Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 8: Фирма в условиях конкуренции.






 

1. Общая характеристика рыночных структур.

2. Фирма в условиях чистой конкуренции. Процесс максимизации прибыли.

3. Фирма в условиях чистой монополии.

4. Фирма в условиях монополистической конкуренции.

5. Фирма в условиях олигополии. Модели олигополистического ценообразования.

 

В этой теме выясняются рыночные структуры и прин­ципы существования фирмы в условиях чистой (совершенной) конкуренции, чистой монополии, олигополии и моно­полистической конкуренции.

 

1. Общая характеристика рыночных структур.

В предпринимательском секторе экономики сущест­вует бесконечное число различных ситуаций, ибо нет двух схожих отраслей. На одном полюсе мы можем встретить единственного производителя, господствую­щего на рынке, на другом – обнаруживаем тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями распо­лагается множество рыночных структур.

Рыночная структура – структура, которая охваты­вает все аспекты рынка любого товара, влияющие на по­ведение и деятельность фирм.

В экономической литературе рассматриваются четыре основные, теоретически возможные рыночные структуры:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

При совершенной, или чистой, конкуренции на рынке присутствуют одновременно множество фирм; ни одна фирма не занимает значительной доли рынка; продукция является однородной, вход и выход из отрасли не связаны с какими-либо трудностями; покупатели и продавцы име­ют равный доступ к информации. Равный доступ к инфор­мации означает, что все покупатели и продавцы имеют полную информацию о ценах на товары и на все виды за­трат, необходимых для их производства. Покупатели зна­ют все о характеристике продукта, производители распо­лагают информацией о производственной технологии.

Под монополией понимается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль дополнительных фирм забло­кировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом продавцов, которые про­изводят дифференцированные продукты (женскую одежду, мебель, книги). Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Вхождение в отрасль с мо­нополистической конкуренцией – дело легкое.

Олигополия – рынок нескольких фирм. Небольшое число продавцов означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимы­ми. Каждая фирма испытывает на себе влияние реше­ний, принимаемых ее конкурентами, и должна учиты­вать эти решения при ценообразовании и определений объема производства. Продукты при олигополии могут быть стандартизированы (такие, как сталь или алюми­ний) или дифференцированы (автомобили или пишущие машинки). Как правило, вступление в олигополистские отрасли – дело очень сложное. Покупатели и продавцы далеко не всегда имеют равный доступ к информации.

Характеристики названных рыночных структур мож­но обобщить в виде табл. (см.: Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. С.165).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал