидуального преступного поведения, его теоретические предшественники и значение для криминологической профилактики
3.Соотношение прогнозирования и планирования борьбы с преступностью
| Не предусмотрены
| Выполнение заданий №6, 7 / проверка письменных заданий
|
| Общая характеристика криминологической теории предупреждения преступности в мире
Неделя 8
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа (с дискуссией со студентами)
Практическая работа (разработка программы предупреждения преступности) -1, 5 часа
| 1.Понятие предупреждения преступности (понятие, цели, задачи, функции предупреждения, уровни предупреждения преступности, особенности предупредительной деятельности на разных стадиях антиобщественного поведения).
2.Структура предупреждения преступности.
3. Виды предупреждения преступности
4.Роль органов прокуратуры в предупреждении преступности (субъекты предупредительной деятельности, их разновидности, нормативно-правовые основы их предупредительной деятельности).
5.Деятельность судов по предупреждению преступности.
6.Кооординация деятельности государственных органов по предупреждению преступности. Вопросы предупреждения преступности в зарубежных странах
| Практическая работа (неделя 8)
| Решение кейсов №5, 6
|
| Криминологическая характеристика преступлений против личности и насильственные преступления, вопросы предупреждения
Неделя 9
|
| Презентация преподавателя – 1 час
Практическая работа (анализ материалов практики, работа со статданными) - 2 часа
| 1.Социально-правовая оценка насильственных преступлений.
2.Криминологическая характеристика лиц, совершающих насильственные преступления и хулиганство, их социально-демографические признаки и нравственно-психологические особенности.
3.Причины и условия совершения насильственных преступлений.
4.Основные направления предупреждения насильственных преступлений.
| Не предусмотрены
| Выполнение задания №8
|
| Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних и молодежи
Неделя 10
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Понятие преступности несовершеннолетних и молодежи, ее социально-правовая оценка и основания выделения из общей преступности.
2.Состояние, уровень, структура и динамика преступности несовершеннолетних.
3.Причины и условия преступности несовершеннолетних и основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних и молодежи 4.Характеристика личности несовершеннолетнего преступника: половозрастная, морально-нравственная, социально-психологическая, медицинская, мотивационная.
4.Предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи (направления предупреждения, субъекты предупреждения).
| Криминологический портрет несовершеннолетнего преступника
| Выполнение задания №9
|
| Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее предупреждение
Неделя 10
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Криминологическое понятие рецидива преступлений и рецидивной преступности.
2.Основные показатели рецидивной преступности: состояние, уровень, структура, динамика.
3.Криминологическая характеристика личности лиц, совершивших рецидив преступлений.
4.Причины и условия рецидивной преступности.
5.Основные направления предупреждения рецидивной преступности на международном уровне.
| Не предусмотрены
| Решение кейса №7
|
| Криминологическая характеристика организованной преступности
Неделя 11
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Понятие и общая характеристика организованной преступности
2.Обстоятельства, сопутствующие организованной преступности (причины, условия, факторы организованной преступности, исторические этапы формирования и детерминации современной организованной преступности).
3.Меры предупреждения и борьбы с организованной преступностью.
| Анализ стат.даннх
| проверка письменного задания №10
|
| Криминологическая характеристика профессиональной, террористической, экстремисткой преступности
Неделя 11
Неделя 12
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа
Презентации студентов – 1, 5 часа
| 1.Особенности профессиональной, террористической и экстремисткой преступности.
2.Личность профессионального, террористического и экстремисткого преступника.
3.Предупреждение профессиональной, террористической и экстремисткой преступности.
| Не предусмотрены
| проверка письменного задания №11
|
| Криминологическая характеристика женской преступности
Неделя 12
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Этапы изучения и ретроспективный анализ женской преступности в Казахстане.
2.Общая криминологическая характеристика женской преступности
3.Причинно-факторный комплекс и основные направления предупреждения женской преступности
4. Предупреждение женской преступности, роль правоохранительных органов в предупреждении женской преступности.
| Прогнозирование преступности женщин
| Решение кейса №8 / проверка письменного задания №12
|
| Криминологическая характеристика корыстной преступности
Неделя 13
|
| Презентация преподавателя – 1, 5 часа
Презентации студентов – 1, 5 часа
| 1. Понятие и криминологическая характеристика корыстной преступности (понятие, признаки, классификация и способы совершения преступления.
2. Состояние корыстной преступности ее показатели,
3.Криминологическая характеристика личности корыстного преступника.
4.Причины и условия корыстной преступности, вопросы предупреждения корыстной преступности.
| Не предусмотрены
|
| Понятие неосторожной преступности и ее социально-правовая оценка
Неделя 14
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Основные показатели неосторожной преступности.
2.Причины и условия совершения неосторожных преступлений.
3.Предупреждение неосторожных преступлений и их специфика.
| Не предусмотрены
| Решение кейса №9
|
| Криминологическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности и коррупции
Неделя 14
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Понятие экономической и коррупционной преступности.
2.Состояние экономической преступности.
3.Возникновение и детерминации экономической преступности. Причинно-факторный анализ
4.Меры предупреждения экономической и коррупционной преступности.
| Проектная работа
| Решение кейса №10/ проверка письменного задания №13
|
| Криминологическая характеристика и предупреждение преступности военнослужащих
Неделя 15
| 1, 5
| Презентация студентов – 75 минут
| 1.Общая криминологическая характеристика преступность военнослужащих.
2. Причины и условия преступности военнослужащих.
3. Проблемные вопросы предупреждения
|
|
| Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы
Неделя 15
| 1, 5
| Презентация преподавателя – 40 минут
Дискуссия – 35 минут
| 1.Общая криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы.
2. Причины и условия преступности в местах лишения свободы.
3. Проблемные вопросы предупреждения пенитенциарной преступности
| Не предусмотрены
| Выполнение письменного задания №14
|
|
| 45 часов контактных занятий
| В силлабусе нет четкого деления на лекции и семинары, студенты должны включаться в работу на всех контактных занятиях
| Вопросы темы сформулированы емко, на занятии преподаватель имеет право разбить их на более мелкие, простые вопросы
| Запланировано проведение 8 контрольных мероприятий по разделам и темам курса; студент должен быть готовым к проведению контрольного занятия
| Задания СРС и форма представления СРС приведены в силлабусе после плана изучения дисциплины
|
|