Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные подходы и методы, применяемые в логистике.






Методологической основой сквозного управления потоковыми процессами является системный подход. Он представляет собой комплекс­ное рассмотрение явлений, ситуаций или объектов как единого целого с по­зиций системного анализа.

Системный подход предполагает рассмотрение изучаемого объекта как комплекса взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрытие его интегративных свойств, полного множества его существенных внутренних и внешних связей. Математический анализ экономических процессов подтверждает возможность и определяет условия совокупной оптимизации как структурных частей системы, так и логистической системы в целом.

Системный подход не выражается в виде конкретной строгой методологической концепции. Его можно охарактеризовать как совокупность определенных принципов, соблюдение которых позволяет целенаправленно сориентировать теоретические исследования и практическую деятельность.

В процессе создания логистических систем необходимо руководствоваться следующими положениями системного подхода.

· Ликвидация несоответствий между интересами, целями, задачами и показателями логистической системы как целого и ее отдельных подсистем;

· Поддержание в состоянии динамического баланса ресурсных, информационных и других характеристик проектируемых или действующих систем, которые выражаются через соответствующие количественные и качественные показатели;

· Соблюдение последовательности продвижения по этапам анализа или создания логистических систем.

Широкое применение в логистике нашли также следующие подходы частного порядка, которые можно рассматривать в качестве фрагментов системного подхода (каждый из них в отдельности обычно малопродуктивен – необходимо методологически сбалансированное совместное использование этих инструментов):

· макроподход;

· микроподход;

· детерминированный подход;

· стохастический (вероятностный) подход;

· статический подход;

· динамический подход;

· функциональный подход;

· экспериментальный подход.

При макроподходе логистическая система рассматривается как единое целое. В этом случае внутренняя структура и взаимосвязи в отдельных хозяйственных образованиях и процессах не принимаются во внимание. Изучаются лишь выходы и входы в целостную структуру системы, а также процессы, протекающие в логистической среде на аналогичном структурном уровне.

Микроподход же предполагает изучение внутренней среды объекта и управление протекающими в нем процессами. При этом исследуются его внутренняя структура и связи между его подсистемами и элементами.

Детерминированность системы предполагает полную предсказуемость результатов логистических процессов при заданных начальных условиях. Это становится возможным, когда система отработана до такой степени, что неконтролируемое влияние воздействующих на конечные ре­зультаты факторов сведено до приемлемого минимума за счет высокой устойчивости и адаптивности системы в целом и ее компонентов.

Стохастический или вероятностный подход означает, что под влиянием внешних и внутренних факторов и случайных воздействий результаты функционирования реальных логистических систем могут принимать неустойчивый характер. Это обусловлено наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и в отношениях с окружающей средой. В связи с этим в процессе принятия решений необходимо принимать во внимание степень согласованности общих целей системы и ее функциональных подсистем с состоянием внешней среды и зависимость от нее. Чем ниже степень согласованности и уровень интеграции с внешней средой, тем выше вероятность и величина ошибок в оценках ожидаемых результатов и их отклонений от запланированных значений.

Статический подход. Этот подход помогает исследовать логистические системы по состоянию на определенный момент времени. Он привлекает простотой реализации, так как на порядки снижает размерность объекта исследования и предполагает использование в основном простых аналитических методов. Чаще всего он применяется для анализа медленно эволюционирующих внутренне стабильных объектов, функционирующих в устойчивой среде.

Динамический подход. В отличие от статического подхода динамический означает изучение логистических систем, подсистем и их взаимосвязей в развитии, в непрерывном движении под влиянием действующих тенденций во внутренней и внешней среде.

Функциональный подход. Он важен для анализа функционирования логистических систем и подсистем. При его использовании оперируют двумя основными понятиями: процессом функционирования системы и законом функционирования системы.

Процесс или, другими словами, режим функционирования логистической системы показывает изменения в ее состоянии, которые выражаются изменением комплекса признаков, характеризующих логистические аспекты этой системы.

В качестве закона функционирования выступает совокупность правил и определенная последовательность действий, обусловливающих достижение определенного результата. Зная законы функционирования логистических систем, их исходное состояние, можно разрабатывать модели, прогнозы и планы их дальнейшего развития. С другой стороны, при заданных конечных результатах они позволяют формировать обоснованные планы и программы для их достижения.

Экспериментальный подход в логистике. Он предполагает проведение необходимых исследований путем активного вмешательства в ход логистических процессов и дальнейшего наблюдения за результатами. Этот подход используется при исследовании логистических объектов в случае отсутствии достаточно полной, опробированной и формализованной теории их поведения. Системная реализация методов и приемов, соответствующих этому подходу, помогают понять сущность изучаемых процессов и проблем.

Традиционные подходы к созданию сложных систем предполагают переход от частного к общему (индукцию), и поэтому они носят названиеиндуктивных. Создание систем и подсистем при индуктивных подходах осуществляется путем слияния отдельных элементов, которые уже имеются или разрабатываются отдельно. Процесс создания целостной системы в этом случае состоит из трех этапов.

На первом этапе определяются цели отдельных подсистем и форма­лизуются задачи, которые необходимо решить силами и в рамках этих подсистем.

Далее, на втором этапе, анализируются потоки любого рода, необходимые для жизнедеятельности этих подсистем. Данный анализ является основой для формирования совокупности внутренних и внешних связей создаваемой системы. Одновременно формируется система информационного обеспечения ее функционирования.

На третьем этапе из имеющихся составных элементов образуются требуемые функциональные подсистемы, совокупность которых путем подстройки характеристик входных и выходных контактирующих узлов состав­ляет более или менее работоспособную систему.

Отличительной чертой логистического подхода является то, что он предполагает последовательный переход от общего к частному. В этом случае начальной точкой исследований и базой для формирования критериев управления является конечная цель, для достижения которой создается логистическая система. Если логистическая система еще не создана, то алгоритм действий для этого можно свести к четырем этапам.

На первом этапе устанавливаются общие цели будущей логистической системы, определяется круг проблем и задач, требующих решения, устанавливаются конкретные показатели, отражающие конечные и промежуточные результаты функционирования всей системы.

На втором этапе проводится содержательный анализ системных целей и задач, влияния внешних и внутренних факторов, определяются требования, которым должна соответствовать логистическая система, ее подсистемы и элементы, а также условия и ограничения, в которых она будет функционировать.

На третьем этапе, руководствуясь целями, задачами, требованиями, проектируются варианты моделей логистической системы и ее подсистем. Затем осуществляется отбор наиболее эффективных моделей.

На четвертом организационном этапе создаются и преобразуются структурные элементы сначала общесистемного значения, а затем подсистемного. Далее осуществляется формирование единой логистической системы и структуризация ее на подсистемы.

Исходя из того, что объектом изучения логистики являются материальные, денежные, информационные и другие потоки, в процессе управления ими приходится решать задачи по оптимизации пути от первичного источника до конечного потребителя.

В логистике как науке, находящейся на стыке экономики, менеджмента, кибернетики, социологии и психологии широко используется вся совокупность методов и видов анализа, которые разработаны и применяются для решения общих или локальных задач в сферах производства и обращения. Среди них нельзя выделить более или менее важные. Каждый из них в определенной ситуации может играть решающую роль в достижении поставленных целей.

С точки зрения логистики по ряду характерных признаков все методы можно условно объединить в три группы:

· Экономико-математические методы;

· Методы прогнозирования;

· Неформальные методы.

Особую значимость для логистики в 1-й группе имеют методы разработки оптимальных решений. Они применяются в управлении логистикой для повышения качества принимаемых решений. Практически эти методы можно рассматривать как разновидности моделирования. Специфичность именно данной группы методов обусловлена необходимостью выбора одного наиболее эффективного варианта из нескольких имеющихся.

Очень часто в управлении логистикой приходится принимать решения в условиях неопределенности. Эти задачи возникают при действиях в не полностью известной ситуации. При этом субъект может принимать решение по выбору одной из возможных стратегий поведения. Последствия возможных решений зависят не только от принимающего их лица, но также и от неизвестного фактора, который интерпретируется как «стратегия природы» или же, как лицо, активно противодействующее принимающему решение. Для первой ситуации наибольший эффект дает применение теории статистических решений и теории управления случайными процессами, для второй ситуации — теория игр.

Методы прогнозирования. Они основаны на принятии различного рода вероятностных суждений (допущений) о будущем состоянии актуальных объектов, необходимых для обоснованного управления ими в условиях неконтролируемого будущего. Кроме ряда допущений, касающихся настоящего времени, методы прогнозирования, как правило, опираются на опыт прошлого. Практическое применение их в задачах логистики имеет большое значение, а диапазон охватываемых проблем необычайно широк.

Так, прогнозирование на уровне макроэкономики применяемое для определения общего состояния экономики, а также ее ведущих тенденций, помогает правильно выбрать стратегию и тактику в будущем периоде и настроить соответствующие логистические системы на наиболее эффективное функционирование в ожидаемых условиях.

Прогнозы развития в области технологии помогают выбрать правильную ориентацию в развитии логистических систем, т.е. оптимизировать принимаемые инновационные и инвестиционные решения, в частности, они позволяют заблаговременно и с минимальными погрешностями оценить эффективность внедрения перспективных технологий.

Прогнозы развития конкуренции позволяют предусмотреть стратегические и тактические действия конкурентов. Это позволяет свести к минимуму их негативные последствия за счет адекватных изменений в логистических системах и адаптации последних к новым условиям.

Ситуационные прогнозы (на основе опросов и исследований) дают возможность выявить, что произойдет в сложных динамических ситуациях в различных областях логистической деятельности при резких изменениях в технологии, экологических стандартах, политической обстановке и т. д. Это позволяет оперативно адаптироваться к новым требованиям реальной действительности в ожидаемых ситуациях.

Социальное прогнозирование существенно для логистических систем ввиду неизбежности влияния изменений в социальных установках людей и их мотивации на экономику в целом и положения на конкретных рынках. Готовность к квалифицированному отклику на подобные изменения дает преимущество перед конкурентами за счет гибкого применения в своей деятельности методологии и инструментария логистики.

Совокупность методов прогнозирования можно разделить на две категории: количественные и качественные методы.

Типичными представителями количественных методов прогнозирования являются:

· анализ временных рядов;

· каузальное (причинно-следственное) моделирование.

Наиболее распространенные качественные методы:

· мнение жюри;

· метод экспертных оценок;

· модель ожидания потребителя;

· совокупное мнение сбытовиков и др.

Применение логистики в организации производственно-хозяйственной деятельности дает возможность руководству предприятия не только выбрать ключевые направления своей политики, но и успешно управлять деятельностью микросистемы в целом, добиваться высокой эффективности ее функционирования в соответствии с выбранной стратегией.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал