Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Его особенности и роль в жизни первобытного общества и человека.






Каким бы примитивным не было первобытное общество, но поскольку, это уже общество, а не животное стадо, то все социальные связи регулируются в нем при помощи сознания, а точнее – мифосознания, которое обладало некоторыми существенными особенностями, отличающими его от всех других форм человеческого духа, сознания, мировоззрения.

 

К важнейшим из этих особенностей относятся:

 

1. Отражение действительности в мифосознании осуществляется в наглядных, конкретных, чувственных образах – восприятиях и представлениях, что свидетельствует по крайней мере о неразвитости у первобытных людей абстрактно-понятийного мышления и что позволяет считать мифологию продуктом способности воображения.

 

2. В этом сознании не проводится четкого различия и не противопоставляются друг другу объективное и субъективное, т.е.реально существующие предметы и те чувственные образы, в которых эти предметы отражаются; более того, это сознание гипостазирует чувственные образы, т.е.приписывает им объективное существование, в следствие чего, оказывается, что эти образы существуют не в сознании людей (т.е.субъективно), а в самих предметах (т.е.объективно) и выступают в качестве их (предметов ) душ, демонов, или богов. В результате весь мир оказывается одушевленным или обожествленным.

Эта особенность мифосознания получила название анимизма (anima – дух, -душа). По убеждению первобытных людей души предметов являются их покровителями и защитниками и поэтому прежде чем осуществить с предметом какое-либо реальное действие (например, срубить дерево) надо сначала умилостивить его душу, чтобы она не мстила людям за сделанное.

 

3. Отношения между душой предмета и самим предметом рассматривались в этом сознании по аналогии отношения между душой и телом человека:

- тело рождается и умирает, что видел каждый сотни раз, а рождение и смерть души никто и никогда не видел, откуда первобытные люди сделали вывод о том, что душа бессмертна и существует вечно.

Душа обладает независимым от тела существованием, она может покидать тело временно (при сновидениях), но может покидать тело и навсегда – тогда наступает смерть. Душа господствует над телом и как, воздействуя словом на душу человека, можно изменить его тело, так же точно словом можно воздействовать на души всех предметов, добиваясь их изменения.

С этим представление связаны заговоры, заклинания, молитвы, а также убеждение в творческой силе слова. Это убеждение нашло свое отражение в Библии, где говорится о том, что Бог сотворил мир по слову, а в Евангелии от Иоанна Бог даже отождествляется со словом: - «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Богом»

 

4. Первоначально между душами – Богами отсутствовала какая-либо иерархия, но затем выделяются первостепенные, второстепенные и так далее Боги, пока наконец на высшей ступени развития мифосознания, когда оно уже трансформируется в религиозное сознание не возникает представления о едином и всемогущим Боге, которое характерно для классических, монотеистических религий – христианства и мусульманства. Что же касается собственно мифологии, то она всегда политеистична.

Кроме того, в мифологии в отличие от религии между Богами и людьми еще не пролегла непроходимая пропасть. Боги хотя превосходят людей своим могуществом и являются бессмертными, но они живут недалеко от людей и то и дело вмешиваются в их жизнь.

 

5. Мифосознанию присуще гентильное (родовое) мировосприятие, согласно которому не только люди в родовой общине, но и все предметы в окружающем их мире связаны между собой отношениями порождения. А с таким мировосприятием связано представление о наличии порождающих мир первоначалах.

Представление о том, каковы эти первоначала изменялось по мере развития с самого первобытного общества и мифосознания. На ступени матриархата, когда люди вели преимущественно присваивающее хозяйство, эти первоначала выступали в облике животных или растенийтотемов. И поэтому мифология, взятая на данной ступени своего развития называется зооморфной или тотемической. Позже, на этапе патриархата когда люди перешли к производящему хозяйству, первоначало принимает уже человеческих облик и поэтому мифология, взятая на данной ступени своего развития, называется антропоморфной (классический пример которой – Греческая олимп.мифология)

 

6. Мифосознание было неразрывно связано с обрядово-ритуальными действиями, т.е. такими символическими действиями, общий смысл и предназначение которых состоит в том, чтобы установить связь людей с душами предметов, а в особенности с первоначалами мира. Для того, чтобы заручиться их помощью и поддержкой во всех человеческих делах.

В жизни первобытного общества и человека мифосознание выполняло две главные функции:

1) Объяснительную, поскольку объясняло устройство мира и место в нем человека, хотя с научной т.зр. эти объяснения являются фантастическими, но у самих первобытных людей в истинности этих объяснений не было и тени сомнения.

2) Регулятивную, поскольку всем своим содержанием мифология призывала первобытных людей к неукоснительному соблюдению племенных ценностей и норм. Выступая тем самым в качестве духовного гаранта порядка и стабильности родоплеменной формы организации общественной жизни.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал