Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема человека в философии






1. Учение о человека в структуре философских знаний.

2. Основные концепции понимая человека в классической философии.

 

Есть естественно научная (расоведение, изучение человека физиологически) и философская антропология.

Философская антропология

1) раздел философии, изучающий человека;

2) антропология особый метод философии или способы следования. С точки зрения которого человека – центральная философская проблема;

3) антропология как направление современной философии.

3 части: физическая, духовная, духовная жизнь общества.

Духовная – относящая к умственной деятельности.

Человека отождествляется самосознанием. Человека надо рассматривать как единую систему.

1. Натуралистическая концепция.

Натура – природа. Общий принцип – рассмотрение человека как природного существа.

Аргументы:

1) сходство физиологических функций человека и животного;

2) если человека произошёл из животного мира, то он не может быть иным.

Контраргумент:

1) физиологическое в человеке социально-организованно;

2) социальное что-то.

2. Рационалистическая.

Сущность человека отождествляется духовной сущностью. Человека в своей деятельности создаёт на основе каких-то идей, теорий. Главный контраргумент – сознание человека несамостоятельное, оно есть функция мозга.

3. Социологизаторская.

Суть в том, что человек как личность, как духовное, как физическое рассматривается в контексте общественных отношений. Абстрактной сущности человека не существует. Сущность определяется конкретно историческими условиями его жизни. Будучи общественным существом человек формируется в обществе, но обществе не представляет из себя такой структуры, которое формирует полностью человеческую личность. Человек есть деятельное существо, которое формируется в процессе своей практической деятельности и общественных отношений или другими людьми.

1. Концепция универсального человека.

2. Неклассические версии философской антропологии (синтетическая, психоаналитическая, экзистенциальная).

3. Сравнительный анализ классических и неклассических концепций человека.

4. Проблема антропогенеза; основные концепции.

Маркс: человек должен присваивать себе всестороннюю сущность всесторонним образом как целостный человек.

Начиная с середины 19-го века происходит «антропологический поворот» в философии.

1. Начало «антропологического кризиса», кризис самого человека.

2. Неразработанность самого человека.

1. Синтетическая концепция

2. Специфика человека.

Маркс, Геймут.

3 закона видит Преснер Геймут:

1. Закон естественной искусственности.

Суть в том, что человек для своего существования естественным образом создаёт искусственную среду обитания. Благодаря этой искусственной среде он живет.

2. Закон непосредственной посредственности.

3. Закон утопического места.

Человек с одной стороны отрицает абсолютное (достичь невозможно), но с другой любой человек стремится к достижению этого абсолютного.

Фрейд (1865-1939). Считается создателем психоанализа. 2 значения

1. Метод лечения психических заболеваний.

2. Учение об определяющей роли бессознательного в жизни поведения человека.

Сознательные, подсознательный, бессознательный уровень.

Фрейд разработал механизмы психологической защиты.

Юнг писал, что человек – существо, раздираемое внутренними противоречиями. «Человек есть животное, недостаточно оснащённое инстинктами».

Фромм. Дихотомия экзистенциальная и историческая. Экзистенциальная связана с человеческой жизнью. Исторические связаны с общественной жизнью.

Делит характер человека на 2 типа: продуктивного и непродуктивного. Отмечает, как один характер относится к любви.

1. Человек рецептивной ориентации считает, что все источники всех благ находятся вне его. Для таких человек проблема любви в том, что он хочет быть только любимым.

2. Эксплуататор. Блага вне и берут силой.

3. Накопительная ориентация. Накопление и сохранение уже накопленное. Любовь для него обладание. Высшая ценность – порядок и безопасность. «Нет ничего нового под луной».

4. Рыночная ориентация. Ярлык, внешняя упаковка.

Продуктивный тип характера.

Продуктивная ориентация – способ отношения к миру, который проявляется во всех видах деятельности.

Фромм пишет, что слово любовь путанно и двусмысленно, включает в себя всё. Забота, ответственность, уважение, знание.

Экзистенция – внутренний, субъективный мир человека.

Крупнейшие представители экзистенциализма: Жан Поль Сартр (фр.), Карл Ясперс (нем.), Майте Хайдегер (нем.).

Свобода личности состоит в преодолении внешних условий, которые препятствуют человеку, и преодоление внутреннего. Свобода индивидуального. Свобода осуществляется в сообществе людей. Аутентичное бытие – сохранением своей самости (личности). Неаутентичное существование – подчинение внешней необходимости, отказ от своей самости.

 

Сравнение классических и неклассических концепций человека

Классическая философия Неклассическая философия
Особое внимание проблеме сущности человека Особое внимание проблеме существования человека
Рационалистический подход к человеку Приоритет иррационального подхода с признанием роли разума в поведении
Человек понимается как внешний объект Изучение внутреннего субъективного мира человека
Приоритет идеалистическому понимаю Многообразие подходов к изучению человека

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал