Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1.5. Учение об иммунитете.






Студент должен знать:

- органы и функции иммунной системы;

- современное понятие «иммунитета»;

- клеточные механизмы иммунного объекта.

- иммунологию на современном этапе;

- способы и методы защиты от генетически чужеродных веществ.

- особенности врожденного иммунодефицита;

- особенности приобретенного иммунодефицита.

- значение и задачи клинической иммунологии;

- методы оценки и значение иммунного статуса организма;

- клеточный и гуморальный иммунитет.

- этапы развития, принципы иммунопрофилактики;

- задачи иммунопрофилактики и иммунокоррекции;

- роль медицинского персонала в профилактике инфекционных заболеваний.

- типы реакций гиперчувствительности немедленного и замедленного типа;

- иммуносерологические и иммуноцитологические реакции.

Студент должен уметь:

- различать клетки иммунной системы;

- различать центральные и периферические органы иммунной системы;

- характеризовать иммунную систему и ее функции.

- различать виды иммунитета;

- дифференцировать неспецифические факторы защиты;

- определять явление фагоцитоза;

- выявлять клеточные факторы неспецифической защиты.

- различать виды иммунодефицита;

- распознавать иммунокоррекцию;

- диагностировать иммунитет и заболеваемость.

- различать иммунный статус организма;

- определять методы оценки;

- выявлять гуморальный иммунитет;

- дифференцировать клеточный иммунитет.

- антителообразование, антиген-антитела;

- иммунологическую толерантность;

- иммунологическую память;

- аллергические реакции гуморального и клеточного типа;

- иммунологические реакции и их практическое применение.

- различать особенности различных иммунитетов;

- определять антигены и их свойства;

- выявлять антитела;

- дифференцировать функции иммуноглобулинов.

- различать препараты иммунопрофилактики;

- определять иммунокоррекцию;

- способы применения;

- распознавать иммунотерапевтические препараты;

- выявлять побочные действия.

- различать виды аллергий, анафилаксию, сывороточную болезнь, атонии;

- оказать первую медицинскую помощь при анафилактическом шоке.

Общие положения иммунологии

Начало развития иммунологии относится к концу XVIII века и связано с именем Э. Дженнера, впервые применившего на основании лишь практических наблюдений впоследствии обоснованный теоретический метод вакцинации против натуральной оспы.

Открытый Э. Дженнером факт лег в основу дальнейших экспериментов Луи Пастера, завершившихся формулировкой принципа профилактики инфекционных заболеваний - принцип иммунизации ослабленными или убитыми возбудителями.

Развитие иммунологии долгое время проходило в рамках микробиологической науки и касалось лишь изучения невосприимчивости организма к инфекционным агентам. На этом пути были достигнуты большие успехи в раскрытии этиологии ряда инфекционных заболеваний. Практическим достижением явилась разработка методов диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний в основном путем создания различного рода вакцин и сывороток. Многочисленные попытки выяснения механизмов, обусловливающих устойчивость организма против возбудителя, увенчались созданием двух теорий иммунитета - фагоцитарной, сформулированной в 1887 году И.И. Мечниковым, и гуморальной, выдвинутой в 1901 году П. Эрлихом.

Начало XX века - время возникновения другой ветви иммунологической науки - иммунологии неинфекционной. Как отправной точкой для развития инфекционной иммунологии явились наблюдения Э. Дженнера, так для неинфекционной - обнаружение Ж. Борде и Н. Чистовичем факта выработки антител в организме животного.

Вторая половина XX века ознаменовалась бурным развитием иммунологии. Именно в эти годы была создана селекционно-клоннальная теория иммунитета, вскрыты закономерности функционирования различных звеньев лимфоидной системы как единой и целостной системы иммунитета. Одним из важнейших достижений последних лет явилось открытие двух независимых эффекторных механизмов в специфическом иммунном ответе. Один из них связан с так называемыми В-лимфоцитами, осуществляющими гуморальный ответ (синтез иммуноглобулинов), другой - с системой Т-лимфоцитов (тимусзависимых клеток), следствием деятельности которых является клеточный ответ (накопление сенсибилизированных лимфоцитов). Особенно важным является получение доказательств существования взаимодействия этих двух видов лимфоцитов в иммунном ответе.

Результаты исследований позволяют утверждать, что иммунологическая система - важное звено в сложном механизме адаптации человеческого организма, а его действие в первую очередь направлено на сохранение антигенного гомеостаза, нарушение которого может быть обусловлено проникновением в организм чужеродных антигенов (инфекция, трансплантация) или спонтанной мутации.

Различают специфическую защиту, или иммунитет, и неспецифическую резистентность организма. Последняя в отличие от иммунитета направлена на уничтожение любого чужеродного агента. Чужеродные для данного организма соединения, способные вызывать иммунный ответ, получили название «антигены» (АГ). В результате действия АГ в организме образуются антитела (АТ).

Иммунитет - невосприимчивость. Способ защиты организма от генетически чужеродных веществ - антигенов экзогенного и эндогенного происхождения с целью сохранения и поддержания гомеостаза.

Иммунология подразделяется на общую и частную и включает ряд направлений и дисциплин.

Общая иммунология изучает иммунологические процессы на молекулярном, клеточном и органном уровнях и разрабатывает фундаментальные вопросы иммунологии.

Частная иммунология занимается выполнением конкретных задач применительно к тем или иным медицинским проблемам, в числе которых:

· иммунопрофилактика разрабатывает средства и методы диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней, иммуноонкология решает эти задачи применительно к злокачественным новообразованиям;

· трансплантационная иммунология ищет пути преодоления иммунологической несовместимости при пересадке органов и тканей;

· аллергология, иммунопатология изучают и разрабатывают меры профилактики и лечения аллергии;

· иммунология репродукции исследует иммунологические взаимоотношения между плодом и матерью на всех этапах беременности и развития плода;

· экологическая иммунология изучает влияние на иммунную систему различных факторов социального, экологического, профессионального и медицинского характера с целью разработки профилактических и лечебных мероприятий для оздоровления отдельных групп населения.

Современная иммунология является биологической наукой, изучающей физиологию и патологию иммунной системы. Ее основу у человека и животных составляет тимус и костный мозг, лимфатические узлы, селезенка и лимфатические скопления в слизистых оболочках и внутренних органах. Обеспечивают иммунитет разнообразные популяции иммуноцитов, или иммунокомпетентные клетки.

Различают три основных типа иммунокомпетентных клеток: А-клетки, В-лимфоциты и Т-лимфоциты. А-клетки - это моноциты крови, другие макрофаги (гистиоциты) и отростчатые клетки лимфатических узлов, селезенки и кожи. В-клетки и морфологически сходные с ними Т-клетки -малые лимфоциты, созревающие в бурсе (сумке). Фабриция (вырост клоаки птиц) и в тимусе (вилочковая железа).

Важной особенностью иммунокомпетентных клеток является их способность распознавать и элиминировать (разрушать, обезвреживать) генетически чужеродные вещества, которые могут вызвать нарушение гомеостаза в организме человека и животных.

Обеспечивается иммунитет клеточными и гуморальными факторами крови, лимфы и межтканевой жидкости. Это было установлено в конце XIX века И.И. Мечниковым, доказавшим, что иммунитет к патогенным микробам обусловливается фагоцитозом, и Эрлихом, который полагал, что защиту организма определяют антитела и другие антимикробные компоненты крови.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал