Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сокращение текста






Содержание

I.Методические указания по работе с текстом …………………………3

1.Виды работы с текстом………………………………………………3

1.1. Сокращение текста…………………………………………………3

1.2. Составление плана…………………………………………………4

1.3. Написание доклада…………………………………………………7

1.4. Написание реферата………………………………………… …….8

1.5. Составление конспекта……………………………………………11

1.6. Составление аннотации……………………………………………13

1.7. Оценка текста и рецензия…………………………………………14

1.8. Работа с научной статьей…………………………………………16

1.9. Составление граф-структур………………………………………18

II. Методические указания при подготовке и проведении лекций …..19

2.1.Лекция как одна из ведущих форм обучения……………………19

2.2.Виды лекций……………………………………………………….20

2.3.Методика подготовки лекции…………………………………….21

2.4.Методика чтения лекции………………………………………….22

III. Методические рекомендации по использованию статических и динамических средств наглядности (икт-технологий) в учебном процессе …………………………………………………………………………..........24

3.1. Учебные презентации. Виды и основные требования……………28

IV. Методические указания по подготовке заданий в тестовой форме. 31

V. Методические рекомендации к семинарским занятиям для студентов.......................................................................................................................37.

VI. Методические указания при подготовке к выступлениям студентов на семинарских занятиях ……………………………………………………39

6.1. Перечень требований к выступлению……………………………….39

6.2.Композиция речи………………………………………………………42

6.3.Аргумент и его виды…………………………………………………..44.

VII. Методические рекомендации для изготовления и оформления проектных работ …………………………………………………………………46

7.1. Формы проектов……………………………………………………….46

7.2. Виды проектов………………………………………………………….46

7.3.Исследовательская деятельность студентов…………………………..47

7.4. Классификация творческих работ в форме проектов в области гуманитарных наук…………………………………………………………………….47

7.5. Требования для организации проекта…………………………………48

VIII. Приложения… ………………………………………………………….49


 

I.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

 

ВИДЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы. Способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию и обрабатывать её. В ходе работы развивается речевое внимание к языковой стороне текста, внимание к деталям.

Разберем некоторые виды работы с текстом.

 

СОКРАЩЕНИЕ ТЕКСТА

Есть несколько видов переработки, сокращения текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации.

Сокращать текст можно разными способами:

1) исключить отдельные его части (соответствующие пунктам плана);

2) сократить пересказ, изложение каждой части;

3) заменить развернутые предложения более простыми.

При сокращении текста придерживайтесь следующего порядка:

- составьте подробный план и наметьте его части (пункты). Которые можно сократить;

- в каждой части выделите главное, которое необходимо составить;

- сделайте более короткие предложения.

Важно, чтобы в сокращенном тексте были сохранены ключевые слова.

Работу с текстом всегда начинают с объяснения непонятных слов или выражений. Не понимая их, можно упустить самое главное.

 

Тезисы – это краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научится находить главное в тексте, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличии от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливая ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

 

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

 

Как составить план к тексту?

Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.
Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.
Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).


Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Что такое развернутый и сжатый план текста?

План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал