Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разработка концепции проблемы






Позиция автора, развернутая в систему взглядов, образует авторскую концепцию. Если концепция выстроена логически верно и последовательно, то каждому аспекту проблемы должен соответствовать аспект концепции.

На вопрос: «Может ли художник освободить себя от того, чтобы быть точным?», Ю.П. Любимов отвечает: «Нет... Потому, что все-таки одно из основ произведения искусства - это гармония. А это точность. Это и композиционная точность, и точность концепции» (246, 461).

Умение студента расчленить объект познания на элементы, найти сходство и различие в рассматриваемом явлении, вычленить необходимые и достаточно общие, особенные и единичные признаки в анализируемых объектах, характеризуют его интеллектуально-логические возможности.

Критерием оценки такого анализа на научно- исследовательском этапе работы над сценарием являются: полнота и глубина иследования «фактов жизни» и «фактов искусства».

Способность студента выделять главное и отбрасывать второстепенное из всего собранного сценарного материала характеризует его интеллектуально-логическое мышление усматривать в сложном явлении, проблеме основное и второстепенное.

Критериями оценки являются: логичность, глубина суждений и выводов.

Пример 1. (студент СВ.). итак, проблема сформулирована: что такое женственность? Теперь уже, наряду с актами жизни», объектом моего анализа становится сама проблема. Все время стараюсь ответить на вопрос: «Из чего «складывается» женственность? Параллельно изучаю «факты искусства»: У. Шекспир «Укрощение строптивой»; Гарсия Лорка «Иерма»; Л. Толстой «Анна Каренина»; А.С. Пушкин «Евгений Онегин»; С. Алексиевич «У войны не женское лицо»; Вс. Вишневский «Оптимистическая трагедия»; А. Островский «Бесприданица»; М. Горький «Мать»; Р. Козакова «Сухопляс»; А. Вознесенский «Бьют женщину»; Л. Толстой «Война и мир»; А. Павлюченко «В добровольном изгнании» и т.д.

«Односторонность во взгляде на предметы всегда ведет к ложным выводам» (24, 55), - предостерегал Белинский в «Мыслях и заметках о русской литературе».

Таким образом, при анализе проблемы «что такое женственность» с разных точек зрения у меня получилось четыре аспекта: материнство, верность, мужество, гармония совершенства. Я нашел ответ, который является моей педагогической позицией по отношению к проблеме. Теперь, исходя из этой педагогической позиции, необходимо сформулировать сверхзадачу или цель педагогического воздействия будущего представления.

Для того, чтобы авторская концепция стала концепцией сценария, она должна материализоваться, наполниться жизненным содержанием. Другими словами, авторская концепция должна найти подтверждение в «фактах жизни» и «фактах искусства», круг которых ограничен рамками проблемы. Анализ этих фактов позволит автору выделить те из них, в которых максимально зримо раскрываются существенные аспекты его концепции. Способность видеть противоречия, видеть (слышать) проблемы характеризует интеллектуально-эвристические способности личности, усматривать диалектические противоречия, тенденции явлений в их единстве, взаимосвязи и развитии, а также на основе анализа «фактов жизни» формулировать проблемы. Критериями оценки развития этой способности является число вскрытых противоречий, аспектов проблемы и, наконец самой проблемы, сформулированной в единицу времени, ее значимость.

Таблица 2.1

Содержание операции Цель анализа Объект анализа Позиция (ракурс)
2.1. Нахождение аспектов (граней) проблемы Определение блоков сценария (их количество) Аспекты проблемы Концепция автора (система взглядов)

 

Способность к систематизации и классификации значит приводить анализируемые «факты жизни» и «факты искусства» в определенный порядок, осуществлять группировку «фактов жизни» и «фактов искусства» на основе их принадлежности к тем или иным блокам или эпизодам сценария.

Критерием оценки является логичность и системность мышления.

 

О термине «сценическое задание»

Смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи, называется сценическим. Следует отличать сценическое задание, сформулированное как режиссерское указание.

Сценическое задание всегда указывает путь реализации сверхзадачи. Что это значит? Это значит, что сценическое задание предлагает цель, на которую должно быть сориентировано художественное движение в сценарии. Технология может помочь сценаристу выйти на цель, но оставляет за ним право самостоятельного определения путей реализации этой цели, т.е. выбора средств, метода и способа.

Для сценариста представляют интерес в первую очередь два момента: первый - насколько детально должны быть разработаны сценические задания (их количество) и второй их последовательность (направление движения драматургической логики). Сценические задания могут быть разработаны точнее, конкретнее, детальнее, если знать принципы строения или архитектонику сценария.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал