Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юридическая ответственность и ее виды






 

Ког­да че­ло­век со­вер­ша­ет пра­во­на­ру­ше­ние, вслед за этим по­яв­ля­ет­ся ос­но­ва­ние для на­ступ­ле­ния от­вет­ст­вен­но­с­ти. Юри­ди­че­с­кая от­вет­ст­вен­ность — при­ме­не­ние к ли­цу, со­вер­шив­ше­му пра­во­на­ру­ше­ние, мер го­су­дар­ст­вен­но­го при­нуж­де­ния в ус­та­нов­лен­ном за­ко­ном по­ряд­ке. Ее ос­нов­ной це­лью яв­ля­ет­ся ох­ра­на пра­во­по­ряд­ка и пре­дот­вра­ще­ние пра­во­на­ру­ше­ний. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти яв­ля­ет­ся го­су­дар­ст­вен­ное при­нуж­де­ние на­ру­ши­те­ля к ис­пол­не­нию тре­бо­ва­ний пра­ва. Оно со­сто­ит во взы­с­ка­нии при­чи­нен­ных убыт­ков, уп­ла­те не­ус­то­ек, воз­ло­же­нии обя­зан­но­с­ти ус­т­ра­нить на­ру­шен­ные пра­ва дру­гих лиц, ка­ра­тель­ных ме­рах (ли­ше­нии сво­бо­ды), ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ном штра­фе, дис­цип­ли­нар­ном взы­с­ка­нии.

Вы­де­ля­ют че­ты­ре ос­нов­ных ви­да юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти:

Уголовно-правовая ответственность применяется за преступления и включает самые строгие меры государственного принуждения. Привлечению к этому виду ответственности в качестве обвиняемого обычно предшествует возбуждение уголовного дела по факту преступления, сбор и исследование доказательств. Меры наказания: лишение или ограничение свободы, длительные сроки исправительных работ, лишение каких-либо специальных прав (занимать определенные должности, воинского или почетного звания, государственных наград), крупные штрафы, а за особо тяжкие преступления – пожизненное заключение или смертная казнь (последняя приостановлена после вступления России в Совет Европы, но законодательно не отменена);

Административно-правовая ответственность наступает за совершение административно-правовых нарушений (невыполнение общих правил – дорожного движения, охраны природы, общественного порядка). Виды наказаний: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета, лишение специального права (охоты, управления автотранспортом), исправительные работы, административный арест);

Дисциплинарная ответственность наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами (законы о труде, правила внутреннего трудового распорядка). Меры наказания: предупреждение, выговор, строгий выговор, лишение материальных поощрений, понижение в должности или перевод на нижеоплачиваемую работу, отстранение от должности, увольнение.

Гражданско-правовая ответственность состоит в применении санкций преимущественно имущественного характера – принудительное исполнение обязанности, возмещение убытков, штраф, лишение родительских прав, возвращение или изъятие неправомерно приобретенного имущества, аннулирование сделки и т.п.

Принципами юридической ответственности признаются следующие: - законность (наличие вины за совершенное деяние, его противоправность и наличие предусмотренной государством ответственности); - справедливость (доказательность вины, одно наказание за одно правонарушение); - целесообразность (соответствие наказания тяжести деяния); - гуманизм (признание интересов человека основными); - неотвратимость; - индивидуальность.

Мак­си­маль­ный срок ли­ше­ния сво­бо­ды, ус­та­нов­лен­ный Уго­лов­ным ко­дек­сом, — 25 лет в ка­че­ст­ве от­дель­но­го сро­ка или 30 лет — по со­во­куп­но­с­ти не­сколь­ких ста­тей. Смерт­ная казнь не от­ме­не­на, но яв­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­ной ме­рой на­ка­за­ния за осо­бо тяж­кие пре­ступ­ле­ния и мо­жет быть за­ме­не­на по­жиз­нен­ным за­клю­че­ни­ем.

Ино­гда вы­де­ля­ют ма­те­ри­аль­ную от­вет­ст­вен­ность — за ущерб, при­чи­нен­ный пред­при­я­тию, уч­реж­де­нию или ор­га­ни­за­ции со сто­ро­ны их слу­жа­щих при ис­пол­не­нии тру­до­вых обя­зан­но­с­тей.

При­ме­не­ние всех ви­дов юри­ди­че­с­кой от­вет­ст­вен­но­с­ти ос­но­вы­ва­ет­ся на ря­де прин­ци­пов:

· За­кон­ность — от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет толь­ко за за­пре­щен­ные за­ко­ном де­я­ния; за­кон, уже­с­то­ча­ю­щий ме­ру от­вет­ст­вен­но­с­ти, не име­ет об­рат­ной си­лы, а смяг­ча­ю­щий — име­ет; при­вле­че­ние пра­во­на­ру­ши­те­ля к от­вет­ст­вен­но­с­ти долж­но про­ис­хо­дить в те­че­ние сро­ка дав­но­с­ти.

· Спра­вед­ли­вость — со­от­вет­ст­вие на­ка­за­ния об­ще­ст­вен­ной опас­но­с­ти де­я­ния, не­до­пу­с­ти­мость уго­лов­ных на­ка­за­ний за про­ступ­ки, воз­ме­ще­ние при­чи­нен­но­го вре­да, не­до­пу­с­ти­мость по­втор­но­го осуж­де­ния за од­но и то же пре­ступ­ле­ние.

· Не­от­вра­ти­мость — ни од­но пра­во­на­ру­ше­ние не долж­но ос­та­вать­ся не­за­ме­чен­ным и без­на­ка­зан­ным.

· Ин­ди­ви­ду­аль­ность — учет осо­бен­но­с­тей ли­ца, со­вер­шив­ше­го пра­во­на­ру­ше­ние, об­ра­ще­ние вни­ма­ния на смяг­ча­ю­щие и отяг­ча­ю­щие об­сто­я­тель­ст­ва.

· Гу­ма­низм — ме­ры на­ка­за­ния не мо­гут иметь це­лью при­чи­не­ние фи­зи­че­с­ких стра­да­ний или уни­же­ние че­ло­ве­че­с­ко­го до­сто­ин­ст­ва.

Для уго­лов­ной от­вет­ст­вен­но­с­ти осо­бую важ­ность име­ют со­стя­за­тель­ность про­цес­са (на­ли­чие об­ви­не­ния и за­щи­ты в ли­це про­ку­ро­ра и ад­во­ка­та) и пре­зумп­ция не­ви­нов­но­с­ти (ви­нов­ность до­ка­зы­ва­ет­ся толь­ко при­го­во­ром су­да, об­ви­ня­е­мый не обя­зан до­ка­зы­вать свою не­ви­нов­ность, а все не­яс­но­с­ти и со­мне­ния в су­деб­ном про­цес­се истол­ковывают­ся в поль­зу об­ви­ня­е­мо­го).

Юри­ди­че­с­кая от­вет­ст­вен­ность не­со­вер­шен­но­лет­них.

К со­жа­ле­нию, за­ко­ны на­ру­ша­ют не толь­ко взрос­лые лю­ди, но и де­ти. В на­ше вре­мя под­ро­ст­ко­вая пре­ступ­ность пе­ре­ста­ла быть чем-то необыч­ным. До 18 лет все ли­ца, с пра­во­вой точ­ки зре­ния, при­зна­ют­ся ма­ло­лет­ни­ми (до 14 лет) или не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми (с 14 лет). В на­шей стра­не уго­лов­ная от­вет­ст­вен­ность на­сту­па­ет с 14 лет, но су­ще­ст­ву­ют не­ко­то­рые осо­бен­но­с­ти при на­зна­че­нии на­ка­за­ний не­со­вер­шен­но­лет­ним. На­при­мер, штраф мо­жет быть на­зна­чен толь­ко при на­ли­чии са­мо­сто­я­тель­но­го за­ра­бот­ка, а обя­за­тель­ные ра­бо­ты на­зна­ча­ют­ся толь­ко в сво­бод­ное от уче­бы или ос­нов­ной ра­бо­ты вре­мя (до 15 лет — до 2-х ча­сов в день, до 16 лет — до 3-х ча­сов).

В це­лом за­кон ста­ра­ет­ся смяг­чить на­ка­за­ния для не­со­вер­шен­но­лет­них — во вре­мя след­ст­вия их до­про­сы не мо­гут про­из­во­дить­ся без уча­с­тия за­кон­ных пред­ста­ви­те­лей (ро­ди­те­лей, по­пе­чи­те­лей или пре­по­да­ва­те­лей шко­лы), не до­пу­с­ка­ет­ся от­бы­тие на­ка­за­ния осуж­ден­но­го не­со­вер­шен­но­лет­не­го вме­с­те со взрос­лы­ми пре­ступ­ни­ка­ми (для них су­ще­ст­ву­ют от­дель­ные ко­ло­нии), ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ная от­вет­ст­вен­ность, в от­ли­чие от уго­лов­ной, на­сту­па­ет толь­ко с 16 лет, су­ди­мость не­со­вер­шен­но­лет­не­го не учи­ты­ва­ет­ся в даль­ней­шем, ли­ше­ние сво­бо­ды мо­жет на­зна­чать­ся толь­ко сро­ком до 10 лет, не­со­вер­шен­но­лет­ние не мо­гут быть при­го­во­ре­ны к смерт­ной каз­ни или по­жиз­нен­но­му тю­рем­но­му за­клю­че­нию. Не­ко­то­рые по­слаб­ле­ния суд мо­жет де­лать и при вы­не­се­нии на­ка­за­ния со­вер­шен­но­лет­ним до 20 лет. А вот пре­ступ­ле­ния про­тив не­со­вер­шен­но­лет­них, на­обо­рот, по­лу­ча­ют на­и­бо­лее стро­гую оцен­ку за­ко­на.

Вме­с­те с тем в от­но­ше­нии не­со­вер­шен­но­лет­них пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ют­ся и ме­ры вос­пи­та­тель­но­го воз­дей­ст­вия; они так­же пе­ре­чис­ля­ют­ся в уго­лов­ном за­ко­но­да­тель­ст­ве. К ним от­но­сят­ся:

· пре­ду­преж­де­ние (разъ­яс­не­ние по­след­ст­вий по­втор­но­го пра­во­на­ру­ше­ния);

· пе­ре­да­ча под осо­бый над­зор ро­ди­те­лей, лиц, их за­ме­ня­ю­щих, или осо­бо­го го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на (ко­мис­сии по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них);

· обя­зан­ность за­гла­дить при­чи­нен­ный вред (при на­ли­чии у не­со­вер­шен­но­лет­не­го ма­те­ри­аль­ных или фи­зи­че­с­ких воз­мож­но­с­тей);

· ог­ра­ни­че­ние до­су­га (за­прет на уп­рав­ле­ние транс­порт­ным сред­ст­вом, ог­ра­ни­че­ние вре­ме­ни пре­бы­ва­ния вне до­ма, за­пре­ще­ние вы­ез­да в дру­гую ме­ст­ность без раз­ре­ше­ния го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на).

 

 


Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации.

Основные понятия и нормы государственного права.

Конституционное (государственное) право. Данная отрасль права включает прежде всего правовые нормы об основах конституционного строя Российской Федерации, конституционных правах человека и гражданина в Российской Федерации и о федеральных органах власти России.

Основы конституционного строяустанавливают ст. 1–16 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить ее Конституции. Положения Конституции и законы РФ должны соблюдаться органами государственной власти и местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Закрепленное в Конституции положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ. На это обстоятельство обращает внимание постановление Пленума Верховного суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия”.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. Принятый Госдумой 5 сентября 1997 г. закон № 124-ФЗ (подписан Президентом РФ 19 сентября 1997 г.) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” обобщил опыт применения прежнего законодательства в данной области, сформулировал правила проведения выборов и референдума, укрепил гарантии избирательных прав граждан России и их права на участие в референдуме.

Закон, в частности, изменил и уточнил целый ряд положений и правовых норм, касающихся избирательной системы. Уточнено понятие всеобщего избирательного права. Установлены сроки полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также однократно избранных кандидатов. Эти сроки не могут превышать пяти лет.

Более четко определено понятие “избирательное объединение”. В соответствии с законом выдвигать кандидатов вправе только политические общественные объединения (политическая партия, организация или движение). При сборе подписей избиратель обязан собственноручно указывать в подписном листе свои фамилию, имя отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи.

Исключена возможность проведения безальтернативных выборов. Они могут быть проведены только в случае, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрено проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления. Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов проголосовавших избирателей. Закон установил ряд новых положений об агитации и финансировании предвыборной кампании, работе избирательных комиссий и проведении референдумов.10

Помимо норм Конституции и Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” выборы в органы местного самоуправления регламентирует также федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”. Данный закон устанавливает правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не осуществивших соответствующее законодательное регулирование, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

В субъектах Российской Федерации, принявших необходимые законы, действует установленный ими порядок выборов в органы местного самоуправления. Например, во исполнение Устава г. Москвы Московская городская Дума разработала и приняла 11 сентября 1996 г. Закон города Москвы № 28-91 “О районной Управе в городе Москве”. Статья 1 Закона определяет правовой статус районной Управы как органа власти района, состоящего из районного Собрания и администрации района, возглавляемой главой Управы. В соответствии с данным законом в Москве 14 декабря 1997 г. состоялись выборы советников районных Собраний.

Конституция закрепляет федеративное устройство страны. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

Важное значение имеют экономические основы конституционного строя. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товара, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности. В стране признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, в том числе на землю.

Государственную власть в России осуществляют Президент Российской Федерации; двухпалатное Федеральное Собрание (Парла-мент), состоящее из Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата); Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации.

Конституция закрепляет также другие основы конституционного строя Российской Федерации – о ее гражданстве, социальном и светском характере государства, идеологическом многообразии, разделении государственной власти на самостоятельные ветви законодательной, исполнительной и судебной власти.

Конституционные права и свободы человека и гражданинапризнаются и гарантируются статьями 17–64 Конституции согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В числе последних – нормы и принципы Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., и одобренной на ее базе в 1991 г. в Российской Федерации Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Главный конституционный принцип прав и свобод человека выражается в том, что “человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства” (ст. 2 Конституции РФ). Основные права и свободы человека неотчуждены и принадлежат каждому от рождения. Государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Конституция предоставляет и гарантирует право каждого на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Перечисленные и другие конституционные права и свободы человека и гражданина могут быть подразделены на политические, экономические, социальные, культурные и т.д. По отраслевой принадлежности различают права, относящиеся к государственному праву (избирательные права); к гражданскому праву (имущественные права собственности, права на предпринимательскую деятельность, на использование результатов интеллектуальной деятельности и т.п. и личные неимущественные права на защиту чести и достоинства, свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и др.); к трудовому праву (права на труд и отдых, право на социальное обеспечение); к уголовному праву (никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление) и т.д.

Особое внимание Конституция уделяет охране права частной собственности. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. “Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю”. При этом “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона” (п. 1, 3 ст. 36).

Наряду с правами Конституция требует от субъектов прав соблюдения ряда обязанностей: соблюдать Конституцию и законы (ст. 15), платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую среду (ст. 58), нести военную службу и защищать Отечество (ст.59).


Основные понятия и нормы административного права.

Административное право - отрасль правовой системы Российской Федерации, регулирующая общественные отношения, которые возникают в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях Российской Федерации Такого рода отношения, многообразные по своему характеру, и составляют предмет административного права.

Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, с одной стороны, а с другой стороны, ими же или гражданами, государственными (негосударственными) предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, профсоюзами и другими субъектами права. Управленческие отношения, регулируемые административным правом, многообразны. Так, в зависимости от особенностей участников выделяются следующие наиболее типичные их виды.

а) междусоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Принципы административного права, т.е. основополагающие идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся:

· демократизм нормотворчества и реализации права

· равенство граждан перед законом и правоприменителем

· взаимная ответственность государства и личности

· федерализм

· гуманизм

· законность

Источники административного права - это конкретные формы его выражения. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах.

Источниками административного права являются акты государственных органов (законы и подзаконные акты), в которых содержатся нормы административного права. Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников юридических норм.

К источникам административного права относятся:

· законы (Конституция Российской Федерации и конституции республик в составе России, конституционные законы, кодексы, федеральные законы)

· постановления Государственной Думы и постановления Совета Федерации

· акты (законы, решения, постановления) представительных органов субъектов федерации

Под субъектом административного права понимается физическое лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - это то, что они обладают особым юридическим качеством, а именно административной правоспособностью.

Административная правоспособность - проявление общей правоспособности. т.е. установленной и охраняемой государством правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юридических обязанностей и прав и нести ответственность за их реализацию.

Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.

Административная правоспособность гражданина - способность гражданина РФ иметь права и обязанности в сфере реализации исполнительной власти. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность гражданина - способность гражданина РФ своими личными действиями реализовать свои права и осуществлять свои обязанности в сфере исполнительной власти. В полном объеме наступает в 16 лет.


Основные понятия и нормы гражданского права.

Гражданское право — отрасль права, регулирующая товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имуществом личные неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданских правовых отношений являются граждане - физические лица, юридические лица, государства, а также автономные и административно-территориальные образования. Гражданское право содержит общие положения, имеющие значение для всех гражданских отношений, например, об исковой давности, а также нормы о праве собственности, обязательственном праве, авторском праве, праве на изобретение, наследственном праве.

Гражданское законодательство — в широком смысле: совокупность нормативных актов, в которых выражены нормы гражданского права (ст. 71 Конституции РФ).

Гражданское законодательство — в узком смысле: Гражданский Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы (ст. 3 ГК РФ).

Предмет отрасли права — круг общественных отношений, которые она регулирует. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на юридическом равенстве сторон, которые называются гражданскими правоотношениями.

Имущественные отношения — общественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ (вещей, работ, услуг и иного имущества), имеющих стоимостный характер. Материальное благо как объект имущественных отношений должно иметь меру стоимости, отражающую общественную потребность в нем и учитывающую затраченный на его реализацию труд. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, имеют диспозитивный характер и подразумевают обмен, в принципе, равными по стоимости (в юридическом смысле) материальными благами.

Личные неимущественные отношения — общественные отношения, возникающие по поводу нематериальных благ, имеющих взаимную оценку участниками индивидуальных качеств личности друг друга (имя, честь, достоинство, деловая репутация, авторство, здоровье). Связаны с имущественными отношениями через индивидуальную оценку личности как субъекта гражданского правоотношения с точки зрения устойчивости и эффективности его реализации.

Юридическое равенство сторон означает, что ни одна из сторон в гражданском правоотношении не может предопределять поведение другой стороны только в силу занимаемого ею в этом правоотношении положения как, например, в административном или уголовном правоотношении. Такой метод обеспечивает участникам независимость и самостоятельность в принятии решений, способствует проявлению инициативы предпринимателей и развитию гражданского оборота.

Другая основная черта гражданско-правового метода — его диспозитивность. Суть ее в том, что наряду с императивными правовыми нормами в гражданском праве существуют нормы диспозитивные, позволяющие участникам правоотношений отступать от предписанных этими нормами правил поведения, устанавливая свои взаимоотношения на основе иного закона или путем взаимного согласия, если иное не предусмотрено законом или договором.

Принципы гражданского права — основные начала гражданско-правового регулирования общественных отношений, отражающие наиболее существенные свойства гражданского законодательства.

Принципы гражданского права законодатель закрепил в ст. 1 ГК, в связи с чем они могут применяться непосредственно. Это положение имеет большое практическое значение в отрасли гражданского права, т.к. в случае обнаружения пробелов в законодательстве и возникновении необходимости в применении аналогии права, оно позволяет в этом случае применять его основные начала, т. е. принципы гражданского права,

Основным принципом гражданского права является принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования.

Субъекты гражданского права могут совершать любые действия, не запрещенные законом, чем выражается общая правоспособность граждан и коммерческих организаций. Основное требование к таким действиям: они не должны противоречить основным началам и смыслу гражданского законодательства, т. е. его принципам.

Субъекты гражданского права осуществляют принадлежащие им права по своему усмотрению, т. е. в своих интересах (п. 1 ст. 9 ГК). Это означает, что органы власти, иные лица не вправе понуждать участников гражданских правоотношений к осуществлению или защите их субъективных прав, вводить в их отношении санкции за пренебрежение правом на защиту.

Вместе с тем законодатель в п. 2 ст. 1 ГК установил пределы осуществления гражданских прав:

«На основании федерального закона только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал