Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политический процесс: сущность, структура, стадии.






1. Понятие политического процесса и его структура.

2.Режимы (стадии) политического процесса и их характеристика. Особенности принятия политического решения.

3. Типология политических процессов.

 

1. Динамичность современной политической жизни обусловливает все более активное использование в политической науке категории “политический процесс”. Это понятие является однимиз центральных и самых употребляемых в курсе политологии. Иногда понятие “политический процесс” выводится из его сопоставления с общественными процессами в целом. Под последними понимается естественный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если хотя бы один из субъектов этих событий является политическим, тогда такой процесс называется политическим. Часто под политическим процессом понимается просто политика, противопоставленная какой-либо другой сфере общественной жизни. Однако такое представление мало дает для понимания сущности политического процесса.

В современной западной политологической литературеможновыделить несколько основных подходов к изучению политического процесса. Так, представители институционализма (М. Дюверже, С. Хантингтон и др.) связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Второй подход к исследованию политического процесса можно назвать бихевиористским (поведенческим). Его сторонниками являются Г.Лассуэлл, Дж. Кетлин и др. Они рассматривают политический процесс как поведение и деятельность людей, направленные на завоевание и использование власти в личных и общественных целях. Представители необихевиоризма в анализе политических процессов отдают приоритет не функционированию и эволюции институтов власти и управления, а политическому поведению групп интересов, трансформации статусов и влияния отдельных группировок политической элиты. Бихевиористские методы политического исследования достаточно эффективны в анализе локальных политических процессов. С труктурный функционализм и е го сторонники (Г.Алмонд, Д.Аптер, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.) понимают политический процесс как результат совокупного функционирования всей политической системы и отдельных ее элементов. Функциональные процессы переводят политическую систему из одного состояния в другое. Источником изменений в политическом процессе выступают воздействия, требования социальной среды. Структурно-функциональная методология в состоянии описать политические процессы в сложных обществах с эффективными, десятилетиями совершенствовавшимися каналами представительства заинтересованных групп в политической сфере. Однако ее надежность низка при исследовании политических процессов, жестко детерминированных традициями, самобытными социокультурными факторами политического поведения основных социальных и этнических групп. Д. Истон, стоявший у истоков системной методологии в политологии, трактует политический процесс как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей ее среды в целях формирования приемлемых решений. Такой подход весьма плодотворен, поскольку ориентирует исследователя на изучение взаимодействия политической системы с внешней средой. Вместе с тем при описании сложных переходных процессов он требует уточнения, определяющего меру политических изменений, качественно преобразующих наличный баланс сил в обществе. Получил распространение и конфликтный подход к трактовке политического процесса. Его сторонники – Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулдинг и др. – представляют политический процесс как процесс борьбы, соперничества тех или иных субъектов политики по различным политическим вопросам. Результатом этой борьбы является изменение состояния сил на политической арене, появление новых политических субъектов и т.д. Р. Дарендорф, например, делает акцент на динамике соперничества групп за статус и ресурсы власти.

Традиционным и наиболее распространенным в отечественной политологии является следующее определение политического процесса. Итак, политический процесс - это совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, преобразование и функционирование политической системы общества. Иначе говоря, политический процесс – это динамическая характеристика политической системы, совокупной деятельности всех субъектов политики. Это широкое понимание политического процесса, оно охватывает всю сумму политически значимых действий и всех включенных в него участников.

В узком смысле политический процесс может рассматриваться в одном из следующих значений: процесс отправления публично-властных полномочий; совокупность действий, направленных на достижение определенных целей; совокупность операций по принятию и исполнению политико-управленческих решений и т.д. Понятие “политический процесс” употребляется и для характеристики одного из видов общественных процессов, в отличие от правового, экономического, идеологического и других процессов; и для обозначения конкретного с конечным результатом политического действия определенного масштаба (формирование какой-либо партии, проведение выборов и т.п.). Все эти подходы раскрывают каждый по-своему содержание и особенности политического процесса, которые могут быть самыми разнообразными.

Но для политической науки, с точки зрения содержания ее теоретических основ, первостепенное значение имеет понимание политического процесса в широком смысле как формы функционирования политической системы общества, эволюционирующей в пространстве и времени. Если политическая система – это как бы статичное понятие, охватывающее состояние политической жизни в данный конкретный момент, то политический процесс отражает динамику политической системы, ее внутренние и внешние изменения, переход от одного состояния к другому. Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, «завоевывает» общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

Политический процесс имеет соответствующую его содержанию внутреннюю структуру, которая включает следующие элементы:

1) субъект процесса, т.е. носитель реальной власти, которому власть делегирована;

2) объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

3) средства, ресурсы процесса, методы, способы, которые использует субъект для достижения цели, они выступают связующим звеном между субъектом и объектом.

В качестве ресурсов политического процесса могут выступать его материальные и идеальные основы: технические и финансовые средства, наука, знание, настроения масс (участников процесса), их идеология, общественное мнение и другие факторы.

Структуру политического процесса можно представить как многоуровневое взаимодействие политических институтов (включая государство как их основной элемент). Другим структурным элементом политического процесса являются внеинституциональные формы политического участия, непосредственно определяемые традициями, стереотипами, характером и уровнем политической культуры.

Субъекты политики (отдельные личности, социальные группы, партии, движения и др.) организуют свое участие в политическом процессе на определенных принципах. Они могут быть различными, но в правовом государстве их объединяет критерий законности и соответствие нормам права. На данной основе происходит согласование направленности политического процесса. Организация политического процесса начинается с замысла, идеи процесса, разработки его концепции, которую затем субъект процесса должен преобразовать в теорию. Ее разработка включает целеполагание, выбор цели, ее идеализацию, формирование в наиболее полной, ясной форме, отвечающей концепции процесса. В соответствии с целью и замыслом намечаются задачи политического процесса, его субъекта и исполнителей; выбираются средства, ресурсы, методы политического процесса и определяются его пространственные и временные характеристики (темпы, масштабы процесса, число участников, их состав и т.д.). Само же осуществление политического процесса реализуется только через активную политическую деятельность.

2. В политологической литературе выделяются следующие режимы существования (протекания) политического процесса: режим функционирования, режим развития и режим упадка. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями. Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан. И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это «регрессивная метаморфоза» политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность.

Одним из важнейших этапов политического процесса является принятие политических решени й. Речь идет не только о принятии, но и исполнении политических решений и контроле за их реализацией. Политические решения по своей сути являются выражением политических интересов определенной социальной группы. При принятии политического решения обязательно определяются цель и средства ее достижения, связанные с функционированием политической власти. При этом возможна ситуация, когда официальные институты, на первый взгляд несущие ответственность за процесс принятия решений, на самом деле лишь марионетки. Поэтому за формальными институтами политической власти, ответственными за принятие решений, необходимо видеть силы, стоящие за ними, интересы которых выражают принимаемые решения.

Процесс принятия политических решений обычно рассматривают на двух уровнях: перспективных целей; частных целей иих претворения в жизнь. Определение отдаленной цели предусматривает оценку действующих на политической арене сил, их перспективных интересов, общего хода исторического развития, характера политического режима и т.д. Основная сложность принятия и реализации политических решений на этом уровне – фактор времени, т.к. результаты принятого решения станут ясны через большой промежуток времени. И в случае негативных результатов получится, что целый период развития общества был топтанием на месте или даже шагом назад.

В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория, рассматривающая данный процесс как специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. На уровне выдвижения частных целей решаются задачи конкретного этапа развития данной политической системы. В этом случае принятие решений проходит ряд последовательных действий, каждое из которых выражает определенные его фазы, составляющие механизм принятия и реализации политических решений:

1) Анализ проблемной ситуации. Исходным пунктом здесь является получение сигнала о неудовлетворенных общественных потребностях, возникших проблемах, требующих разрешения. Это могут быть объективные показатели (статистические данные) или субъективные факторы (высказывания политических лидеров, ощущение неустойчивости своего положения и т.д.). Большое значение в данном случае принадлежит сбору информации. Завершается анализ проблемной ситуации постановкой проблемы и увязываниемее с д ругими стоящими перед обществом проблемами.

2) Формулирование решения. Здесь имеет место уточнение, оценка решения, оформление его в определенную нормативно-правовую форму (закон, указ и т.д.). Обычно это происходит в форме открытого обсуждения и голосования в представительных органах власти. Однако возможно и всенародное обсуждение (референдум), опросы общественного мнения и т.п..

3) Принятие решения. Существуют различные способы принятия политических решений. Это связано с тем, что наиболее эффективный способ принятия решений приходится выбирать применительно к конкретной ситуации данной политической системы. Назовем лишь наиболее распространенные:

а) Принятие решения в экстремальных ситуациях, в максимально короткие сроки. Оно может осуществляться посредством давления, принуждения, угрозы и т.д.;

б) Система выборов, голосования по принципу большинства является наиболее распространенным способом принятия политических решений для современных демократических политических систем. Однако этот способ не исключает возможности манипуляций;

в) Консенсусный способ принятия политических решений получает все большее распространение. Без давления, принуждения, при полном согласовании интересов всех или хотя бы большинства социальных групп происходит принятие решений, кото­рые устраивают всех. Данный способ наилучшим образом обеспечивает стабильность политической системы.

4) Реализация решения. В современных условиях для этой фа­зы все большее значение приобретает формирование положительного общественного мнения. Его важность определяется тем, что без одобрения со стороны большинства населения любое решение, даже принятое на самом верхнем этаже власти, остается элементом дискуссии, а не легитимным решением.

Реализация политических решений отражает важный аспект функционирования политической власти. Для успешного претворе­ния в жизнь уже принятых решений необходимо выполнение ряда ус­ловий: политическое руководство должно последовательно добиваться выполнения принятых решений; умение политического руководства мобилизовать необхо­димые средства, материальные и человеческие ресурсы для реализации решений; его способность обеспечить поддержку тех групп общества, которые могут содействовать исполнению принятых решений, и нейтрализовать те действия, которые не позволяют провести принятое решение.

5) Контроль за выполнением решения. Он может осуществляться как со стороны властных структур, так и со стороны общества. Это так называемый государственный и народный контроль. Осуществление контроля позволяет оценить правильность решения, выяснить результаты его реализации и определить новые возникающие проблемы.

Этап принятия и исполнения политико-управленческих решений закономерно сменяется этапом контроля за функционированием политической системы. Это своеобразная корректировка развития политической системы в соответствии с ее собственными принципами и интересами самих участников политического процесса. Она предусматривает сведение к минимуму отклонений данного политического процесса, его политических институтов и участников от заданных им целей. Контроль за функционированием политической системы осуществляется, во-первых, со стороны государственных учреждений и, во-вторых, со стороны граждан, т.е. “контроль снизу”. Общественный контроль выполняет роль обратной связи в общем движении всего политического процесса.

 

3. Выделение типов политических процессов может происходить по самым различным основаниям, зависящим как от цели, которую ставит перед собой исследователь, так и от некоторых объективных параметров, таких как, например, тип политического режима, масштабность политических изменений и т.д. Первичным основанием типологизации, по мнению ряда исследователей, выступает социокультурный контекст политического процесса, так или иначе проявляющийся в других основаниях классификации.

С содержательной точки зрения, по объектам воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические (международные) и внутриполитические. Они различаются специфической предметной сферой, особыми способами взаимодействия субъектов, функционирования институтов, тенденциями и закономерностями развития. Так, внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов во многих странах существенно различается. Оно зависит от форм правления и устройства конкретных государств, существующих там политических режимов и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса является соотношение в стране социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением.

В зависимости от характера преобразования власти, темпов и длительности изменений выделяют эволюционный и революционный политические процессы. Для эволюционного процесса характерны длительные изменения, постепенное разрешение накапливаемых противоречий и рационализация конфликтов, устойчивость механизмов принятия решений. При революционном процессе осуществляются быстрые и глубокие преобразования, используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру, явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления. Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и потому политическая активность населения развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кандидатов, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. С точки зрения организации политической власти можно вести речь о демократических и недемократических политических процессах. Условиями функционирования и развития демократического политического процесса являются политический плюрализм, правовое государство, разделение властей, наличие в обществе прав и свобод граждан, гласности в действиях государства, партий, гражданской политической культуры. Недемократические процессы отличаются между собой в зависимости от того, кто находится у власти – теократические или военные группировки, авторитарные правители, монархи или же партии различных ориентаций. С позиции устойчивости политической системы выделяют стабильный и нестабильный политические процессы. Стабильный процесс характеризуют устойчивые институциализированные формы поведения граждан, отработанный механизм принятия решений, легитимность режима, отсутствие массовых протестов и других конфликтных ситуаций. Он основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, доверии граждан власти. Всех участников политического процесса объединяет приверженность демократическим ценностям, они настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений. Стабильность политических процессов велика там и тогда, где и когда гражданское общество обладает высоким уровнем независимости от властей, а правительство постоянно реагирует на общественное мнение, идет навстречу интересам масс.

В условиях кризиса власти, утраты ею легитимности возникает нестабильный политический процесс. Причинами нестабильности могут быть спад производства, социальные конфликты, неудовлетворенность тех или иных социальных групп своим общественным положением и т.д. Она проявляется в резком колебании предпочтений электората, в активности оппозиции, в острой критике правительства, в перекосах политики. Иногда переход общества к новым формам развития тоже приводит к нестабильности политического процесса из-за отсутствия ясной и четкой программы такого перехода или неподготовленности ресурсов (например, горбачевская перестройка). Нестабильный политический процесс характерен для многих стран СНГ, где нестабильность принимает хронический, затяжной характер.

 

 

Контрольные вопросы:

1. Определите соотношение понятий “политический процесс” и “политическая жизнь”.

2. Политический процесс и политическая система общества. В чем проявляется взаимодействие этих понятий?

3. Каковы основные стадии политического процесса?

4. Какие этапы проходит процесс принятия политических решений?

5. Какова классификация политических процессов?

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал