Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкуренция, монополии и картели






Прежде чем рассмотреть цену и объем воды в условиях дуополии Джека и Джнлиь
давайте вспомним две известные нам рыночные структуры — совершенную кою-
куренцию и монополию.

Как развивались бы события на совершенно конкурентном рынке воды? Реше-
ния каждой фирмы об объеме производства приведут к установлению цены к»
уровне предельных издержек. На нашем рынке предельные издержки поставив!
воды равны нулю. Таким образом, в случае совершенной конкуренции равновесзаи
цена воды равнялась бы нулю, а равновесный объем — 120 галлонам. Цена шгае-
вой воды отражала бы издержки ее производства, причем поставлялся и потреб-
лялся бы наиболее эффективный для общества объем воды.

Рассмотрим монополизированный рынок. Из табл. 16.1 следует, что совокуп-
ная прибыль максимизируется при объеме 60 галлонов и цене в $ 60 за галлаш
воды. Максимизирующий прибыль монополист, следовательно, произвел бы этим
объем воды и назначил бы соответствующую цену. Как и «положено» на моноав-
лизированном рынке, цена воды превышает предельные издержки. Получении!
результат неэффективен с точки зрения общества, так как объем произведенной ж
потребленной воды ниже эффективного объема выпуска, равного 120 галлонам

Какого результата следует ожидать от наших дуополистов? Одна из возможя»-
стей состоит в том, что Джек и Джилл встречаются и договариваются об объеме
производимой воды и назначаемой на нее цене. Такое соглашение между фирмами
об объемах производства и цене называется сговором, а группа согласованно ле§-
ствующих фирм — картелем. Коль Джилл и Джек образовали картель, рыиж
фактически обслуживается монополией, и мы имеем все основания применить та»
анализ из гл. 15. То есть раз Джек и Джилл вступили в сговор, они договорятсд а
монопольном объеме выпуска, который максимизирует общую прибыль производи-
телей на данном рынке. Наши коллеги поднимут из своих колодцев 60 галлоаяв
воды и предложат ее жаждущим по цене $ 60 за галлон. Цена превышает предель-
ные издержки, объем выпуска с точки зрения общества неэффективен.

Участники картеля должны прийти к согласию не только об общем уровне
производства, но и об объеме продукции, производимом каждым его членом. В наэвяи
случае Джек и Джилл согласовывают пропорцию разделения соответствующей]
монопольному рынку объема предложения в 60 галлонов. Каждый участник ар-
теля желает получить большую долю рынка, рассчитывая на большую прибыль
Если Джек и Джилл согласятся разделить рынок пополам, партнеры произведут
30 галлонов воды по цене $ 60 за галлон, а каждый дуополист получит прибьи»
$ 1800.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал