Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема коррупции.
Теория общественного выбора как одно из направлений неоинституциональной теории.
Теория бюрократии.
Механизм принятия решения государственными чиновниками.
Проблема коррупции.
Теория общественного выбора, как самостоятельное направление экономической науки и одновременно как направление неоинституциональной экономической теории сформировалась только в 1950— 1960-х гг. и связана с именами Дж.Бьюкенена, Г.Таллока, К.Эрроу, Э-Даунса, Д.Блэка, М.Олсона, У.Нисканена.
| Политики действуют как «рациональные максимизаторы» — преследуют свои личные интересы, например, поддерживают только те программы, которые повышают их шансы одержать победу на очередных выборах.
| Нобелевский лауреат - Дж. Бьюкенен.
| Методы анализа рыночного поведения, которые с успехом использует экономическая теория, можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор, в том числе и политической системы, поскольку сегодня индивид делает выбор между яблоками и апельсинами, а завтра будет выбирать в кабине для голосования одного из двух политических деятелей. (Дж. Бьюкенен)
|
теория общественного выбора (public choice theory) — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
|
Трактовка термина «бюрократия»
| «бюрократ — должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу»
| «бюрократия (буквально, господство канцелярии, от французского bureau — бюро канцелярия и....кратия — власть)
| власть и влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем обозначение слоя служащих в крупных организациях
| особый социальный слой, которому присуще: иерархичность, строгая регламентация, разделение труда и ответственность в осуществлении формализованных функций
| Причина появление института бюрократии (как и любого другого с точки зрения неоинституциональной теории), обусловлено более низкими издержками по обслуживанию процесса разработки и осуществления отдельных мероприятий экономической политики, а также их контролю, по сравнению с конкурирующими структурами.
| человек полностью беззащитен перед произволом лиц, по своему усмотрению решающих жизненно важные для него вопросы
| концепция патриархальной бюрократии
| концепция рациональной бюрократии Макса Вебера
| последовательность — должность является основным видом деятельности, дающим жалованье и перспективу регулярного повышения по службе
| безличность — работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворизм, а обо всех действиях дается письменный отчет
| специальные знания — чиновники отбираются на основе способностей, получают необходимую подготовку и контролируют доступ к служебной информации
| иерархия – каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий и подчиненности
| Основные методологические принципы теории общественного выбора, сформированы Дж. Бьюкененом:
| — методологический индивидуализм. Анализ с позиций «методологического индивидуализма» представляет собой попытку свести все проблемы политической организации к проблеме выбора индивида между различными альтернативами;
| — концепция «человека экономического» (homo economicus) рационально мыслящего индивида, самостоятельные действия которого подчинены стремлению максимизации своего благосостояния;
| — концепция политики как обмена. Трактовка политики как обмена имеет большое значение для выработки прикладной теории экономической политики.
| Экономическая теория бюрократии (economics of bureaucracy) — одно из направлений теории общественного выбора, изучающее функционирование организаций, которые не производят имеющихся ценностную оценку благ и чьи доходы не связаны с продажей результатов их деятельности
|
Бюрократия и поиск бюрократической ренты
| Критерии, которым должна отвечать система управления, чтобы ее можно было назвать «бюрократической».
| иерархическая организация бюрократической структуры основана на базе твердо установленных принципов должностной субординации
| бюрократическая юрисдикция четко зафиксирована нормативным образом
| вся формальная внутриорганизационная деятельность (распространение информации, принятие решений, директивы и т.д.) осуществляется в форме письменных документов, подлежащих последующему хранению
| все должностные лица должны быть хорошими специалистами в области администрирования, компетентными не только в сфере собственно своих должностных обязанностей, но также и в области норм, правил и процедур деятельности бюрократических организации в целом
| Таким образом, бюрократическая организация становится наиболее рациональным институциональным устройством для решения сложных задач управления в современном обществе, и основа ее рациональности состоит в обезличенности ее функционирования, что дает гарантии от произвола конкретных исполнителей.
| Причины неэффективности государственной системы планового управления
| Для составления хорошего плана не хватает информации
| Цели государственной бюрократии отнюдь не совпадали с целями общества
| Институт бюрократии оказывает самое непосредственное влияние на работу законодательных, исполнительных и других органов власти. Усиление роли института бюрократии было во многом предопределено расширением государственного вмешательства в экономическую сферу.
|
Рентоориентированное поведение - непроизводительная деятельность, направленная на извлечение прибыли путем создания и захвата привилегированных позиций.
| В экономической теории под рентой понимается превышение оплат услуг фактора над его конкурентным уровнем, то есть тем уровнем оплаты, который складывался бы в условиях совершенной конкуренции
| Бюрократическая рента определяется автором как незаконно полученный доход государственным чиновником, который использует свое должностное положение для получения данного дохода (например, взятки, подарки и т.д.).
| Политическая рента (political rentseeking) — доход, источником которого являются особые правительственные льготы, субсидии и иные привилегии, полученные относительно немногими группами в результате лоббизма.
| Используя данные ему государством привилегии в решении тех или иных вопросов, бюрократ получает доход, который можно трактовать как захват искусственно созданного трансферта
| Дополнительно к чистым потерям общества (груз мертвых потерь) имеют место и ресурсные затраты индивидов, стремящихся получить от правительства привилегии
| Механизм принятия решения государственными чиновниками
| На поведение чиновника и принятие им решения оказывает влияние ряд факторов
| Эндогенные – зависящие от личных качеств чиновников
| - временной лаг — период между принятием решения и его реализацией;
| - отрицательные экстерналии отдельных статей бюджета. Суть данного эффекта заключается в следующем: несмотря на эффективность отдельно взятых программ или статей бюджета, результаты выполнения составленного на этой основе бюджета будут значительно ниже
| - ошибки и заблуждения со стороны политических деятелей, недостаточного владения ими инструментами экономической политики
| - следствие прежних решений
| граждане делегируют свои права не конкретному лицу, а занимающим определенные посты в государственной структуре функционерам — бюрократам (проблема «принципал — агент»).
|
Противоречие бюрократического механизма
| С одной стороны, создание института бюрократии преследует благую цель — организация деятельности государства и его систем, помощь рыночным механизмам в управлении экономикой; с другой — происходит отступление от этих целей для удовлетворения личных интересов чиновников
|
|