Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.






3) Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства (Гл. XIII).

Прежде всего, как члены гражданского общества, христиане должны подчиняться установленным властям, что особенно неохотно делали иудеи (1-7).

А) Глава 13, 1. В первое время христиан, а особенно Апостолов, считали всесветными возмутителями (Деян. 17, 6), ниспровергающими общественные порядки и вводящими иные обычаи (Деян. 16, 21), несогласные установленным. Можно предполагать, что некоторые христиане, считая себя лучшими, пренебрегали даже мирскую власть. Апостол всегда и везде заповедует христианам подчиняться гражданской власти, всем без различия (всякая душа), не только наружно, но с почтением, по долгу, как власти, установленной Богом для блага людей. «Апостол здесь говорит не о каждом начальнике, но вообще о начальстве: оно от Бога, чтобы не было беспорядка в мире» (Злат.). Впрочем, и по отношению к отдельным начальникам: добрых и благодетельных поставляет Бог (Иер. 3, 15. Ис. 1, 26), а худых допускает быть начальниками в наказание за людские грехи (Ис. 3, 4). Из такого воззрения на власть Апостол выводит и побуждения повиноваться ей.

2. Поэтому противление власти есть – противление Богу, установившему власть, и есть грех, влекущий за собою осуждение и наказание. Притом, власть имеет целью пресечь зло, чтобы дать простор доброму – законному.

3-4. Начальники, по установлению Божию, поставлены для того, чтобы устрашать злодеев, делающим же добро бояться их нечего, потому что Бог поставил власть для услуг добрым в том отношении, что она предохраняет их от злых, да и самих добрых поддерживает в добре, грозя страхом наказания за уклонение во зло, ибо начальники вооружены не для формы, а для наказания злых. Все это власти исполняют в качестве слуг Божиих, хотя, быть может, и не сознают этого; они подражают Богу тем, что гневаются на злых и взыскивают с них и тем наводят на них страх. Поэтому

5. Повиноваться нужно поставленной Богом власти не только по страху наказания, но и по сознанию долга (по совести) пред Богом, установившим власть. Правительству государство обязано всем своим благосостоянием и внешним – защитой от внешних врагов и внутренним – защитой от злых людей. Для этого оно обеспечивает его в материальном отношении.

6. Что правительство есть учреждение благодетельное для государства, Апостол доказывает тем, что ему издревле государство платит подати, чтобы обеспечить его (занятое исключительно общественной службой), как слуг Божиих.

В заключение этого отдела Апостол заповедует по отношению ко всякой власти воздавать должное ей.

7. Так как правительство есть установление Божие, то Апостол заповедует воздавать ему то, что должно: кому поземельную подать (слав.: урок), кому пошлину за право торговли (оброк) – это – материальное воздаяние. Кроме того, Апостол заповедует воздавать начальству, как слугам Божиим, нравственную, своего рода, дань: страх – не боязнь наказания, что Апостол отверг и ранее, а высшую степень почтения, какую оказывают любящие любимому, и честь – почет, почесть.

Потом Апостол дает правила, касающиеся обязанностей общежития (8-14). Обязанности или законы общежития – отрицательного свойства, так это есть на второй скрижали десятисловия: того не делай, другого не делай. Для язычника и даже иудея достаточно было и такой формулировки нормы жизни, но для христианства этого было мало: ему надо было дать еще и добрую основу всей деятельности. Апостол указывает таковую в любви. Он говорит об этом как бы так: законов об этом много, но ты только люби, и все исполнишь; хотя бы и не знал законов, любовь научит тебя сама законным поступкам, и с нею ты всегда будешь исправным гражданином.

Б) 8. Должное правительству – подати, пошлины, почтение при встрече, а по отношению друг к другу должное – любовь, первое долг временный, а второе – долг постоянный, неоплатный. Почему же так? Потому, что в любви заключается все исполнение закона: она указывает и цель подвига, она же дает и силы к его исполнению, в этом отношении любовь есть источник, из которого исходит все законное: она – основа мира и благоденствия и общественного спокойствия, коротко – любовь есть исполнение закона. И далее подробнее ту же мысль.

9. Апостол перечисляет такие дела, которые преследуются гражданским законом, и внушает, что любовь не допустит ни одного из них и им подобных. В самом деле: любящий друга может не поднять на него руку или что-либо у него похитить? Повернется ли у него язык сказать что-либо дурное про друга, позавидовать ему, а тем более привести над ним в исполнение какой-либо дурной замысел? Итак, где любовь, там только одна справедливость, поступки, согласные с законом, и даже больше того, живое стремление к взаимопомощи, поддержке и сочувствию. Поэтому под словом «любовь», как под заглавием, разумеются все заповеди, а здесь еще под этим словом разумеет высшую ее степень, ибо не просто сказал – возлюби, а прибавил – как самого себя, отсюда – существо любви, по Апостолу, жертвовать собою для любимого и всем своим существом для его благополучия, что Апостол далее и выражает еще резче.

10. Любовь по существу своему не делает ближнему зла, следовательно, если кто имеет любовь, то все гражданские законы легко будут исполнены им: она есть исполнение закона.

Указав, как можно сделаться хорошим гражданином в христианском духе, Апостол тут же предостерегает христиан от таких обычаев, которые безусловно осуждаются христианством, хотя они и получили право гражданства в некоторых языческих обществах. Побуждением к сему он ставит пришествие Христово, которое светло, как день, те же, обычаи, темны, как ночь. Поэтому христианин, как сын света, и должен их избегать.

В) 11. Кроме любви к ближним, Апостол заповедует делать и другое, а именно: зная, что пришел Спаситель и с Ним наступил уже день, разумея далее дух времени – христианства, когда следует бодрствовать над собою, - нужно пробудиться от сна ночного и не делать того, что свойственно ночи, а делать то, что свойственно дню. В прежнее – ветхозаветное время только веровали, что придет Избавитель, а теперь Он с нами, облекает нас в Себя в крещении и питает нас Собою и подает нам силы, я же к животу и благочестию (2 Петр. 13). Потому нам никак нельзя теперь спать, а надо бодрствовать и, не покладая рук, трудиться.

12. Ночь неведения и греховности миновала, теперь настал день света и Богопознания. Поэтому христианам следует отвергнуть то, что они делали, живя в ночи, а облечься, украсить себя и внутри, и снаружи, как на праздник, дорогой и светлой одеждой, делами добродетели. Эти последние суть оружие света, потому что каждая добродетель, утверждаясь в сердце, изгоняет оттуда противоположную ей греховную страсть и делает добродетельного светлым, как греховность делает его темным, ибо и ангелы Божии видят нас всегда или светлыми, или темными, смотря по качеству нашего настроения. Как же жить христианам? Благообразно, говорит Апостол, и поясняет это.

13. Обыкновенно грех прячется во тьму ночи, а днем боится показаться на свет, так грешники стыдятся греха и пред людьми стараются показать себя добродетельными. У язычников, да и у некоторых христиан, вошло в обычай – собираться друг к другу на пиршества, большею частью по ночам, и здесь, по старой привычке, предаваться козлогласованию – срамным песням, и пьянству, а затем сладострастию и даже распутству (слав.: студодеянию) неудержимой похоти и неестественному ее удовлетворению. На этих пирушках обычно появляются зависть и ссоры. Зависть – плод гордости, не терпящей, чтобы кто-нибудь стоял выше нас. Зависть рождает ссоры с задором (слав.: рвение) стать впереди всякого и на этой почве заводятся часто ссоры, и даже драки, без которых редко обходилась всякая из этих пирушек. Апостол предостерегает от безобразных обычаев. Он внушает, что как теперь уже христиане, как днем, т.е. в свете Богопознания и освящающей их благодати, то им нужно вести себя – жить – «благообразно», но не по внешности только, а и, главным образом, по внутреннему настроению – в душе и сердце, где у них наступил светлоторжественный день. Благообразно же ходить, значит, облечься во Христа.

14. Облечься во Христа, это – в своей жизни, в своих расположениях и делах воплощать жизнь Христа, чтобы не называться только, а и самым делом быть христианами; удовлетворять естественным потребностям тела, но не заводить искусственных и не превращать их в похоти, не отдаваться им в рабство и, вообще, не служить им, ибо похоти плоти – последний предел ниспадения человека, почему и восстание его необходимо начинается с отвержением их: которые Христовы, плоть распяли со страстьми и похотьми. (Гал. V, 24).

1) Слав.: «грех приемлют» - в греч.: примут осуждение и наказание за это.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал