Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие






Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и предложения», когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии (рис. 7.4). Пересечение линий спроса и предложения называют крестом Маршалла.

Рис. 7.4. Равновесие спроса и предложения

Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой (на рис. 7.4 равновесная цена = 20 единицам). В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.

Так, если цена будет выше равновесной (25 единиц), то произойдет превышение предложения над спросом и как результат – затоваривание (рис. 7.5, а). Обратная ситуация приведет к дефициту (рис. 7.5, б).

Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.

Следует различать частичное и общее равновесие рынка.

Рис. 7.5. Неравновесная рыночная ситуация

 

Частичное равновесие – это ситуация, когда ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.

Общее равновесие – это ситуация, когда целая система взаимосвязанных цен в определенный момент оказывается в равновесии.

Анализ устойчивого рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели», поскольку рисунок напоминает сетку паутины.

Паутинообразная модель – это модель, отображающая рыночную ситуацию, при которой объем спроса определяется исходя из цены текущего периода, а объем предложения – на основе цены предыдущего периода.

Она описывает динамический процесс приспособления на рынках при движении от одного состояния равновесия к другому. Обычно она используется для описания колебания цен на рынках сельхозпродукции. Например, если в текущем году цена клубники высока, то в следующем году ее предложение может резко возрасти. Вследствие этого рыночная цена клубники может снизиться и производители потеряют доход. Часть производителей уйдет из отрасли, что приведет в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это будет стимулировать увеличение производства в следующем году и т. д. Из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (рис. 7.6, а). Во втором – рыночная цена неопределенно варьирует вокруг цены равновесия в известных пределах (рис. 7.6, б). В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постоянно уменьшается (рис. 7.6, в). Этот случай наиболее типичен.

Рис. 7.6. Паутинообразная модель

Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства (труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью специфических понятий: для природных ресурсов – арендная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) – заработная плата; для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу. (Эти проблемы рассматриваются в лекции 12.)

Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.

Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены, значит – к сокращению потребительского спроса и как следствие этого – к сокращению производства.

При этом точка рыночного равновесия перемещается на более высокий уровень.

Введение налогов уменьшает величину «излишка потребителя» и «излишка производителя».

Излишек потребителя – это разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за нее заплатил.

Излишек производителя – это разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.

Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.

Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Принудительное «понижательное» ценообразование

Е – точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены; Е1 – точка нового рыночного равновесия; Е1 – Е2 – товарный дефицит после снижения цены.

8.1. Конкуренция – ключевая категория рынка

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель – в приобретении товара, работник – в выборе места работы и т. д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция (лат. конкурро – сталкиваться) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Конкуренция наряду с ценой, спросом и предложением является важнейшим элементом рынка, его ключевой категорией. Она осуществляется во всех фазах производственного цикла:

• в период, когда происходит подготовка к производству, т. е. приобретаются материально-вещественные и трудовые ресурсы;

• в процессе организации производства и установления связей с проектными и кредитно-финансовыми учреждениями;

• в процессе производства и сбыта конкурентоспособной продукции;

• в период формирования инвестиционных, амортизационных и иных фондов.

Конкуренция – весьма жесткое явление. Она имеет ряд отрицательных черт:

• расточительна по отношению к невоспроизводимым ресурсам (леса, дикие животные, запасы морей и океанов);

• не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (общественный транспорт, дороги и т. п.);

• не создает условий для развития фундаментальной науки, системы народного образования;

• не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

К положительным качествам конкуренции относится то, что она:

• способствует гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

• обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

• способствует внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

• нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

Конкуренция подчас бывает недобросовестной.

Недобросовестная конкуренция – это методы конкурентной борьбы, связанные с нарушением принятых на рынке норм и прав конкуренции.

Недобросовестная конкуренция имеет следующие виды:

• продажа по демпинговым ценам;

• установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;

• злоупотребления фирмы на рынке в силу ее господствующего положения (например, чрезмерное завышение цен);

• дискриминация конкурентов: распространение о них ложных сведений, незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного названия, использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов, и т. п.

В большинстве стран недобросовестная конкуренция запрещается законами по охране прав потребителей, по контролю за монополиями, а также гражданскими уголовными кодексами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал