Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стр. 42






В окончательном варианте этюд имел другое начало: женщина собирается в кино (только что ее пригласили по телефону). Она одевается, поправляет прическу перед трюмо, душится. В спешке забывает закрыть флакон с ду­хами. Выключает свет, закрывает за собой дверь. Слышны удаляющиеся шаги. Из разных щелей (из-за дверей, зана­весок, кровати, столов) появляются усики-щупальцы (дви­гающиеся пальцы рук). Выползает таракан, осматривает все вокруг, свистит. Выползают еще три таракана, обсле­дуют углы, стол, ищут что-нибудь съестное, находят и едят. Из-под одной двери выползает большой черный та­ракан (одетый в черное трико), из-под другой — белый (это девушка в белом трико). Черный таракан подползает к пузырьку с духами — это " Шанель" (маленький пузырек в темноте подменили на четырехлитровую бутыль), начина­ет нюхать. Нанюхавшись, быстро пьянеет, закусывает. По­сылает одного из тараканов обследовать проигрыватель, тот, нажав кнопку, отскакивает в сторону— заиграла му­зыка. Вожак предлагает сыграть свадьбу — скрепить союз между черным и белым тараканами (на голову самки наде­вают нечто вроде венка, а черному прицепляют галстук-бабочку). Идет процедура поздравления. Под музыку все подходят к столу, начинают нюхать " Шанель" из большой бутылки, едят, а музыка звучит все громче и громче. Не­веста и жених танцуют свадебный танец, затем садятся на диван, целуются. Две другие пары, нанюхавшись духов, продолжают танцевать, слабеют, падают на пол. Вожак свисает прямо со стола, прислушивается, услышав шаги, делает попытку свистнуть, но свист не получается. Входит хозяйка дома, включает свет, застывает от изумления — при вспышке света тараканы начинают бегать по кругу. Затем, увидев женщину, разбегаются по углам. Женщина берет пульверизатор (с дихлофосом), начинает опрыски­вать углы. Дезинфицирует всю квартиру, потом проветри­вает ее.

Этюд был интересно решен пластически. Поднята тема со­временного мещанства, выраженная через " тараканов", суету, еду " на дармовщинку". Режиссер хотел через этюд донести мысль о том, что есть люди, живущие как тараканы, за счет других, суе­тящиеся, ворующие, занятые непристойными делами. Он форму­лировал сверхзадачу этюда так: паразитизм надо вытравлять.

Стр.43

В этюде был раскрыт гротескный мир своеобразных эмоций, характеров, взаимоотношений, в нем были точно определены со­бытия и подробно разработана логика физического поведения исполнителей, что дало возможность увидеть интересные творче­ские находки, оценить способности занятых в нем студентов.

Почему А. А. Гончаров любил предлагать для разработки этюды, основанные не на реально-бытовых фактах? Да потому, что эти этюды, лишенные проверенных рецептов, простейших аналогий, штампов, заставляют интенсивнее работать воображе­ние, позволяют включать в работу весь психофизический аппа­рат, максимально использовать все психические и физические данные учеников. Увлекаясь творческим поиском, студенты ста­новятся собранными, внимательными при построении сюжета и драматургии этюда, заразительными в процессе репетиций и по­иска выразительных средств. Опираясь на свои жизненные на­блюдения, отобрав из собранного материала необходимые для этюда ассоциации, они бывают поразительно достоверными, иг­рая лошадей, тараканов, вещи, насекомых. Необычные предла­гаемые обстоятельства диктуют студентам свои требования в по­иске оценок, приспособлений, пристроек.

Беспредельная вера в предложенные обстоятельства рожда­ла у исполнителей неожиданный, подчас очень яркий и смелый способ поведения, создающий интересный художественный ре­зультат.

Иногда в работе над упражнениями и этюдами на развитие воображения педагоги обращались к темам, требующим актив­ных поисков " зерна" будущих событий и поведения (нокаут, ма­рионетки, клад, конвейер и т.д.). Осмысление и разработка этих тем постепенно подводили студентов к нешаблонному образному мышлению. Но случалось, ученик, получая задание, вначале те­рялся, пасовал, цеплялся за наблюдения, которые находились близко, " под рукой". Ведь так просты казались темы, данные в названии. Однако в процессе работы он начинал понимать, что этюд предполагал тонкий, подробный отбор событий, происшед­ших с человеком в жизни, и перевод их на язык художественной образности путем накопления и отбора ассоциаций.

В дневнике студентки Е. Камышанской есть запись: 'Тема " Конвейер", честно говоря, сразу не вдохновила.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал