Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации по изучению дисциплины. Методические рекомендации по изучению дисциплины






Методические рекомендации по изучению дисциплины

Геополитика – наука о контроле над пространством, внешняя политика государства, опирающаяся на учет географических данных. Геополитика представляет собой дисциплину, взвешивающую и оценивающую конкретную ситуацию, в которой находится государство, она всегда нацелена на будущее. Она анализирует основные направления, теории, концепции, модели и гипотезы политического развития. Современная геополитика представляет собой одну из сфер политологии ХХ и XXI веков.

Цель преподавания курса: на основе современных достижений отечественной и зарубежной историографии студент должен усвоить логику изменения геополитических процессов ХХ века, их закономерности и тенденции развития.

В процессе изучения курса:

студенты изучают историю формирования геополитической мысли;

современные геополитические школы и концепции; сущность и

современное понимание геополитики; основные геополитические центры

современности; место и роль Центральной Азии в формирующейся

геополитической структуре мира;

студенты учатся ориентироваться в многомерном геополитическом процессе современности, четко зная фактический материал; анализировать любое геополитическое изменение;

студенты развивают навыки поиска необходимых для исследования источников и соответствующей научной литературы; отбора, проверки,

анализа фактов общественной жизни; логичного (устного и письменного) изложения геополитического материала; выполнения основных видов письменных работ (аннотация, рецензия, обзор, реферат, научный доклад и т.д.).

Студенты так же развивают навыки поиска необходимых для исследования источников и соответствующей научной литературы; отбора, проверки,

анализа фактов общественной жизни; логичного (устного и письменного) изложения теоретического материала; выполнения основных видов письменных работ (аннотация, рецензия, обзор, реферат, научный доклад и т.д.).

Студенты в течении семестра вовремя сдают все письменные задания (эссе, контрольные), обязательно участвуют в дебатах и готовят презентации по предложенным темам. Для успешной сдачи итоговой аттестации и закрепления пройденного материала необходимо следовать следующим методическим рекомендациям:

1. Исследовать последние научные поступления по проблемам мировой интеграции.

2. Посещать и заниматься в библиотеках с периодическими изданиями по РК и зарубежью.

3. Проводить сравнительный анализ первоисточников по заданным темам.

4. Проводить мониторинг изданий в Интернете и СМИ.

Как подготовиться к коллоквиуму. В практике высшей школы в качестве одного из методов проверки самостоятельной работы студентов по теоретическим курсам широко изпользуются коллоквиумы. На наш взгляд, проводить такие коллоквиумы целесообразно в конце изучения каждого раздела курса и особенно по темам, по которым не удается организовать семинарские или практические занятия. В качестве вопросов для коллоквиума могут быть использованы вопросы, предусмотренные в планах семинарских занятий. В этом случае каждый студент должен самостоятельно изучить указанную литературу и подготовить ответы, подлежащие обсуждению на коллоквиуме.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части и озоглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражает ли пункт плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования.

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении посторайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.

Рекомендации к семинарским занятиям. Для подготовки к занятиям и успешному участию в них студентам я предлагаю ряд общих рекомендаций:

1) чтение лекционного материала;

2) чтение и анализ материалов по теме семинарского занятия в учебных пособиях и хрестоматиях с составлением конспекта ответа на вопросы;

3) чтение и анализ научной литературы по теме семинара с составлением конспекта ответа на вопросы;

4) изучение терминологии по словарям с конспектированием наиболее важных терминов;

5) конспектирование работ философов или цитат по данной теме;

6) перескажите записанные ответы устно, опираясь на конспект;

7) активно участвуйте в обсуждении вопросов по теме семинарского занятия, показав свои умения анализировать и излагать материал

 

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений сферы международых отношений:

1. Причины возникновения явления: противоречия, потребности, интересы сторон.

2. Содержание явления, его развитие: факторы, борьба за разрешение противоречий.

3. Характер системы международных отношений, её договорно-правовая база.

4. Причины определенного исхода в развитии явления.

5. Последствия развития и значение явления.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия или республика.

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство.

4. Структура органов власти: глава государства и его полномочия, законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы, соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти, местные органы власти.

5. Права граждан: избирательное право, политические права и свободы, личные права и свободы, возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения.

7. Краткая обобщенная оценка политического строя и перспектив его развития.

Также предлагаем перечень некоторых журналов и газет, которые необходимы при изучении курса:

Издания РК

- Дипломатический курьер. Издание МИД РК, 1996-2004;

- Казахстанская правда, 1991-2009; Казахстан-Спектр, 1997-2010;

- Саясат, 1995-2010;

- Континент, 1999-2010;

- Вестник КазНУ, серия «Международные отношения и международное право»;

Журналы РФ

- «Азия и Африка сегодня»;

- «Восток» (до 1990 г. – «Народы Азии и Африки»);

- «Мировая экономика и международные отношения»;

- «Международная жизнь». Москва;

- « Новая и новейшая история».

 

Материалы для самостоятельной работы обучающегося (СРО):

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал