Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 1. Организационно-методический






МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

МИД РОССИИ»

__________________________________________________________________

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по программному развитию

МГИМО(У) МИД России

_____________А.В. Худайкулова

«___» ___________________ 2012 г.

ПРОГРАММА КУРСА

«Мировая экономика»

Для 2 – 3 курсов факультета МО

Москва

Учебная программа по дисциплине «Мировая экономика» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки бакалавра «Зарубежного регионоведения со знанием иностранных языков» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000 «Зарубежного регионоведения».

 

 

Автор программы: С.С.Суслина, д.э.н.

Н.В.Галищева, к.э.н., доцент

 

Директор НБ МГИМО им. И.Г.Тюлина: __________________ М.В. Решетникова

 

Программа курса утверждена на заседании Кафедры мировой экономики Факультета международных отношений МГИМО (У) МИД России.

 

Протокол заседания № 7 от «28» июня 2010 г. Обновлена в августе 2012 г.

 

Подпись зав. кафедрой: ______________ А.С. Булатов

 

 

© Суслина С.С.

© Галищева Н.В.

© МГИМО(У) МИД России, 2010

РАЗДЕЛ 1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее общая характеристика:

Данный курс нацелен на усвоение студентами знаний о механизме, ресурсах, основных тенденциях и перспективах развития мирового хозяйства и его основных групп стран. Среди главных задач курса также получение студентами навыков самостоятельного анализа мирового хозяйства и межстранового сопоставления на основе методов, применяемых международными организациями, а также умения анализировать основные тенденции развития мировых экономических процессов, выявлять присущие им проблемы и находить пути их решения, исходя из взаимовлияния экономического, социального и политического факторов.

Методической базой курса являются концепции российских и зарубежных исследователей, занимающихся проблемами мирового хозяйства, как единой системы.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Дисциплина «Мировая экономика» предназначена для студентов II и III курсов факультета Международных отношений. Курс опирается на знания, полученные студентами в ходе изучения курса «Экономическая теория», «Экономическая и политическая карта мира». В нем заложены основы для успешного усвоения студентами знаний, получаемых ими в области страноведения.

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

1) знать

-основные теории мирового хозяйства;

-предпосылки формирования механизма мирового хозяйства;

-сущность и структуру потенциала мирового хозяйства;

-сущность отраслевой структуры мировой экономики;

-основные подходы к определению типологии стран мира;

-суть основных глобальных проблем мирового хозяйства;

-сущность потенциала, тенденции и проблемы функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира.

2) Уметь:

-анализировать состояние и перспективы решения глобальных проблем развития мирового хозяйства;

-анализировать основные тенденции и перспективы развития мирового хозяйства;

-анализировать потенциал, тенденции и проблемы функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира;

-прогнозировать развитие отдельных тенденций в мировом хозяйстве.

3) Владеть:

-навыками пользования и анализа статистических сборников ведущих международных экономических организаций;

-навыками компаративистского анализа по сопоставлению тенденций и проблем функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) Общекультурные компетенции (ОК):

-Владение культурой мышления и речи, основами профессионального и академического этикета (ОК-2);

-Владение профессиональной лексикой, готовность к участию в научных дискуссиях на профессиональные темы (ОК-4);

-Выстраивание перспективных стратегий личностного и профессионального развития, проявление готовности к дальнейшему обучению и самообучению (ОК-7);

-Владение основами методологии научного исследования, различие творческой и репродуктивной компоненты научной деятельности (ОК-8);

-Умение применять знания в области социальных, гуманитарных и экономических наук, информатики и математического анализа для решения прикладных профессиональных задач (ОК-9);

-Обладание базовыми навыками самостоятельного поиска профессиональной информации в печатных и электронных источниках, включая электронные базы данных, свободно осуществлять коммуникацию в глобальном виртуальном пространстве (ОК-12);

-Умение оценивать качество и содержание информации, выделять наиболее существенные факты и концепции, давать им собственную оценку и интерпретацию (ОК-13).

2) Профессиональные компетенции (ПК):

-Составление комплексной характеристики региона специализации с учетом его физико-географических, исторических, политических, социальных, экономических, демографических, лингвистических, этнических, культурных, религиозных и иных особенностей (ПК-1);

-Объяснение основных тенденций и закономерностей исторического развития региона специализации (включая отдельные страны) в контексте всемирно-исторического процесса (ПК-2);

-Определение основных тенденций развития мировой экономики, умение дать оценку различным подходам к проблеме включения региона специализации в систему мирохозяйственных связей (ПК-4);

-Владение понятийно-терминологическим аппаратом общественных наук, свободная ориентация в источниках и научной литературе по стране (региону) специализации (ПК-7);

-Применение научных походов, концепций и методов, выработанных в рамках экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем (ПК-9);

-Выделение основных параметров и тенденций социального, политического и экономического развития стран региона специализации (ПК-10);

3) Профессионально-дисциплинарные компетенции (ПДК):

-Определение основных тенденций развития мировой экономики, умение дать оценку различным подходам к проблеме включения отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей;

-Применение научных походов, концепций и методов, выработанных в рамках экономической теории к исследованию конкретных страновых и региональных проблем.

 

Образовательные результаты курса:

Знание и понимание
Знание и понимание: -теорий мирового хозяйства -предпосылок формирования механизма мирового хозяйства - потенциала мирового хозяйства -отраслевой структуры мировой экономики -основных тенденций и перспектив развития мирового хозяйства -глобальных проблем мирового хозяйства -типологии мирового хозяйства -потенциала, тенденций и проблем функционирования национальных экономик отдельных стран и регионов мира Образовательные методики (формы проведения занятий): -лекции с использованием слайдов по всем темам лекций -семинарские занятия в форме общей дискуссии - семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме деловых игр Формы проверки знаний: -контрольные работы в начале некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в начале некоторых семинарских занятий в форме тестов -домашние работы в форме эссе на заданные темы -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -зачет и экзамен по темам, разбираемым на лекционных и семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (детально изложены в учебниках)
Компетенции
Аналитические компетенции -способность к эффективному поиску необходимой информации в Интернете - умение анализировать и давать оценку состояния дел и современных реалий в национальных экономиках отдельных стран и регионов -владение навыками анализа экономической динамики в приложении к отдельным странам и регионам -способность самостоятельно проводить анализ основных тенденций развития мировой экономики в ХХI веке Образовательные методики (формы проведения занятий): -семинарские занятия в форме групповой дискуссии - семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме деловых игр -семинарские занятия в форме анализа конкретной ситуации Форма проверки развития (степени овладения компетенциями) -контрольные работы в начале некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в начале некоторых семинарских занятий в форме тестов -домашние работы в форме эссе на заданные темы -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -зачет в конце II курса (4 семестр обучения) и экзамен в конце III курса (5 семестр обучения) по темам, разбираемым на лекционных и семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (детально изложены в учебниках)
Системные компетенции -способность к самостоятельной работе и обучению -умение применять знания на практике Образовательные методики (формы проведения занятий): -семинарские занятия в форме общей дискуссии - семинарские занятия с предварительно назначенными докладами студентов -семинарские занятия в форме анализа статистических документов -семинарские занятия в форме деловых игр Форма проверки развития (степени овладения компетенциями) -контрольные работы в начале некоторых лекций в форме тестов -контрольные работы в начале некоторых семинарских занятий в форме тестов -домашние работы в форме эссе на заданные темы -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики -написание информационно-аналитических справок -экзамен по темам, разбираемым на лекционных и семинарских занятиях и вынесенным на самостоятельную проработку (детально изложены в учебниках)
Коммуникационные компетенции -умение работать в команде -использование знания иностранных языков Форма проверки развития (степени овладения компетенциями) -домашние работы в форме анализа статистического документа -доклады на организуемой кафедрой в конце семестра научной студенческой конференции по проблемам мировой экономики  

 

РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

Курс рассчитан на 112 часов, в том числе 34 часа – лекционных занятий и 34 часа – семинарских занятий.

  Трудоемкость
Академические часы Зачетные единицы
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа  
Лекции 34
Семинары 34
Самостоятельная работа, всего  
В том числе Самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материалов учебников, подготовка к семинарам, текущему контролю и т.д.)  
Виды текущего контроля (6 тестов, в том числе 3 - на семинарских занятиях и 3 - лекциях)  
Вид промежуточной аттестации (зачет в 4 семестре и экзамен в 5 семестре)  
       

В силу ограниченности времени курс построен таким образом, что темы лекционных занятий практически не совпадают с темами семинарских занятий. Первые 36 часов посвящены изучению основополагающих вопросов функционирования мирового хозяйства, последующие 32 – рассмотрению национальных экономик отдельных стран и регионов. Семинарские занятия могут проводиться в традиционной форме, форме докладов студентов или в виде деловой игры или практического занятия. Форма проверки усвоения знаний курса во втором семестре II курса – зачет, в первом семестре III курса – экзамен (на экзамен выносятся вопросы по всем изученным в ходе курса темам: как во втором семестре II курса, так и в первом семестре III курса).

 

2.2. Содержательный план дисциплины:

«Мировая экономика» для II курса факультета МО (4 семестр обучения)

  Наименование разделов и тем Количество часов (в академических часах)
Лекции Семинары Самост. работа Всего часов по теме
Раздел 1. Основные понятия и тенденции развития мировой экономики.        
Тема 1.1. Предмет и задачи курса. Понятия «мировая экономика» и «мировое хозяйство». Сущность, механизм и теории мирового хозяйства. Субъекты мировой экономики. Формирование и этапы развития мирового хозяйства.        
Типология стран мира. Попытки преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития.        
Тема 1.2. Основные тенденции развития мировой экономики: изменяющиеся темпы экономического роста, изменение соотношения сил в мире, постиндустриализация; интернационализация и глобализация, как ведущая тенденция мирохозяйственного развития; транснационализация, регионализация и интеграция, либерализация хозяйственной жизни и изменяющаяся роль государства.        
Процессы глобализации и интеграции в мировой экономике.        
Раздел 2. Показатели развития мирового развития. Глобальные проблемы мирового хозяйства.        
Тема 2.1. Показатели мирового развития и участия страны в мировой экономике.        
Тема 2.2. Отраслевая структура мировой экономики.        
Тема 2.3. Глобальные проблемы мировой экономики.        
Экономический рост и социальное развитие.        
Раздел 3. Характеристика потенциала мирового хозяйства.        
Тема 3.1. Потенциал мирового хозяйства и его составляющие. Трудовые ресурсы мирового хозяйства.        
Тема 3.2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства.        
Тема 3.3. Финансовые ресурсы мирового хозяйства.        
Проблема международной задолженности.        
Тема 3.4. Ресурсы знаний в мире.        
Тема 3.5. Предпринимательские ресурсы мира.        
Тема 3.6. Сбережения и инвестиции в мировом хозяйстве.        
Тема 3.7. Национальные экономики как часть мирового хозяйства.        
ИТОГО ПО КУРСУ:        

Календарно-тематический план курса «Мировая экономика» для III курса факультета МО (5 семестр обучения)

    Наименование разделов и тем Количество часов (в академ.часах)
Лекции Семинары Самост. работа Всего часов по теме
Раздел 1. Развитые страны в мировом хозяйстве.        
Тема 1.1. Развитые страны в мировом хозяйстве.        
Основные сдвиги в экономике развитых стран.        
Тема 1.2. США и другие страны Северной Америки в мировом хозяйстве.        
Особенности американской социально-экономической модели.        
Тема 1.3. ЕС в мировом хозяйстве.        
Особенности западноевропейской социально-экономической модели.        
Тема 1.4. Развитые страны Восточной Азии и Япония. Особенности японской социально-экономической модели.        
НИС в мировом хозяйстве. Социально-экономические модели НИС (на примере государств ВА и ЮВА).        
Раздел 2. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве.        
Тема 2.1. Развивающиеся страны в мировой экономике.        
Тема 2.2. Особенности социально-экономического развития стран Латинской Америки.        
Тема 2.3. Индия и Южная Азия в мировой экономике.        
Индия в мировом хозяйстве. Особенности индийской социально-экономической модели.        
Тема 2.4. Страны Ближнего и Среднего Востока в мировом хозяйстве.        
Тема 2.5. Страны Африки южнее Сахары в мировой экономике. Проблемы преодоления отставания и международная помощь.        
Раздел 3. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве.        
Тема 3.1. Страны с переходной экономикой в мировом хозяйстве. Россия в мировом хозяйстве. Особенности российского варианта рыночного развития.        
Страны СНГ в мировом хозяйстве. Общие черты и особенности развития стран с переходной экономикой.        
Тема 3.2. КНР в мировом хозяйстве.        
Особенности китайской социально-экономической модели.        
ИТОГО ПО КУРСУ        

 

Содержание дисциплины.

«Мировая экономика» для II курса факультета МО (4 семестр обучения)

Раздел 1. Основные понятия и тенденции развития мировой экономики

Тема 1.1. Предмет и задачи курса. Понятия «мировая экономика» и «мировое хозяйство». Сущность, механизм и теории мирового хозяйства Субъекты мирового хозяйства. Формирование и этапы развития мирового хозяйства.

Предмет и задачи курса «Мировая экономика». Его связь с другими курсами. Рекомендуемая литература.

Понятие мировой экономики и мирового хозяйства. Признаки мирового хозяйства и его характерные черты. Этапы формирования и периоды развития мирового хозяйства. Механизм мирового хозяйства и его субъекты: национальные экономики, транснациональные корпорации, интеграционные группировки, международные экономические организации. Формы мирового хозяйства.

Теории мирового хозяйства: теории международного разделения труда на базе внешней торговли (А.Смит, Д.Рикардо, Э.Хекшер и Б.Олин) и движения факторов производства. Социокультурные теории мирового хозяйства (У.Ростоу, Ф.Фукуяма, С.Хантингтон, А.Тойнби). Миросистемная теория (И.Валлерстайн, Ф.Фробел). Теории периферийной экономики (Р.Пребиш). См. их нет в последнем учебнике.

Семинар по теме 1.1: Типология стран мира.Попытки преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития (традиционный семинар).

Основные группы стран: состав и подгруппы, характерные черты, их позиция и роль в мировой экономике, отличительные черты. Динамика развития в основных группах стран мира. Перспективы расширения группы развитых стран.

Понятие разрыва в уровнях социально-экономического развития и его размеры. Успехи и неудачи в преодолении разрыва. Концепции догоняющего развития. Опыт России, КНР и НИС в преодолении разрыва в уровнях социально-экономического развития.

1. Группы стран мира, уровень их экономического развития, подгруппы стран. Перспективы типологии стран мира в будущем.

2. Понятие и причины разрыва в уровнях социально-экономического развития.

3. Основные черты мирового хозяйства в начале XXI века.

4. Концепции догоняющего развития. Опыт России, КНР и НИС в преодолении разрыва в уровнях социально-экономического развития.

Литература для подготовки по теме 1.1:

Основная литература:

1) Мировая экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. Главы 3 и 5.2.

Дополнительная литература:

2) Ломакин В.К. Мировая экономика / В.К.Ломакин. – 4 издание, перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Главы 1.3, 1.4.

3) Мировая экономика: прогноз до 2020 г. Под ред. Академика А.А.Дынкина. М., Магистр, 2008. Глава 1.4, 1.5, 1.6.

 

4) «Эксперт», 28 декабря – 10 января 2010, №1. С. 98-102, 110-112.

Интернет-ресурсы:

5) Интернет-сайты: https://www.imf.org. (World Economic Outlook);

 

Тема 1.2. Основные тенденции развития мировой экономики: изменяющиеся темпы экономического роста, изменение соотношения сил в мире, постиндустриализация; интернационализация и глобализация, транснационализация, регионализация и интеграция, либерализация хозяйственной жизни и изменяющаяся роль государства.

Основные тенденции развития мировой экономики в ХХ веке: неравномерность экономического развития; изменение позиций стран мира; обозначение центров силы в мировой экономике; цикличность развития мировой экономики. Новая форма разделения труда между странами – аутсорсинг.Ускорение темпов экономического роста, его причины и последствия. Перегруппировка стран мира и изменение соотношения сил. Проблемы догоняющего развития. Проблемы экономической динамики развитых стра (стабильность и эффективность экономического роста). Сущность постиндустриализации.

Процессы интеграции в современном мире. Понятие международной экономической интеграции и важнейшие интеграционные группировки в мире.

Интернационализация хозяйственной жизни, ее влияние на мировую экономику и ее перерастание в глобализацию.

Определение глобализации, особенности и характеристика современной глобализации. Основные аспекты экономической глобализации. Последствия глобализации.

Сущность и процесс транснационализации хозяйственной деятельности.

Понятие регионализации. Значение регионализации для глобализации. Направления регионализации в современном мире. Перспективы регионализации.

Понятие либерализации экономической жизни, особенности процесса либерализации в различных регионах мира. Особенности государственного регулирования экономики на современном этапе.

Тенденции развития мировой экономики в ХХI веке.

 

Семинар по теме 1.2: Процессы глобализации и интеграции в мировой экономике. (традиционный семинар; анализ индексов глобализации и транснационализации).

1. Понятие интернационализации хозяйственной деятельности. Основные подходы к определению понятия глобализация. Социально-экономическая, политическая и культурологическая сущность этого явления. Анализ индексов глобализации в 2001 – 2009 гг. для 20 наиболее активно участвующих в глобализации стран (с использованием материалов из монографии Капица Л.М. «Индикаторы мирового развития». - М.: Издательство МГИМО-Университет, 2008. - С.78-79).

2. Понятие регионализации, особенности по странам и формам внешнеэкономических связей

3. Понятие международной экономической интеграции, особенности в разных регионах мира

4. Сущность транснационализации, роль ТНК в мировой экономике. Анализ индекса транснационализации.

Литература для подготовки по теме 1.2:

Основная литература:

1) Мировая экономика: учебник / под ред. Булатова А.С. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. Главы 3 и 5.2.

Дополнительная литература:

2) Капица Л.М. «Индикаторы мирового развития» / Л.М.Капица. - М.: Издательство МГИМО-Университет, 2008. (С.78-79).

3) Стратегический глобальный прогноз 2030. Расширенный вариант / под ред. А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2011. Глава 4.1.

4) Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики / И.П.Фаминский. – М.: «Магистр», 2009. Гл. 5, 8, 9, 10, 13.

5) Коллонтай В. Эволюция западных концепций глобализации. // МЭ и МО. - 2002. - № 2.

6) Кузнецов В. Что такое глобализация? // МЭ и МО. - 1998. - №3.

7) Широков Г.К. Международное разделение труда и глобализация.// Восток

(Oriens) – 2001. - №№ 3-4.

8) Шишков Ю. Государство в эпоху глобализации. // МЭ и МО. - 2010. - №1. - С 3-13.

9) Зевин Л. Глобализм и регионализм в контексте экономического роста. // МЭ и МО. - 2009. - №6. -С. 43-53.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал