Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как ценность






Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многими обстоятельствами. Современная ци­вилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник общественных но­вовведений. Отсюда стремление выявить потенциал куль­туры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активизации. Рассматривая культуру как средство чело­веческой самореализации, можно выявить новые не­истощимые импульсы, способные оказывал» воздейст­вие на исторический процесс, на самого человека.

Вот почему в современной философии выявился обостренный интерес к культуре как к фактору соци­ального развития. Исследователи все чаще приходят к убеждению, что именно духовные черты, социокультурные признаки конкретного общества или даже це­лого региона накладывают отпечаток на социально-ис­торическую динамику. Многие теоретики связывают судьбы мира с философским постижением культуры в целом или культуры отдельного народа.

Но вместе с тем радикальность и неотвратимость про­исходящих в нашу эпоху перемен воспринимается созна­нием конкретного человека как нечто чуждое его собст­венным устремлениям, стихийным субъективным поры­вам. Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным, зачастую обезличенным пото­ком культурного творчества. Человек пытается понять, от­куда, вообще говоря, возникают традиции, не имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными послед­ствия культурных акций, каков конечный результат со­временного цивилизованного развития человечества.

Потребность в изучении феноменов культуры обу­словлена и разрушением экологической среды. Истончение озонного слоя над Землей, гибель лесных по­кровов планеты, загрязнение океанов и рек — эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики. И здесь встают вопросы: «Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?»

Актуален и еще один аспект культуроведческого анализа — культура и общество, культура и история. Какое воздействие оказывает культурный процесс на общественную динамику? Что принесет культуре дви­жение истории? В прошлом социальный цикл был го­раздо короче культурного. Индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей. Она не менялась в течение многих столе­тий, регулируя жизнь ряда поколений. В XX в., как считают многие исследователи, произошел разрыв со­циального и культурного циклов. Это, по существу, одна из исторических закономерностей нашего столе­тия. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох.

Оторвите человека от родной культуры и бросьте в аб­солютно новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на множество совершенно новых пред­ставлений о времени, пространстве, труде, религии, любви, сексе и т.п., вы увидите, какая поразительная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите у него всякую надежду на возвращение в знакомую со­циальную обстановку, растерянность перерастет в деп­рессию. Психологическое онемение — жуткий симп­том сегодняшних дней.

Современные люди, ускорив темпы перемен, на­всегда порвали с прошлым. Они отказались от преж­него образа мыслей, от прежних чувств, от прежних приемов приспособления к изменяющимся условиям жизни. Именно это ставит под сомнение способность человека к адаптации: выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспособиться к новым императивам?

Можно указать еще на один аспект исследования, связанный с актуальностью темы. Накопление знаний в современном мире происходит гораздо медленнее, неже­ли осуществляются социальные перемены. Стремитель­ная динамика опережает процесс осмысления общест­венных закономерностей, тайнодействия механизмов культуры. В связи с этим особую значимость приобрета­ет способность исследователя уловить те обусловленнос­ти, которые характерны для культурной практики.

Актуальность культуроведения определяется также кризисом современной — просветительской и пост­просветительской культуры. В общественном сознании просветительская модель культуры переплетается с постпросветительской, что создает довольно сложные коллизии в сегодняшнем понимании самого феномена культуры. Поэтому важно показать, как различные компоненты просветительской модели культуры ста­новятся объектом нового философского толкования, вызывают стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности ее активи­зации. Исследование современных культурных процес­сов невозможно без глубоких парадигмальных сдвигов в философии культуры, которые произошли за послед­ние два столетия.

Нет сомнения в том, что в культуроведческую лите­ратуру последнего времени все чаще проникают раз­мышления о враждебности культуры изначальной че­ловеческой природе. Такого рода представления разра­батывают многие философские направления (психоа­нализ, философская антропология, социобиология). Современные философские антропологи предупрежда­ют: социальность, точно железный обруч, сковала природные импульсы человека.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал