Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие налога и сбора в российском праве.






В соответствии со ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и ли оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки налога: индивидуальная безвозмездность, безвозвратность налога, материальная обусловленность, обеспечивается государственным принуждением, вносится в бюджет по установленным ставкам, в определенные сроки и указанным в законе способом, имеет юридическую конструкцию, используется на государственные и общественные цели.

С помощью налогов государство решает экономические, политические и другие общественные проблемы, реализация практического назначения налогов осуществляется посредством функцийналогообложения, важнейшими из которых являются фискальная и регулирующая.

Фискальная функция означает формирование государственных до­ходов путем аккумулирования в бюджете и внебюджетных фондах денеж­ных средств для финансирования общественно необходимых потребностей. Расходование этих средств производится на социальные услуги и хозяйст­венные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, администра­тивно-управленческие расходы, платежи по государственному долгу.

Регулирующая функция призвана решать те или иные задачи нало­говой политики государства посредством налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние системы налогообложения на инвестици­онный процесс, предпринимательскую деятельность, спад или рост произ­водства, а также его структуру.

С регулирующей функцией тесно связаны социальная и контрольная функции.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налого­обложения и реализуется посредством: неравного обложения налогом разных сумм доходов (использова­ние прогрессивной шкалы налогообложения); применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья); введения акцизов на предметы роскоши.

Контрольная функция налогообложения позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах, таким образом, влиять на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики.

Налоги можно классифицировать по различным основаниям.

По территории взиман ия налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Федеральные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, они устанавливаются налоговым кодексом Российской Федерации. Региональные налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. Вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации, которые определяют: льготы по региональным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам. Местные налоги обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования. Вводятся в действие нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, которые определяют: льготы по местным налогам и сборам, ставку налогов в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налогов, формы отчетности по соответствующим налогам.

По субъектному составу налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами и налоги, уплачиваемые организациями.

Распространено деление налогов по критериям «техниче­ского» характера, т.е. в зависимости от порядка исчисления и взимания налога налоги делятся: на прямые и косвенные; личные и реальные; пропорциональ­ные и прогрессивные (регрессивные). Под прямым налогомпонима­ют любой налог, который налагается непосредственно на лиц и их имущество и который переходит непосредственно от уплачивающего налогоплательщика субъекту, уполномоченному осуществлять взима­ние. Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные(например, на­лог на доходы физических лиц) и реальные(налог на землю, на имуще­ство физических лиц и т.п.). Личные налоги непосредственно направ­лены на оценку налогоспособности конкретного плательщика и при­званы в наибольшей степени принимать во внимание его личную экономическую ситуацию: полученные доходы и понесенные расхо­ды. Реальные налоги в большей степени должны быть наце­лены на вещь, на налогооблагаемый предмет, наличие которого в рас­поряжении налогоплательщика уже само по себе свидетельствует о некотором уровне его платежеспособности, что и учитывается при взимании реального налога. Косвенные налоги налагаются в общем на объекты по­требления (товары), оказываемые услуги или выполняемые работы и только с этого момента могут быть выплачиваемыми косвенно теми, кто хочет потреблять определенные товары, работы или пользоваться услугами, облагаемыми налогом.

В соответствие с п. 2 ст. 8 Налогового Кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государ­ственными органами, органами местного самоуправления, иными уполно­моченными органами и должностными лицами юридически значимых дей­ствий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Данная легальная дефиниция является определенным нововведением в сфере налогового права. Ранее в российском законодательстве от­сутствовало общее определение сбора.

Многие авторы дают определения сбо­ра и (или) пошлины путем указания на их признаки, черты, отличаю­щие их от налога. Так, отмечается, что сборы и пошлины отличаются от налогов по значению для бюджета; по цели; по обстоятельствам, в связи с которыми уплачиваются; по характеру обязанности платель­щиков; по периодичности; по возмездности. Различие между сбором и пошлиной видится в том, что сбор — платеж за обладание особым правом, пошлина — плата за совершение в пользу плательщиков юри­дически значимых действий.

55). Правовая категория «налоговая система» — это научное понятие, которое выступает как инструмент научного мышления и служит для отображения объективной сути правовых явлений. Она представляет собой сложное по структуре и формированию системных связей образование. Входящие в налоговую систему элементы это не конгломерат разрозненных образований, а сложная, динамично развивающаяся совокупность интегрированных в нее со­ставляющих. Образующие налоговую систему элементы неодинаковы по своему значению, самостоятельности, нормативно-правовому оформлению, но, в то же время, они подчинены некоторым общим закономерностям и характе­ризуются единством. Ценность правовой категории нало­говой системы в том, что она позволяет увидеть и понять процессы, связанные с отношениями двух противополож­ных сторон - государства и налогоплательщика, а также выявить и обосновать границы публичного и частного ин­тересов с этой сфере. Особое значение имеет четкое представление функционального назначения налоговой систе­мы, выявление позитивных и негативных явлений, прояв­ляющихся при ее реформировании.

В составе налоговой системы можно выделить следующие элементы: юридическая конструкция налога как первооснова формирования налоговой системы (выделена из системы налогообложения, с тем, чтобы подчеркнуть особую роль правовой категории как системообразующего элемента); система налогообложения государства, формирующая на основе объединения юридических конструкций всех установленных и введенных налогов; нормотворческая деятельность представительных органов власти в сфере налогообложения; система налоговых органов; налоговый контроль; налоговая политика государства; налоговая культура населения государства.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал