Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства__






Определение направления сдвига не представляет затруднений. Так как налог
на покупателей уменьшает привлекательность приобретения мороженого, потреби-
телям требуется меньшее количество мороженого при каждой возможной цене.
В результате кривая спроса сдвигается влево (или, что эквивалентно, вниз).

В этом случае мы имеем возможность более точно определить сдвиг кривой.
Так как налог в размере $ 0, 50 взимается с покупателей, эффективная цена для
покупателей теперь на $ 0, 50 больше, чем рыночная цена. Например, если рыноч-
ная цена мороженого составляет $ 2, эффективная цена для покупателей состав-
ляет $ 2, 50. Так как покупателей интересует общая стоимость мороженого, кото-
рая включает налог, они приобретают то количество мороженого, на которое они
рассчитывали бы при рыночной цене на $ 0, 50 больше, чем в действительности.
Другими словами, чтобы спрос покупателей при каждой возможной цене не изме-
нился, рыночная цена должна уменьшиться на $ 0, 50, чтобы компенсировать влия-
ние налога. Таким образом, налог сдвигает кривую спроса вниз из положения
D1 в положение D2 точно на размер налога — $ 0, 50 (рис. 6.6).

Чтобы проанализировать влияние налога, сравним первоначальное равновесие
с новым равновесием. Равновесная цена мороженого снижается с $ 3, 00 до $ 2, 80,
а равновесное количество сокращается со 100 до 90 пачек (рис. 6.6). Так как при
новом равновесии продавцы продают меньшее количество мороженого, а покупатели
соответственно, приобретают меньшее количество стаканчиков, налог на мороженое
сокращает размер рынка мороженого.

Теперь давайте вернемся к вопросу о налогообложении: кто все-таки платит
налог? Хотя в форме налога перечисляются деньги, уплаченные покупателями,
бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Так как рыночная цена падает
с $ 3, 00 до $ 2, 80, продавцы получают за каждый стаканчик на $ 0, 20 меньше, чем
они получали в отсутствие налога. Таким образом, введение налога отрицательно
сказывается на положении продавцов. Покупатели платят продавцам меньшую
цену ($ 2, 80), но эффективная цена, включающая налог, растет с $ 3, 00 в отсут-
ствие налога до $3, 30 при введении налога ($2, 80 + $0, 50 = $3, 30). Таким
образом, введение налога негативно сказывается и на положении покупателей.

Отсюда следуют выводы:

• Налоги замораживают деятельность рынка. Введение налога на товар ведет
к тому, что количество проданных в условиях нового равновесия товаров со-
кращается

• Налоговое бремя разделяют покупатели и продавцы. При новом равновесии
покупатели платят за товар больше, а продавцы получают меньше.

Налог, взимаемый с продавцов, и результаты
функционирования рынка

Теперь рассмотрим налог, взимаемый с продавцов товара. Предположим, что ме-
стная администрация устанавливает налог в размере $ 0, 50 за каждый проданный
производителями стаканчик. Каковы последствия введения налога?

В этом случае налог прежде всего воздействует на предложение мороженого.
Объем спроса на мороженое при каждой возможной цене остается неизменным,
поэтому кривая спроса не изменяется. Налог на продавцов увеличивает издер-
жки реализации мороженого, что приводит к сокращению предложения при каж-
дой возможной цене. Кривая предложения сдвигается влево (или, что эквивален-
тно, вверх).



Часть 2. Спрос и предложение 1: как работает рынок


 



Предложение Si

Равновесие в отсутствие налога Налог на покупателей сдвигает кривую спроса вниз на размер налога ($ 0, 50)

Рис. 6.6

НАЛОГ НА
ПОКУПАТЕЛЕЙ
Когда налогом
в размере $0, 50
облагаются покупате-
ли, кривая спроса
сдвигается на $ 0, 50
вниз из положения
D1 в положение D2.
Равновесный объем
сокращается со 100
до 90 стаканчиков.
Цена, которую полу-
чают продавцы,
снижается с $3, 00
до $ 2, 80. Цена,
которую платят
покупатели (включая
налог), увеличивается
с $3, 00 до $3, 30.
Хотя налог взимается
с покупателей, его
бремя делят
и покупатели
и продавцы.


 

 
90 100

Количество
стаканчиков
мороженого

Мы имеем возможность точно определить положение кривой. При каждой рыноч-
ной цене мороженого эффективная цена мороженого — денежная сумма, которую
получают производители после уплаты налога — на $ 0, 50 меньше. Например, если
рыночная цена стаканчика мороженого составляет $ 2, эффективная цена, получаемая
продавцами, составляет $ 1, 50. Какой бы ни была рыночная цена, продавцы будут
поставлять мороженое так, как будто цена на $ 0, 50 ниже, чем она есть в действитель-
ности. Для того чтобы продавцы поставляли любое данное количество продукта,
рыночная цена должна быть на $ 0, 50 выше, чтобы компенсировать влияние налога.
Таким образом (рис. 6.7), кривая предложения сдвигается вверх из положения 5, в
положение S2 точно на размер налога ($ 0, 50).

Когда рынок движется из положения первоначального равновесия в новое,
равновесная цена мороженого увеличивается с $3, 00 до $ 3, 30, а равновесный
объем сокращается со 100 до 90 стаканчиков. И снова введение налога приводит
к сокращению размера рынка мороженого. И снова покупатели и продавцы делят
бремя налога. Так как рыночная цена растет, покупатели платят на $ 0, 30 больше
за каждый стаканчик. Продавцы получают большую цену, чем они получали при
отсутствии налога, но эффективная цена (после выплаты налога) снижается с $ 3, 00
до $2, 80.

Сравнение рис. 6.6 и рис. 6.7 приводит нас к удивительному выводу: налоги на
покупателей и продавцов эквивалентны.
В обоих случаях налог «вклинивается»
между ценой, которую платит покупатель, и ценой, которую получает продавец. Его
размер в цене покупателя и в цене продавца одинаков, независимо от того, взима-
ется налог с покупателей или продавцов. В каждом случае налог изменяет относи-
тельное расположение кривых спроса и предложения, и при новом равновесии
бремя налога разделяют и покупатели и продавцы. Единственное отличие в налогах
на продавцов и покупателей заключается в том, кто производит отчисления пра-
вительству.

Эквивалентность этих двух налогов, возможно, легче осознать, если мы предста-
вим, что правительство собирает налог на мороженое в размере $ 0, 50 в специаль-
ные чаши, установленные на прилавке в каждом магазине мороженого. Когда
правительство облагает налогом покупателей, потребитель всякий раз, когда он
приобретает стаканчик мороженого, кладет в чашу $ 0, 50. Когда правительство


Глава 6. Предложение, спрос и политика правительства



 



Налог на продвецое cdeuaaem кривую предложения вверх на сумму налога

 

Количество
стаканчиков
мороженого

облагает налогом производителей, операцию по заполнению чаши берет на себя
продавец. Попадают ли $ 0, 50 в чашу прямо из кармана покупателя, или косвенно,
из кармана покупателя в руки продавца, а затем в чашу, не имеет значения. Как
только рынок достигает нового равновесия, покупатели и продавцы делят бремя
налогов независимо от способа их взимания.


Рис. 6.7

НАЛОГ НА
ПРОДАВЦОВ
В том случае, когда
налог ($ 0, 50) взима-
ется с продавцов,
кривая предложения
сдвигается вверх
на $0, 50 из положе-
ния S1 в положение
S2. Равновесный
объем сокращается
со 100 до 90 стаканчи-
ков. Цена, которую
платит покупатель,
возрастает с $ 3, 00
до $ 3, 30. Цена,
которую получает
продавец (после
уплаты налога),
уменьшается с $3, 00
до $2, 80. Хотя налог
взимается с про-
давцов, налоговое
бремя делят
и покупатели
и продавцы.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал