Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Логика теории паритета покупательной способности






Теория паритета покупательной способности основана на принципе, получившем на-
звание закона единой цены, который утверждает, что в любой точке страны товар
должен продаваться по одной и той же цене, так как в противном случае торговля не
использует возможности получения прибыли. Предположим, что кофе в зернах про-
дается в Сиэтле по $ 8 за килограмм, а в Бостоне по $ 10 за 1 кг. Тогда некто мог бы
закупать кофе в Сиэтле и продавать его в Бостоне, получая за счет существующей
разницы цен прибыль в $ 2 с каждого проданного килограмма. Получение доходов
за счет разницы цен на различных рынках называется арбитражными операциями.
В дальнейшем, по мере развития арбитражных операций, спрос на кофе в Сиэтле и пред-
ложение кофе в Бостоне возрастут. В Сиэтле цена кофе увеличится (в ответ на повы-
шение спроса), а в Бостоне снизится (в ответ на рост предложения). Этот процесс
будет продолжаться до тех пор, пока, в итоге, не выровняются цены на обоих рынках.


Теория паритета
покупательной
способности

концепция валютных
курсов, согласно
которой единица
любой данной валю-
ты должна позволять
приобрести одинако-
вое количество
товаров во всех
странах.


_____________________ Часть 11. Макроэкономический анализ открытой экономики

Рассмотрим закон единой цены в применении к рынку международной торгов-
ли. Если доллар (или любая другая валюта) позволяет приобрести в США боль-
ше кофе, чем в Японии, участники международной торговли могут получать при-
быль, покупая его в одной стране и продавая в другой. Экспорт кофе из СЩА
в Японию приведет к росту цен на этот продукт на американском рынке и сниже-
нию цен на японском рынке. Напротив, если доллар позволял бы покупать боль-
ше кофе в Японии, чем в США, торговые компании закупали бы его в Японии и
экспортировали в Америку. Импорт кофе из Японии вызвал бы снижение цен
на него в США и рост цен в Японии. В результате, в соответствии с законом
единой цены, в обеих странах за один доллар можно будет купить одинаковое
количество кофе.

Логика этих рассуждений подводит нас к теории паритета покупательной спо-
собности, утверждающей, что любая валюта должна иметь одинаковую покупа-
тельную способность во всех странах. Другими словами, доллар должен давать
возможность покупать одинаковое количество товаров и в США и в Японии, а
иена также должна предоставлять возможность приобретать одинаковое количе-
ство товаров и в Японии и в США. Название этой теории говорит само за себя,
так как слово napumem означает равенство, а понятие покупательной способно-
сти
относится непосредственно к стоимости денег. Таким образом, теория поку-
пательной способности
утверждает, что любая валюта должна иметь единую ре-
альную стоимость в любой стране.

Основные выводы теории паритета
покупательной способности

Что говорит теория покупательной способности об обменных курсах валют? Она
утверждает, что номинальный обменный курс между валютами двух стран зависит
от сложившихся в них уровней цен. Если доллар позволяет приобрести одинако-
вое количество товаров в США (где цены измеряются в долларах) и в Японии
(где цены измеряются в иенах), тогда количество иен, соответствующее доллару,
должно отражать соотношение цен на товары в Америке и в Японии. Например,
если килограмм кофе стоит 1000 иен в Японии и $ 10 в США, номинальный курс
обмена должен равняться 100 иенам за доллар (1000 иен / $ 10 = 100 иен
за $ 1). В противном случае покупательная способность доллара в этих странах
будет различаться.

Для понимания теории паритета покупательной способности полезно использо-
вать несложные математические операции. Обозначим P уровень цен в США
(измеренный в долларах), P* — уровень цен в Японии (измеренный в иенах) и
E — номинальный обменный курс (количество иен, которое можно получить
за доллар). Рассмотрим количество товаров, которое можно приобрести на дол-
лар в Америке и в Японии. В США уровень цен равен P, поэтому покупательная
способность $ 1 составляет 1 /P. За границей доллар может быть обменен на E
единиц иностранной валюты, которые, в свою очередь, обладают покупательной
способностью, равной E / P*. Для того чтобы покупательная способность доллара
была одинаковой в обеих странах, должно выполняться следующее равенство:

\/Р = Е/Р*.

После переноса P в правую часть мы получим:

1 = ЕР/Р*.


Глава 29. Открытая экономика: основные понятия

Обратите внимание на то, что левая часть уравнения — константа, а правая
часть представляет собой выражение реального обменного курса. Таким образом,
если покупательная способность доллара в США и за границей всегда сохраняется
постоянной, реальный обменный курс — сравнительная стоимость американских и
иностранных товаров — не изменяется. Чтобы увидеть, как наше исследование
может быть использовано для анализа поведения номинального обменного курса,
приведем последнее уравнение к следующему виду:

E = P*/P.

Это выражение означает, что номинальный обменный курс равен отношению
уровня цен за границей (измеренного в иностранной валюте) к внутреннему уров-
ню цен (измеренному в отечественной валюте). В соответствии с теорией паритета
покупательной способности номинальный обменный курс валют двух стран дол-
жен отражать соотношение уровней цен в этих странах.

Важный вывод теории состоит в том, что номинальный обменный курс зависит
от изменений уровней цен. Как мы узнали в предыдущей главе, уровень
цен в любой стране приводит спрос и предложение количества денег в состояние
равновесия. Поскольку номинальный обменный курс определяется уровнем цен,
он также зависит от спроса и предложения денег. Когда Центральный банк увели-
чивает предложение денег, что в свою очередь приводит к росту цен, он вызыва-
ет таким образом снижение курса национальной валюты по отношению к валютам
других стран. Другими словами, когда Центральный банк печатает дополнитель-
ное количество денег, они теряют в стоимости как в смысле количества товаров и
услуг, которые можно на них приобрести, так и в смысле их обмена на валюты
других государств.

Мы получаем возможность ответить на вопрос, с которого начали этот пара-
граф: почему американский доллар потерял в стоимости в сравнении с немецкой
маркой и вырос в стоимости в сравнении с итальянской лирой? Ответ состоит
в том, что в сравнении с США Германия проводила жесткую, а Италия более
инфляционную денежно-кредитную политику. В период с 1970 по 1995 г. инф-
ляция в Соединенных Штатах составляла 5, 6 % в год. Для сравнения темпы
инфляции в Германии составили 3, 7 %, а в Италии 10, 5 % в год. По мере того
как в США цены относительно цен в Германии возрастали, стоимость доллара
относительно стоимости марки снижалась. Точно так же, по мере снижения цен
в Америке по сравнению с ценами в Италии, стоимость доллара относительно
лиры возрастала.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал