Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги как инструмент вмешательства государства в общественное воспроизводство






С экономической точки зрения налог является индиви­дуально безэквивалентным движением денежных средств от индивидуума к государству с целью формирования денежного фонда, используемого для выполнения государством своих функций.

Налогообложение относится к числу давно известных спосо­бов регулирования доходов и источников пополнения государ­ственных средств.

Основные принципы налоговой системы РФ:

1. Каждое физическое или юридическое лицо обязано уплачи­вать федеральные, региональные и местные налоги (сборы), по которым это лицо признается налогоплательщиком в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги (сборы), не предусмотренные на­стоящим Кодексом.

2. Сведения о поступлении средств от федеральных, регио­нальных и местных налогов (сборов) подлежат ежеквартальному официальному опубликованию.

3. Налоги (сборы) не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

4. Налоги (сборы) не должны нарушать единое экономическое пространство и единую налоговую систему России. Налоги и сбо­ры, установленные в соответствии с Налоговым кодексом в конк­ретном регионе, обязательны для уплаты только в нем.

5. Налоги (сборы) не могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия законной экономической деятельности налогоплательщика.

Не допускается, в частности, устанавливать налоги (сборы), ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными регионами, городами или районами, вывоз капитала за пределы региона, города или района либо ограничи­вающие капиталовложения в пределах другого региона, города или района в Российской Федерации.

6. Не допускается устанавливать дополнительные налоги (сбо­ры) или повышенные либо дифференцированные ставки налогов (сборов) в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы экономических или иных образований, граждан­ства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоя­тельства не могут быть основанием для установления налоговых льгот. Допускается устанавливать особые виды пошлин либо диф­ференцированные ставки ввозных таможенных пошлин в зависимо­сти от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством РФ.

Налог имеет следующие отличительные признаки: 1. Императивность предполагает отношения власти и подчи­нения, т.е. субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности по внесению оклада налога в бюджет. При невыполнении обязательств государство применяет заранее определенные санкции.

2. Смена формы собственности предполагает, что часть соб­ственности индивидуума (корпорации) в денежной форме перехо­дит в государственную, при этом образуется централизованный денежный фонд (бюджет).

3. Безвозвратность и безвозмездность, т.е. оклад налога ни­когда не возвращается субъекту налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяй­ственных операциях, ни права пользования материальными и не­материальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоз, вывоз товаров), ни документа.

4. Налоги не являются целевыми отношениями. Суммы на­логов поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличи­ваются. Этот признак позволяет отличить их от сборов (целевой сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образовательных учреждений, курортный сбор).

Государственные и муниципальные финансы являются пере­распределительной категорией, т.е. на их основе перераспреде­ляется на макроуровне то, что уже было распределено на микро­уровне: на восстановление потребленных средств производства, выплату заработной платы и социальные платежи и прибавочный продукт. Инструментом перераспределения являются налоги, ко­торым присущи следующие функции:

фискальная обеспечение государства необходимыми ему для выполнения своих функций финансовыми ресурсами;

регулирующая — создание некоторых преимуществ отдель­ным приоритетным отраслям и зонам, стимулирует отдельные виды деятельности и достижение определенных, не фискаль­ных, а социальных целей;

социальная — создана в целях изъятия доходов у наиболее обеспеченных слоев населения (подоходный налог, налог на имущество физических лиц) для перераспределения ее в пользу малоимущих слоев населения.

Кроме этого, социальная функция налогов проявляется и не­посредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ста­вок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.);

стимулирующая — создает систему льгот и поощрений, зап­ретительных или ограничивающих ставок для развития приори­тетных сфер экономики;

контрольная — выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений го­сударства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие фун­кции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Одним из способов государственного регулирования экономи­ки является повышение или понижение налогов. Взаимосвязь нало-

говых поступлений в бюджет и ставки налога графически отражает кривая А. Лаффера, где:

X — ставка налогов в %;

У— налоговые поступления;

ха — оптимальный размер налоговой ставки;

уа максимальная величина налоговых поступлений в бюджет;

хь — реально существующие налоговые ставки;

уь — налоговые поступления при эффективной налоговой ставке.

Кривая отражает взаимосвязь между величиной ставки нало­гов и объемом поступления их в государственный бюджет. При повышении ставки доходы государства за счет налогов вначале увеличиваются, но только до определенной границы (точки а), после чего повышение налоговой ставки уменьшает налоговые поступления до точки Ь.

ТЕМА 17. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал