Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология образования
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование_
(код, наименование)
Уровень образования: _бакалавриат _________________________________
(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)
Профильная направленность:
Психология образования
Миасс 2015
Лист согласования
Разработчики:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| зав.кафедрой СПО
|
|
|
| О.Э. Иванова
| (занимаемая должность)
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| (занимаемая должность)
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия)
|
|
|
|
|
| Программа одобрена на заседании кафедры
| «31»
| августа
|
|
|
| Протокол
| № 7
|
|
|
|
|
|
| Заведующий кафедрой
|
|
|
| Иванова О.Э.
|
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Одобрено представителем работодателя
|
|
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия, должность, место работы)
| Руководитель ОПОП
|
|
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия)
| Директор филиала
|
|
|
| Ф.Х. Хабибуллин
|
|
| (подпись)
|
| (инициалы, фамилия)
| | | | | | | | | | | | | |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)
Кафедра социально-педагогического образования
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
«31» августа 2015 г.
Протокол № _7_
Зав. кафедрой _______.
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование_
(код, наименование)
Уровень образования: _бакалавриат _________________________________
(бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное образование)
Профильная направленность:
Психология образования
Миасс, 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 9
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 11
5 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 13
6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ... 23
7 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 24
8 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 24
9 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 24
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 25
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1). Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа), из них: аудиторных занятий – 10 ч., в том числе лекций – 6 часов, семинарских занятий – 4 часа, самостоятельной работы – 125 часов, на подготовку к экзамену отводится 9 часов. Дисциплина изучается на 1 курсе (1-2 семестр).
1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы: знание понятий «человек», «общество», «личность», «философия», «познание»», «культура», «ценности», «природа», «глобальные проблемы современности».
1.3. Дисциплина является основой для последующего изучения философской антропологии, психолого-педагогической антропологии.
1.4. Цели дисциплины:
- формирование представления о мировоззренческом потенциале философии;
- формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, об основных разделах современного философского знания о философских проблемах и методах их исследования;
- овладение базовыми принципами и приемами философского познания.
Изучение дисциплины направлено на:
- развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения;
- овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
1.5 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в форме требований к знаниям, умениям, владениям способами деятельности и навыками их применения в практической деятельности (компетенциям).
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п
| Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)
| Конкретизированные цели освоения дисциплины
| знать
| уметь
| владеть
|
| ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения.
| З.1 содержание предмета философии.
| У.1 распознавать и анализировать проблемы мировоззренческого характера.
| В.1 приемами владения дискуссии по проблемам мировоззренческого характера.
|
| ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения.
| З.2 основные проблемы онтологии, содержание современных представлений о научных основах картины мира и ее видах.
| У.2 использовать положения и категории онтологии для формирования представления мира в его целостности и многовариантности.
| В.2 способностью отстаивать собственное представление о мире при восприятии целостной картины мира.
|
| ОК-6: способность к самоорганизации и самообразованию
| З.3содержаниеосновных проблем гносеологии.
| У.3 использовать положения и категории гносеологии для формирования представлений о познании и переживании человеком мира.
| В.3 навыками применения способов получения знания, методов и средств познания.
|
| ОК-1: способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения.
| З.4 содержание основных философско-антропологических проблем.
| У.4 использовать положения и категории философской антропологии для формирования представлений о человеке и мире и отношениях между ними.
| В.4 способностью анализировать мировоззренческие, социально и личностно- значимые философские проблемы, процессы, участвовать в дискуссиях по проблемам мировоззренческого характера.
|
| ОК-5: способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
| З.5 основные философские понятия и категории, закономерности развития природы и общества
| У.5 анализировать процессы и явления, происходящие в обществе
| В.5 навыками целостного подхода к анализу проблем общества
|
2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
№
п/п
| Наименование раздела
(формулировки изучаемых вопросов)
| Виды учебных занятий (в часах)
| Л
| ЛР
| ПЗ
| СРС
| Всего
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1
| Философия, ее предмет и место в культуре. Философия и мировоззрение.
|
| -
| -
|
|
| 1.2
| Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии.
| -
| -
| -
|
|
|
| Исторические типы философии.
| -
| -
| -
|
|
| 3.1
| Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия.
|
| -
| -
|
|
| 3.2
| Проблема движения. Идея развития в философии.
| -
| -
| -
|
|
| 3.3
| Бытие и сознание. Проблема сознания в философии.
| -
| -
| -
|
|
| 3.4
| Природа мышления. Язык и мышление.
| -
| -
| -
|
|
| 4.1
| Проблемы гносеологии. Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания.
| -
| -
|
|
|
| 4.2
| Проблема истины в философии и науке.
| -
| -
| -
|
|
| 4.3
| Познание, творчество, практика.
| -
| -
| -
|
|
| 4.4
| Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
| -
| -
| -
|
|
| 5.1
| Человек и мир в современной философии. Природа и сущность человека.
| -
| -
|
|
|
| 5.2
| Смысл жизни: смерть и бессмертие.
| -
| -
| -
|
|
| 5.3
| Человек, свобода, творчество.
| -
| -
| -
|
|
| 5.4
| Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
| -
| -
| -
|
|
| 6.1
| Социальная философия и философия истории. Философское понимание общества и истории. Общество как саморазвивающаяся система.
| -
| -
| -
|
|
| 6.2
| Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития.
| -
| -
| -
|
|
| | | | | | | | | | |
Таблица 3
Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
№
| Тема
| План
| Методическое обеспечение
|
| Раздел 1 Философия, ее предмет и место в культуре
| 1.1
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З1, У1, В1.
| 1.2
| Содержание раздела.
Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Специфика предмета и проблемы философии. «Вечные вопросы» в философии. Философия и наука. Функции философии.
| 1.3
| План лекционного курса
| 1.3.1
| Тема
Философия, ее предмет и место в культуре.
| Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Философия и мировоззрение. Стороны и уровни мировоззрения. Основные социально-исторические типы мировоззрения. Основные характеристики философского знания. Философия и наука. Функции философии: мировоззренческая и методологическая.
| 2, 3, 4, 5, 6, 11, 13, 14
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| Пример
| ОК-1: З.1
| тест
| ОК-1: У1
| анализ философского текста
| ОК-1: В.1
| дискуссия
|
| Раздел 3 Онтология
| 3.1
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З2, У2, В2.
| 3.2
| Содержание раздела.
Проблемы онтологии. Бытие. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема движения. Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Природа мышления. Язык и мышление.
| 3.3
| План лекционного курса
| 3.3.1
| Тема.
Проблемы онтологии и философский смысл бытия.
Пространственно-временные характеристики бытия.
| Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия.
Понятие пространства и времени. Субъективистская и объективистская версии пространства и времени. Абсолютность и относительность пространства и времени. Формы пространства и времени. Осмысление порядка и направления времени в истории: динамическая и статическая концепции.
| 3, 4, 6, 13, 20,
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| ОК-1: З.2
| тест
| О-1: У.2
| анализ философского текста
| ОК-1: В.2
| Эссе «мир един»?
|
| Раздел 4 Гносеология и методология науки
| 4.1
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З3, У3, В3.
| 4.2
| Содержание раздела
Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Познание и практика. Философия и методология науки. Рост научного знания и проблема научного метода.
| 4.4
| Планы практических/семинарских занятий
| 4.4.1
| Тема.
Проблемы гносеологии.
| Познание как предмет философского анализа. Основные формы и методы познания.
| 2, 4, 6, 9, 11, 13, 20
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| ОК-6: З.3
| тест
| ОК-6: У.2
| кейс-задача: «Ум - чистый лист бумаги» или «я мыслю, следовательно, существую»?
| ОК-6: В.3
| Эссе. «Чувственное и рациональное: проблема достоверности знания»
| 5
| Раздел 5 Антропология
| 5.1
| Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции)
З4, У4, В4.
| 5.2
| Содержание раздела.
Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса.
| 5.4
| Планы практических/семинарских занятий
| 5.4.1
| Тема.
Природа и сущность человека.
| Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке: деятельность, разумность; человек, индивид, индивидуальность, личность; антропосоциогенез и его комплексный характер.
| 2, 5, 7, 16, 17, 19
| Паспорт оценочных средств по разделу
| Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка
| Наименование оценочного средства
| ОК-1: З.4
| тест
| ОК-1: У.4
| Эссе: «человек-масса» или «человек-личность»?
| ОК- 1: В.4
| дискуссия
| | | | | | | |
3 СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по дисциплине структурированное по темам (разделам)
Таблица 5
Образец заполнения по традиционной форме
|