Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время, пространство, хронотоп в соц и гум познании






В соц-гум знании описание времени и пространства существенно отл-ся от их представл-я в естествознании. Основные особен-ти состоят в том, что разв-е знания в науках о духе и культуре уже имеет в качестве неявной базовой предпосылки некоторую картину мира, включающую естественно-научные представ-я о пространстве и времени. Гуманитарии создают свои тексты на основе этих предпосылок. Вместе с тем, в этих текстах формир-ся или примен-ся представл-я о простр-ве и времени, характеризующие социум, культуру, историю, духовн. мир чел-ка. Это социально-историч. время и простр-во человеч. бытия и чел-й культуры. Рассмотр-е проблемы времени в гум. знании может опираться на важнейш. идеи фил-фов. Из концепции времени Канта следуют две идеи. Первая - это идея об априорности (до опыта) времени как необходимом представлении, лежащим в основе всего познания. Оно представ-но аксиомами, главные из к-х: 1)время имеет только одно измер-е, 2)различные времена существ. не вместе, а послед-но. Однако известно, что каждое новое поколение обретает представл. о времени не только как следствие собст-й деят-ти и опыта, но и как наследование готовых форм и образцов, т.е. уже имеющ-ся в культуре представл. о времени. Кант ставит проблему «субъективного» времени, понимая, что в отличии от физич-го - это собственно человеч. время - длительность наших внутр. состояний. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не биофизич. хар-ка процессов психики, и не субъективное переживание физич. времени, а время «внутренних явл-й нашей души». Француз. мысл-ль А.Бергсон, разраб-й концепцию времени как длительности, пришел к выводу, что различия и соединения глав. категорий теории познания: объекта и субъекта должны быть поставлены скорее в зависимость от времени, чем от пространства. Как длитель-сть время предстает неделимым и целостным, предполагает проникновение прошлого и настоящего, творч-во новых форм, их развитие. Бергсон осознает, что время человеч-е - это иная реальность, исследуемая и описываемая др. методами, нежели физ. реальность. Подобный подход явл-ся главным в феноменологии. Феноменологический метод анализа времени - это исключение объективного времени и рассмотр-е внутрен. сознания времени на двух уровнях схватывания длительности и последоват-ти. Для понимания природы времени в познании и способов его описания особую значимость имеют опыт и идеи герменевтики. Здесь время станов-ся внутр. характер-й жизни субъекта, рассматр-ся как особого рода категория дух. мира, обладающ. объективн. ценностью, необходимая для того, чтобы показать реальн-сть постигаемого переживания. Опираясь на идеи ведущ. философ. учений о времени, обратимся к конкретн. областям соц-гум.знания для рассмотр. опыта понимания времени и способов его представления в этой сфере. Проблема времени в гуманитаристике фундаментальна, она исслед-ся давно, но скорее эмпирически, описательно. Проблема социального времени, специфика историч. врем., природа врем, в различн. соц. и гум. науках - вот наиболее распростран. направл-я ислед-й. Такой подход соответсв-т осуществленному Сорокиным и Мертоном различению «астрономического» и «социального» времени. В. историч. исслед-х присутств. оба типа времени, хотя и в «разных пропорциях», что также зависит от того, идет ли речь о времени наблюдающего или действующего субъекта.

М.Бахтин соединяет сознание и «все мыслимые простр-ва и временные отношения» в единый центр. Он вводит понятие хронотопа как конкретного единства просранственно-временных хар-к для конкр. ситуации. Взяв термин «хронотоп» из естественно–научн. текстов, Бахтин наполнил его гуманистическими, культурно-историческими и ценностными смыслами. В «художественном хронотопе» время сгущается, уплотняется, становится художественно–зримым; пространство же втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрыв-ся в простр-ве, и пространство осмысл-ся и измер-ся временем. Размыш-я над текстами Бахтина о формах и пространствах в худож. и гуман. текстах приводит к мысли о возможности превращения хронотопа в универсальную, фундамен. категорию.

 

11. Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы

Проблема коммуник рассм-ся в совр фил-ии науки в разл направлениях. С одной стороны раз-е ср-в коммуник в совр мире, кач изм-е их роли и ф-ий приводит к возникновению второй реальности, кот можно опред-ть как совокупность виртуальных символов, искусств конструктов, подменяющих собой истинное положение дел. Совр соц-гум науки с опред момента начинают очень активно исслед-ть эту вторую реальность. Исслед-е коммуник-ти приводит к бурному разв-ю соц-гум наук и соответственно исслед-я, кот проводятся учеными, становятся частью второй реальности. Большую роль приобретает исп-е синтетич методов. Одним из важных аспектов явл и понимание явления коммуникативности как сист проф общения ученых внутри науч сообщества и формир-е в связи с этим коллективного познающего субъекта. В связи с тем, что интенсивность коммуникаций внутри совр науч сообщества существенно возрастает, возникает проблема авторства тех или иных идей. Отдельный познающий субъект сущ-ет в столь насыщенном информац пр-ве, а с др стороны его собственные идеи становятся частью этого информац пр-ва. И в этом смысле роль отдельного познающего субъекта сравнима с познающим обществом ученых. («коллект» субъект). Идеи, доктрины, концепции, кот вырабатываются отд учеными, попадают в среду науч сообщества, претерпевают трансформации, что в свою очередь влечет изменение исх концепций (происходит процесс диалога). В совр соц-гум науках этот процесс хорошо просматривается. В совр усл-ях коммуникативность определяет образ мыслей отд ученых и всего сообщества в целом. Комм аспект познания проявл в совр науке и в том, что сущ-ет возрастающая роль конвенции (соглашения). Один из первых занимался этой проблемой Поппер. Он доказывал, что в процессе науч познания роль соглашений оказывается чрезвычайно важной.

Одно из самых важных внешних проявлений коммуникативности это то, что наука вступает в опред момент времени в активный диалог с обществом. Коммуникация науки и общ-ва приводит к тому, что возникает такой тип общ-ва, кот назыв-ся «общ-вом знаний». Это не просто постиндустр общ-во, это некая стадия его раз-я, кот облад некоторыми признаками. С одной стороны это общ-во, кот на первый план выделяет пр-во знаний в разных формах (знания как содержания и знания как технологии). В таком общ-ве процесс внедрения тех или иных знаний в эк, полит и соц реальность происходит довольно быстро, что с одной стороны способствует прогрессу общ-ва, а с другой стороны влечет за собой значит число соц-эк проблем.

«Общ-во знаний» формир-ся на опред идеологич основаниях, кот почерпнуты из соц-гум наук. Одной из фундамент установок такого общ-ва явл-ся невозможность искусств соц проектирования и построение общ-ва по заданному образцу (модели). Поэтому роль соц-гум наук состоит в том, чтобы диагностировать совр состояние общ-ва и выявлять ео проблемные зоны, прописывать возможные сценарии развития событий и давать по возможности объективные и реалистичные соц экспертизы. Подобные идеи имеют свои истоки в концепции неоконсерватизма, кот в 30-гг 20 в был разработан в Америк эк-полит науке и сохранил свое влияние до наших дней. Неоконсерватизм явл хорошей иллюстрацией того, как теорет размышления с одной стороны воплощ в эк, полит практику, а с др стороны оказ сущ влияние на др общ-ва. Изменившийся мир в свою очередь требует изменения и корректировки неоконсерватизма (Ф Фукуяма).

Изначально осн идеи неоконсерватизма можно свести к неск критериям:

1. признание универсальными прав и свобод личности, независ от полит, экон и культ особенностей.

2. признание невозможности насильственным путем привести к тому или иному идеалу. Насилие над общ-вом не может дать положит результата

3. международные орг-ции сами по себе не в состоянии быть гарантами прав и свобод в мире.

4. именно Америк модель демократии явл наиболее универс и может быть транслирована в др страны. Именно Америка явл гарантом соблюдения прав и свобод в мире.

Рез-ты влияния этой концепции нашли свое распр-е в Америк идеологии. Реализация этой идеологии вызывает противоречие во всем мире.

В связи с этим целый ряд Америк ученых приходт к выводу, что неоконсерватизм как концепция не выдерживает испытания временем, для того, чтобы изменить реальную ситуацию, необх модернизировать саму доктрину. В совр соц-гум науках происх поиск тех доктрин, кот смогли бы стать основанием и для разв-я общ-ва и для разв-я гум знания. Если сравнивать ситуацию в совр гум науках с тем, что происходило в 19 в, можно сказать, что происх изменения касаются не только рамок отд наук, но и происх изменения на уровне дисциплинарной матрицы.

Выделение экономики, социологии, политологии как самост областей знаний носило не только внутринауч обоснование, но объясняется также и внешн обстоятельствами, связ с отделением гос-ва от экон сферы, с распространением принципа либерализма. Именно поэтому в основании классич экономики 19 в лежат некие постулаты, кот носят сугубо полит (идеолог) хар-р. В совр соц-гум знании происходит ускоренная смена лидерства среди разл наук. Критерии опред-я лидерства той или иной науки:

· степень востребованности рез-тов

· степень интереса населения к результатам

Дисциплинарная матрица соц-гум наук:

· динамична

· огр роль играет коммуникат аспект

· разл обл знаний могут занимать лидир позиции в тот или иной промежуток времени

· структура дисциплинар матрицы зависит не только от внутр логики разв-я соц-гум наук, но и от тех соц-экон трансформаций, кот происх в общ-ве.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал