Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды полномочий.






 

Полномочия могут быть «собственными» или «переданными». Процедура передачи отдель-ных полномочий осуществляется исключительно на основании соответствующего закона.

Например, передача органам власти субъекта РФ полномочий РФ может быть осуществлена только Феде-ральным законом; передача органам самоуправления полномочий субъекта РФ может осуществляться толь-ко законом субъекта РФ(требование к содержанию закона–ст. 19, 20ФЗ-131). Передача полномочий «не по закону» не допускается.

 

3. Особенности описания состава «полномочий как части компетенции» в законодательст-ве РФ.

 

Состав полномочия образуют меры (действия, операции), которые обязан совершить орган вла-сти в соответствии с законом при решении конкретной задачи.


 

Состав полномочий описан в «законах об организации власти»:

 

- для субъектов РФ это ч. 2 ст. 26.3 ФЗ от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ-ектов РФ»;

 

- для местного самоуправления это ч. 1 ст. 14-16 ФЗ от 06.10.03 №131-ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»).

3.1. Три особенности подхода к описанию состава полномочий:

 

1) полномочия увязаны с предметами ведения публично-правового образования, например: «орга-низация элетро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения населения»;

 

2) состав полномочий «зашифрован» в 4-х «юридических конструкциях»:

- «организация» (например, «организация электро-, тепло-, водоснабжения населения»),

- «обеспечение (или создание) условий» (например, «создание условий для жилищного строи-тельства»; «обеспечение первичных мер пожарной безопасности»),

 

- «участие» или «оказание содействия» (например, «участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; «оказание содействия в развитии с/х»),

- «содержание» и/или «осуществление» (например, «осуществление финансирования и софи-нансирования»; «содержание территории кладбищ»; «сохранение, использование и популяри-зация объектов культурного наследия»; «создание музеев»; «содержание архивов»).

 

3) конкретное содержание действий органов власти, вытекающих из этих «юридических конструк-

ций» официально нигде не раскрывается. 1

 

3.2. Содержание «юридических конструкций» детально исследуется в Проекте ТАСИС«Ин-

ституциональный, правовой и экономический федерализм в РФ» (2004-2006, О.Савранская, Ю.Зендриков) и в работах «ОСТ-ЕВРО» (Э.Маркварт, С.Исупова, 2004, 2011).

 

 

3.1.4. Функции органов власти: понятие и особенность описания в РФ

1. Понятие «функция органа власти» в законодательстве РФ не раскрывается и единого под-хода не выработано. В зависимости от контекста правового акта термин «функция» может исполь-зоваться в двух значениях.

2. Значение 1: функция как «предназначение власти» -предначертанная роль(«функцио-

нальная роль»), которую играет публичная власть в процессе производства, распределения, по-

требления публичных благ. (экономисты, Европейская Хартия МСУ

С этой точки зрения «функция» раскрывается совокупностью таких понятий, как «задача», «спо-соб решения задачи», «результат», «тип власти», «агент» (представитель населения), орган вла-сти.

 

Таблица. Многообразие содержания понятия «функция как предназначение власти»

 

Задача (роль) Способ решения Результат Тип власти
Представительство Выборы представите- Демократия как «вы- Представительная
интересов   лей населения   борность органов» власть
Установление единых Нормотворчество (за- Право (правила и ин- Законодательная
правил игры   конотворчество)   ституты)   власть
Определение приори- Выборы как политиче- Распределение ресур- Политическая
тетов (целей)   ский процесс   сов по приоритетам власть
Организация процесса Распоряжение ресур- Система публичных Исполнительная
предоставления пуб- сами в процессе ис- услуг   (исполнительно-
личных благ   полнения решений       распорядительная)
Контроль соблюдения Осуществление пра- Баланс и защита инте- Судебная
правил.   восудия   ресов    

 

3. Значение 2: функция как стандартное и регулярно повторяющееся действие, состоящее из решения типовых задач. В законодательстве РФ отсутствует определение понятия«функция»(хотя оно активно используется в текстах законов). Анализ норм, в которых используется понятие «функция», показывает, что чаще всего законодатель при этом вкладывает смысл, сходный с по-нятиями «организация» и «обеспечение условий» (см. выше).

3.1. Поэтому «функцию управления» можно определить как:

1 Известный юристам коррупционный фактор. Сохраняется в законодательстве РФ, поскольку позволяет федеральным властям использовать расплывчатость содержания и многозначность трактовок формулировок как повод для прямого вмешательства в собственную компетенцию «нижележащих» уровней власти.


 

- (юрид.) «организация»и/или«обеспечение условий»для предоставления услуги(осуществленияпубличного обязательства),

 

- (управл.) постоянное, циклически повторяющееся действие органа власти, состоящее из реше-ния типовых задач (планирование, заключение договоров, регулирование, координация, кон-троль), связанных с созданием организационно-правовых условий (обстановки) для эффективной деятельности организаций, предприятий и органов власти по реализации возложенных законом полномочий (например, по предоставлению услуги потребителю).

 

В этих значениях понятие и будет использоваться далее (если не будет специальной оговорки).

 

ПРАВИЛО функция всегда связана с услугой (публичным обязательством) и «вытекает» из них

 

3.2. Соотношение понятий «функция» и «управление» (и это понятие в законодательстве РФне определено).

 

«управление» = «организация» + «обеспечение условий»

 

3.3. «Стандартизированная формула» написания наименования функции управления в

 

терминах ст. 26.3 ФЗ-184 и ст. 14-16 ФЗ-131 (расшифровку терминов см. выше).

 

наименование   «организация»    
      наименование конкретной услуги,  
функции = «управление» или +  
публичного обязательства  
управления        
         

 

«обеспечение условий»

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал