Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Биосферные концепции культуры






Биосферные концепции культуры представляли собой попытку объяснить возникновение и развитие культуры через естествознание. Сторонники этих концепций считают культуру закономерным этапом развития биосферы Земли и Вселенной в целом Основоположником такого подхода по праву может считаться российский ученый-энциклопедист, создатель науки биогеохимии, а также учения о живом веществе и биосфере Владимир Иванович Вернадский (1863—1945).

Вернадский не стал рассматривать жизнь на Земле как простую совокупность живых организмов, существующих независимо друг от друга Его заинтересовала жизнь на нашей планете в целом, и он задался вопросом, какими свойствами обладает жизнь на этом уровне бытия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, он ввел понятия живого вещества — совокупности всех живых организмов планеты, включая человека, и биосферы — живого вещества планеты и преобразованной им неживой природы. Биосфера Земли — одна из равноправных геологических оболочек нашей планеты — литосферы, атмосферы, гидросферы. И хотя размеры биосферы по сравнению с другими геосферами очень малы — около 30 км по вертикали в своем максимуме (от верхних слоев атмосферы, где еще есть жизнь в виде микроорганизмов, до дна океанических впадин), роль ее в нашей жизни огромна. Весь современный облик нашей планеты — состав атмосферы, плодородные почвы, накопленные запасы полезных ископаемых, а также поддержание стабильности в биосфере — есть результат деятельности живого вещества, либо существующего сейчас, либо жившего когда-то. Грандиозность выполненной работы легко пред-

Переход от мемориальной фазы к законченной форме этнического гомеостаза совершается очень плавно и выглядит как постепенное забвение традиций прошлого. Жизненный цикл повторяется из поколения в поколение, система сохраняет равновесие с ландшафтом, не проявляя каких-либо форм целенаправленной активности. Этнос в это время состоит почти целиком из гармоничных людей — достаточно трудолюбивых, чтобы обеспечить всем себя и свое потомство, но лишенных потребности и способности что-либо менять в жизни.

В таком состоянии этнос может существовать неограниченно долго, если только не станет жертвой агрессии, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Примером могут служить аборигены Австралии, народы Крайнего Севера, пигмеи Центральной Африки.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, в результате которого возникает новая пассионарная популяция. Но это не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза — процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

Таким образом, этногенез — процесс природный, а культура есть результат органического взаимодействия природной среды, этноса и мутационных космических влияний, вызывающих состояние пассионарности. Энергия пассионарности кристаллизуется в культуре, специфичной у каждого этноса. В культуре отражается оригинальный тип мышления и особый стереотип поведения, свойственный этносу. Но при этом прослеживаются генетические связи с прежними культурами, народы-носители которых стали основой формирования нового этноса. Разнообразие культур на планете вызвано неравенством энергетических потенциалов тех или иных народов, разнообразием же можно объяснить и специфику взаимодействия разных культур, которое зависит от частоты колебаний энергетических полей, образующихся вокруг этносов.

Концепция пассионарности позволяет соединить космические, солнечные, геологические и социокультурные процессы, понять возникновение и развитие народов как движение в направлении, обеспечивающем существование и адаптацию к среде обитания с минимальными затратами биогеохимической энергии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М., 1998.

2. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М., 1994.

4. Гуревич П.С. Культурология. М., 2002.

5. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003.

6. Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиология. Критический анализ. М., 1988.

7. Кассирер Э. Философия символических форм // Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

8. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб, 1998.

9. Лоренц К Агрессия. М., 1994.

10. Лоренц К. Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969. № И.

11. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопр. философии. 1983. № 2.

12. Самохвалова В.И. Культурология. М., 2002.

13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

14. Тинберген Н. Социальное поведение животных М., 1992.

15. Тойнби А Постижение истории. М., 1991.

16. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992.

17. Хейзинга Й. Человек играющий. М., 1991

18. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса Калуга, 1924. Репринт.

19. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

20. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

21. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

 


 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал