Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теория сравнительного преимущества






1.1 Случай абсолютного преимущества.

1.2 Случай сравнительного преимущества.

1.3 Торговля в условиях возрастающих издержек замещения.

 

Давид Рикардо развил теорию Адама Смита и объяснил, почему страны торгуют между собой при отсутствии абсолютных преимуществ в про­изводстве тех или иных товаров.

теория сравнительных преимуществ использует понятие альтерна­тивной цeны - рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для про­изводства единицы другого товара.

Теория сравнительных (относительны)) преимуществ заключается в том, что если страны специализируются на производстве тех товаров, которые, они могут производить с относительно более низкими издерж­ками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгод­ной для обеих стран независимо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

Рассмотрим следующий пример:

Допустим, что страны А и В производят только два товара С и D. В стране А для производства одной единицы товара С требуется 2 едини­цы затрат, а для производства одной единицы товара D - 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 еди­ниц затрат, а для производства одной единицы товара D единиц.

Страна А имеет абсолютное преимущество при производстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А дол­жна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только им­портировать - для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А будет при­ходиться 1/6 единиц товара D и 1/2 единиц товара с. В стране же В на единицу затрат будет приходиться 1/10 единицы товара D и 1/12 едини­цы товара С.

Относительная цена единицы товара D в стране А, выраженная через стоимость единицы товара с, составляет 6/2 = 3 единицы товара с, а в стране В меньше - 10/12 единицы товара С. Это означает, что произво­дителю товара С страны А по купать товар D на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 еди­ницы своего товара, в то время как в стране В - только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 - 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэто­му страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выраженная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше - 2/6 =1/3 единицы товара D. Это означает, что произ­водителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке невыгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 6/5 еди­ницы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единицы товара D. Выигрыш составит: 6/5 -1/3 = 13/15 единиц товара D. Поэтому страна В будет импортировать товар С из страны А, поскольку это относительно дешевле.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, рав­ные по уровню экономического развития, то выгоды у них будут равны­ми; если же на мировой рынок выходят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от тор­говли в меньшей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Условия внешней торговли - это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенклатуре товаров, используются индексы экспортных и импортных цен.

1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:

Рх = L, XiPi'

где, Xi - доля Рi- товара в суммарном экспорте в базовом году;

Р; - отношение текущей цены на данный товар к цене 1-гo товара в базовом году.

где mi- доля 1-гo товара в суммарном импорте в базовом году;

Pi - отношение текущей цены на данный товар к цене 1-гo товара в базовом году.

3. Условия внешней торговли:

Т=Рх/Рт.

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал