Примеры программа семинаров для различных групп слушателей.
Реализация Авторской программы осуществляется по темам, актуальным для Заказчика и исходя из его внутренних потребностей. В данном разделе представлены возможные темы под различные направления деятельности, для различных целевых групп и целей обучения.
«Восхождение к сотворчеству» (1 день, 8 уч.часов)
Состав группы – 20-25 чел. (педагоги начальной и средней школы)
Цель: формирование у слушателей навыков некоторых элементов ТРИЗ-Педагогики в образовательном процессе.
№
| Наименование темы
| Кол-во
уч.часов
|
| ТРИЗ – технология инноваций.
|
|
| Школа инноваций – школа будущего (системный подход).
|
|
| Решение творческих задач (Сборники задач, игры, Креатив-бой).
|
|
| Творческая активность учащихся (примеры из практики).
|
|
| Технология решения педагогических задач по ТРИЗ (практика).
|
|
| Обзор литературы по ТРИЗ
|
|
| Международная Ассоциация ТРИЗ. Сертификация в МА ТРИЗ
|
|
«Инновационное восхождение. Прототипирование с ТРИЗ» (2 дня, 18 уч. ч.)
Состав группы – до 20 чел. (учащиеся 12-16 лет и преподаватели ЦМИТ, студенты и тьюторы Технопарков, тьюторы по 2D графики и 3D-моделированию и печати)
Цель: закрепить навыки практической проектно-исследовательской деятельности, создание инновационных образцов на основе ТРИЗ.
№
| Наименование темы
| Кол-во
уч.часов
| Оборудование
|
| Уровни изобретений. Примеры и тенденции.
|
|
|
| Выбор аналога и прототипа для модернизации. Оценка.
|
|
|
| Морфологический анализ – метод модернизации. МФО.
|
|
|
| 2D графика. Макетирование образца.
|
| Компьютер с 2D
|
| 3D моделирование и печать образца
|
| 3D-принтер
|
| Основы ТРИЗ: противоречие, ИКР, ВПР, Стандарты-76.
|
|
|
| Поиск новых решений в модернизации образца.
|
|
|
| Основы патентоведения. Разработка формулы патента.
|
|
|
| Оформление результата работ. Презентация.
|
|
|
Примечание: Для реализации программы привлекаются тьюторы ЦМИТ и Технопарка, владеющие технологиями 2D графики и 3D моделированию и печати.
«Творческое воспитание и образование молодежи на базе ТРИЗ» (3 дня, 24 уч.ч.)
Состав группы – 20-25 чел. (преподаватели ЦМИТ, Бизнес-школ, ВУЗов).
Цель: формирование у слушателей навыков практического применения инструментов ТРИЗ для педагогической деятельности в работе с молодежью.
№
| Наименование темы
| Кол-во уч.часов
|
| Проблемы творческого воспитания и образования
|
|
| Роль познавательных и творческих способностей
|
|
| Введение в ТРИЗ (история создания, структура)
|
|
| Приемы разрешения противоречий
|
|
| Законы развития систем
|
|
| Приемы и методы развития творческого воображения
|
|
| Способы развития творческого мышления
|
|
| Применение информфонда ТРИЗ в образовательном процессе
|
|
| Зарубежные методы случайного поиска решений
|
|
| Качества творческой личности и методы ее развития
|
|
| Компьютерная поддержка в генерации новых идей
|
|
«Развитие творческого воображения» (1 день, 8 уч.ч.)
Состав группы – до 25 чел. (инноваторы, студенты, ИТР, педагоги, преподаватели)
Цель: освоение приемов и методов развития творческого воображения в практических задачах.
№
| Наименование темы
| Кол-во уч.часов
|
| МФО. МКВ. Морфологический анализ.
|
|
| Метод Гамлета. Этажное конструирование. Метод тенденций.
|
|
| Простые приемы генерации идей.
|
|
| Фантограмма и системный подход
|
|
| Прикладная журналистика
|
| Курс «GB ТРИЗ Практик» (дистанционно 3 недели, очно 4 дня, 32 уч.ч.)
Курс включает в себя: Основы ТРИЗ и Guided Brainstorming. Освоение программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™). Выполнение учебного проекта по реальной задаче участника.
Состав группы – до 20 чел. (участники - ЦМИТ, Технопарк, ВУЗ, Бизнес-школа, ИТР Предприятия)
Цель: освоение элементов ТРИЗ и программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» (Guided Brainstorming Companion™) до уровня, позволяющего самостоятельно решать четко сформулированные проблемы, совершенствовать свои навыки и работать над решением комплексных проблем под руководством ТРИЗ Профессионала.
№
| Наименование темы
| Лекции
| Практики
|
| Знакомство с группой. Исходное тестирование. Обзор курса. Порядок выполнения заданий.
|
|
|
| Введение в ТРИЗ и Guided Brainstorming™:
- Что такое Изобретательская Задача?
- Идеальность — направления поиска
- Ресурсы — ключ к решению
- Изобретательские Приемы
- Противоречия
- Процесс Guided Brainstorming™
|
|
|
| Освоение Изобретательских Приемов
- Ресурсы, Время
- Пространство, Структура
- Условия и Параметры
- Разрешение Противоречий
|
0, 5
0, 5
0, 5
0, 5
|
|
| Практика решения проблемы (работа с ПО «ТРИЗ-Генератор Идей»):
- Цель
- Направление
- Идеи
- Концепция
|
|
|
| Работа с комплексными проблемами участников
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
Примечание:
- Стоимость программного обеспечения «ТРИЗ-Генератор Идей» $98.00 для каждого участника включена в цену курса.
- Участники курса приступают к обучению со своим компьютером. Организаторы курса обеспечивают доступ в Интернет.
- При дистанционном обучении к курсу привлекается эксперт из США. Дистанционное обучение предусматривает ежедневную работу в течении 3-х недель (1-2 часа в день) по выполнению 9-и Упражнений, которые проверяются ТРИЗ Профессионалами. Каждому участнику выдаются соответствующие индивидуальные рекомендации по электронной почте или через Скайп. Курсом предусматривается 7 веб-конференций (1-2 часа) для объяснения материалов, получения рекомендаций от GB ТРИЗ Профессионалов, ответов на вопросы и подведения итогов.
- Участники курса успешно прошедшие подготовку, сдавшие тесты и закончившие свой проект защитой презентацией получают Сертификат «GB ТРИЗ Практик» международного образца от компании Guided Brainstorming LLC.
«Восхождение к сотворчеству. ТРИЗ – технология инноваций» (3 дня, 24 уч.ч.).
Состав группы – 20-25 чел. (методисты и педагоги ОУ, лицеев, ЦМИТ).
Цель: Формирование у слушателей навыков практического применения в образовательной деятельности методологий ТРИЗ и GB TRIZ.
День 1. ТРИЗ
| №
| Время
| Тема
| Примечания
|
| 9.00-9.40
| Регистрация участников семинара
|
|
| 9.40-10.00
| Открытие: приветствие организаторов семинара
|
| 1.
| 10.00-10.30
| Представление, регламент и обзор программы семинара.
|
| 2.
| 10.30-11.30
| Знакомство с группой. Введение в Курс. МПиО. Системный подход к системе образования. Школа инноваций. Примеры открытых задач.
| Обсуждение со слушателями
| 3.
| 11.30-11.40
| Перерыв на кофе-брейк
| Организаторы
| 4.
| 11.40-12.00
| Введение в ТРИЗ, обзор основных инструментов. Неалгоритмические методы поиска идей: МШ, МФО, МА, МКВ.
| Тренинг
| 5.
| 12.00-13.00
| Развитие творческого воображения, особенности курса РТВ. Обзор методов. Фантограмма. Практика применения.
| Тренинг
| 6.
| 13.00-14.00
| Обед
|
| 7.
| 14.00-15.00
| Противоречие. Идеальность систем.Закон повышения степени идеальности. Идеальная школа.
| Обсуждение со слушателями
| 8.
| 15.00 -15.20
| Моделирование задач (ВА) и практика применения.
|
| 9.
| 15.20-15.30
| Перерыв на кофе-брейк
|
| 10.
| 15.30-16.10
| Система стандартов СС-76.
Примеры на применения «СС-76».
| Обсуждение со слушателями
| 11.
| 16.10-17.30
| Информационный фонд – Указатели эффектов (обзор)
|
| 12.
| 17.30-18.00
| Ответы на вопросы. Домашнее задание 1. Резюме за 1-ый день.
|
| 13.
| 18.00-18.30
| Консультации
|
| День 2. ТРИЗ
| 14.
| 10.00-10.30
| Обзор резюме. Ответы на вопросы.
|
| 15.
| 10.30-11.30
| Ресурсный подход (ВПР). Практика поиска ресурсов в решении открытых задач.
| Обсуждение со слушателями
| 16.
| 11.30-11.40
| Перерыв на кофе-брейк
|
| 17.
| 11.30-13.00
| Потребности в инновациях. Примеры на поиск инновационных решений.
| Обсуждение со слушателями
| 18.
| 13.00-14.00
| Обед
|
| 19.
| 14.00-15.00
| Креатив-бой, как прием творческой активности учащихся.
| Тренинг
| 20.
| 15.00-15.10
| Перерыв на кофе-брейк
|
| 21.
| 15.10-16.30
| Обзор учебно-методической литературы по ТРИЗ
|
| 22.
| 16.30-17.40
| Практика.Разбор примеров слушателей.
| Анализ
| 23.
| 17.40-18.00
| Ответы на вопросы. Домашнее задание 2. Резюме за 2-ой день.
|
| 24.
| 18.00-18.30
| Консультация
|
|
| День 3. GB TRIZ
|
| 25.
| 10.00-10.20
| Обзор резюме за 2-ой день. Ответы на вопросы.
|
| 26.
| 10.20-11.30
| Метод структурированных инноваций. Инструменты и процесс генерирования идей.
| Обсуждение со слушателями
| 27.
| 11.30-11.40
| Перерыв на кофе-брейк
|
| 28.
| 11.40-12.20
| Компьютерная поддержка поиска инновационных решений. Софт«ТРИЗ-Генератор Идей».
| Обсуждение со слушателями
| 29.
| 12.20-13.00
| Уровни инноваций. Практика определения уровня.
| Тренинг
| 30.
| 13.00-14.00
| Обед
|
| 31.
| 14.00-15.20
| Правила применения софта в образовательном процессе.
|
| 32.
| 15.20-15.30
| Перерыв на кофе-брейк
|
| 33.
| 15.30-16.30
| Практика работы по решению задач слушателей.
| Тренинг
| 34.
| 16.30-17.30
| Практика. Разбор примеров слушателей.
|
| 35.
| 17.30-18.00
| Подведение итогов семинара. Вручение слушателям сертификатов.
| Организаторы
| Примечание. Возможно изменение программы по ходу проведения семинара.
Слушатели получают раздаточные материалы (в электронном виде):
- Набор наглядный плакатов «Основы изобретательства».
- ТРИЗ: Учебное пособие I уровня.
- Применение технологических эффектов ТРИЗ.
- Типовые приемы устранения технических противоречий.
- Таблица устранения технических противоречий.
- Стандарты на решение изобретательских задач.
- План проведения занятий.
Оборудование для проведения семинара:
1. Удобное проветриваемое помещение для занятий группы;
2. Столы/стулья расставить для образования групп на 5 человек;
3. Компьютер с доступом в интернет;
4. Мультимедийный проектор, экран для него;
5. Микрофон и электромышь;
6. Принтер или возможность оперативно распечатывать методические материалы;
7. Белая доска и фломастеры для нее;
8. Флип-чарт с запасом бумаги;
9. Бумага А4 или блокноты для слушателей;
10. Шариковые ручки для слушателей;
11. Организация в перерывах кофе-брейка (чай, кофе, вода, конфеты, выпечка, бутерброды).
|