Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учет в монастырских хозяйствах, строительстве, промышленности и торговле






Значительный вклад в развитие учета на русской земле внесли монастыри (в 1551 г. было издано постановление Стоглавого собора, предписывающее вести в монастырях имущественный учет). Монастырские хозяйственные книги дифференцировались по двум направлениям:

1) по назначению:

• нормативно-распорядительные (окладные (отражали сбор феодальной ренты), порядные, кормовые книги, книги соборных приговоров и т.п.);

• учетно-статические (описи, отводные, дозорные книги);

• учетно-динамические (документы текущего учета - разновидности приходо-расходных, предполагающих отражение реального движения денег, натуральных запасов и товаров);

2) по стадии учетного процесса:

• черновые книги - отражали обобщение сделанных черновых записей, допускали исправления;

• беловые книги - содержали обобщенную и отредактированную информацию черновых книг, после проверки опечатывались и хранились в архивах с присвоением номеров.

Деление на натуральный и денежный учет в монастырских книгах появилось лишь с XVII в. До этого периода была натуральная экономика (приходно-расходный учет).

Приходо-расходные книги условно можно разделить по характеру содержавшихся в них сведений на три основных типа:

1) административно-управленческие;

2) торгово-распорядительные;

3) хозяйственно-промысловые.

 

 

По своему составу дошедшие до нас книги очень разнообразны. Часто встречаются черновые варианты книг. Сохранилось довольно много специализированных книг, которые велись в центральной монастырской усадьбе или в службах, но в описях не выделялись. Например, согласно архиву приходо-расходных книг Николо-Корельского монастыря помимо приходо-расходных книг казначеев велись отдельные книги сбора государственных и владельческих податей с крестьян, книги сбора арендной платы за сенокосы и рыбные ловли, книги найма казаков. Кроме денежных составлялись и натуральные приходо-расходные книги - выдачи одежды, изделий из железа, посуды, свечей, сукна и т.п.

Монастырские приходо-расходные книги XVI-XVII вв. представляют собой рукописный сборник (кроме собственно приходных и расходных - денежных и натуральных - книг в него входят книги «памяти»).

В содержании приходо-расходных книг XVII в. можно выделить регулярно повторяющиеся части:

1) заголовок - пишется на обложке книги и включает название монастырской службы (подразделения), в которой она составлялась, название самой книги, имя монастырского приказчика (составителя) и срок его службы;

2) вводная статья - включает сведения о назначении приказчика на службу, его имя и основные обязанности;

3) основной текст (часто с итогами). Основной текст приходо-расходных книг делится на статьи, каждая из которых пишется с новой строки и содержит указание на произведенную операцию - «куплено», «продано», «взято», «дано вкладом» и т.п., называет имя контрагента, количество и цену товара (при торговой сделке) и общий итог;

4) удостоверяющая часть - подписи составителей книги;

5) запись о проверке книги («счет») с подписями проверяющих.

Специально выбранные счетчики проверяли книги. При наличии серьезных недостатков книга возвращалась приказчику, который на братском соборе в присутствии монастырской администрации подвергался «счету» (оценке итогов его деятельности и вынесению определенного решения).

«Счетные списки» представляют собой проверки деятельности монастырских приказчиков, в том числе и их приходо-расходных книг. Сама проверка - так называемый счет - проводилась в монастыре специальной комиссией. Ход этой проверки записывался в «счетные списки».

В беловике приходо-расходной книги производились записи о результатах проверки и ставились подписи проверяющих (в этом отличие белового варианта; черновики подписей не имеют).

Проверенные книги подписывали игумен, келарь (казначей) и несколько соборных старцев. Затем приходо-расходные книги поступали на хранение в монастырскую казну.

Наличие всех указанных частей соответствует официальному беловому варианту приходо-расходной книги.

Составлялись приходо-расходные книги, как правило, после окончания срока службы приказчика, а проверка проходила иногда по прошествии нескольких лет (это снижало эффективность контроля).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал