Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тренерская подготовка






3.6.1.Основные понятия и общая характеристика системы подготовки спортсмена. Принципы рационального построения процесса спортивной тренировки. Система тренирующей подго­товки и ее преимущества по обеспечению физической, психологической, морально-волевой, теоретической, технической, тактической, поход­ной и соревновательной подготовленности, в развитии коллектива и культуры общения, в интегральном обеспечении безопасности походов. Понятие о тренировочном процессе, как о систематических заняти­ях по туристской подготовке, подчинявшихся дидактическим принципам спортивной тренировки. Понятие о структуре системы туристско-спортивной подготовки: цели, задачи, управление, условия подготовки, этапы, средства, методы, нагрузки, формы занятий, микро-, мезо-, макроциклы трени­ровки, многолетняя подготовка. Многолетний цикл подготовки. Годовой цикл подготовки: подготовительный период, переходный период. Мезоциклы, микроциклы в разные периоды. Содержание и структура распределения объемов подготовки по периодам, мезоциклам и микроциклам. Динамика интенсивности занятий в разные периоды. Инструктор (тренер) по спортивному туризму: ква­лификационные требования, подготовка, переподготовка, повышения квалификации, права и обязанности. Аттестация и присвоение категорий. Система подготовки спортсмена как сложное, многофакторное явление (цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п.). Понятие " подготовленностъ" и " тренированность". Спортивная тренировка, как важнейшая составная часть системы подготовки спортсмена. Понятия общей и специальной тренированности. Адаптация в спортивной тренировке (типы и стадии). Утомле­ние и восстановление при мышечной деятельности, изменение функци­ональных возможностей спортсменов в процессе мышечной деятельнос­ти. Нагрузка в спортивной тренировке: характеристика нагрузок, применяющихся в спортивной тренировке; компоненты тренировочной нагрузки, определяющие направленность и величину воздействия (ха­рактер упражнений, интенсивность работы, продолжительность упраж­нений и интервалов отдыха). Средства и методы спортивной трениров­ки. Практика планирования круглогодичного тренировочного цикла с одним, двумя и более основными (соревновательными) периодами. Интегральный показатель функциональной подготовленности – физической работоспособности – PWC170. Адаптированная к туризму методика тестирования PWC170. Нормативные показатели физической подготовленности с учётом возраста по тестам Душанина. Методика тестирования. Динамика показателей тестирования в тренировочном процессе. Понятие об адаптивном туризме как часть адаптивной физической культуры для лиц с ограниченными физическими возможностями, включая инвалидов. Особенности тренировочного процесса в адаптивном туризме.

3.6.2.Содержание спортивной тренировки. Техническая подготовка. Структура технической подготовлен­ности (эффективность, стабильность, вариативность и экономичность техники). Методика технической подготовки (общие основы управле­ния движениями и технического совершенствования, стадии и этапы технического совершенствования). Тактика в спорте, структура тактической подготовленности и методы совершенствования. Особенности тактической подготовленнос­ти в спортивном туризме. Физическая подготовка. Выносливость: структура выносливости (общая и специальная выносливость, мощность и емкость процессов энергообразования, экономичность работы и эффективность использо­вания функционального потенциала, специфичность приспособительных реакций, устойчивость двигательных навыков); методика развития вы­носливости и методы ее оценки. Силовые способности, их структура, методика развития и методы оценки. Гибкость (структура', методика развития и методы оценки). Координационные способности (структура, методика развития и метода оценки). Психологическая подготовка. Структура и совершенствование мо­ральных и волевых качеств. Структура и совершенствование психичес­ких возможностей (совершенствование реагирования, вероятностного прогнозирования, наблюдения и внимания; совершенствование психи­ческой регуляции мышечной деятельности; совершенствование способ­ности к предельной мобилизации функциональных возможностей; управ­ление «предстартовым состоянием»; формирование устойчивого интере­са к спортивному совершенствованию).

3.6.3. Основы структуры тренировочного процесса и методика построения занятий. Методика построения занятий (основная педагогическая направ­ленность, нагрузка, типы и организация занятий). Методика постро­ения микроциклов и мезоциклов (типы тренировочных микро- и мезо-циклов, структура, содержание, направленность занятий). Методика пос­троения тренировочного процесса в макроциклах (виды и общая струк­тура макроциклов, периодизация тренировки в отдельном макропикле: подготовительный, основной и переходный периоды). Особенности пос­троения макроциклов в спортивном туризме. Структура многолетней подготовки в спортивном туризме (общая структура многолетней под­готовки и определяющие ее факторы; тренировка на различных этапах многолетней подготовки; основные направления интенсификации трени­ровочного процесса; динамика нагрузок и соотношение работы различ­ной преимущественной направленности). Управление и контроль в спортивной тренировке. Средства вос­становления работоспособности и адаптационных процес­сов (основные направления планирования и использования восстанови­тельных средств в тренировочном процессе; особенности подготовки в условиях холодного и жаркого климата, в связи с погодными услови­ями, со сменой поясного времени, в условиях среднегорья и высоко­горья).

3.6.4. Подготовка и повышение квалификации инструктора (тренера) СТ. Тренер по спортивному туризму - функции, задачи, структура деятельности. Возможные направления специализации в работе тренера: спортивная тренировка детей и юношества, студенческой молодежи, взрослых спортсменов; тренер по технике при подготовке команд к туристским соревнованиям; тренер-консультант при подготовке туристских групп к спортивным походам и т.д. Обобщенная модель тренера: структура, содержание и методы его подготовки. Анализ структуры обучения тренера в системе подготовки ин­структоров (тренеров), старших инструкторов (тренеров). Пути соверше­нствования этой системы. Самообразование как многолетний процесс повышения квалифика­ции тренерских кадров. Организация личной работы: библиографичес­кая картотека, библиографический и патентный поиск, работа с ли­тературой (конспектирование, реферирование). Учебная и специальная (монографическая) литература для само­образования тренеров: спортивно-педагогическая, спортивно-психо­логическая, медико-биологическая, статистическая и метрологическая, экологическая и др. Самостоятельная исследовательская работа тренера. Освоение методов педагогических наблюдений, педагогического эксперимента, социально-психологического анкетирования, моделирования, систем­ного анализа, математической статистики и др. Участие в научно-методических конференциях по спортивному туризму.

3.7. Психологические аспекты сложных путешествий. Понятие психологического климата туристской группы. Конфликты, причины возникновения, способы их преодоления. Психологическая тактика руководителя группы. Система морально-психологической подготовки: совокупность психологических и этических знаний: личная установка на определенное поведение, выработка соответствующей системы ценностей; выработка навыков, умений, привычек, интуиция в вопросах общения и взаимодействия: контроль и оценка достигнутого результата. Особенности психологии малых групп.

3.8. Воспитательная работа в учебных мероприятиях. Сущность процесса воспитания. Единство воспитания и обучения. Воспитательное воздействие коллектива. Дисциплина на занятиях. Распорядок дня, организация практических занятий. Значение общих построений, атрибутики (единая форма, эмблемы и т.д.), общего лагеря. Специфические возможности УТП: взаимопомощь учебных отделений, помощь другим туристским группам. Личный пример инструкторов и руководства.

 

3.9. Обучение в учебно-тренировочном походе. Особенности учебно-тренировочного похода как заключительного этапа обучения учебного мероприятия. Его отличие (по целям, задачам, специфике комплектования учебной группы, выбо­ру района и маршрута, характеру подготовки и проведения) от спор­тивного похода. Принципы планирования, организации, подготовки и проведения учебно-тренировочных походов выходного дня (двухдневных), много­дневных некатегорийных и сложных категорийных походов. Особенности планирования маршрута и соответствующего ему уче­бного плана и расписания занятий. Особенности организации учебных занятий непосредственно при движении по маршруту, а также на мес­те бивака. Творческая работа инструктора-тренера по обеспечению максималь­ной эффективности учебной работы на маршруте похода (организация и проведение педагогических наблюдений, педагогического эксперимен­та, разработка и применение методов контроля и т.п.).

3.10. Организация и проведение зачётов и экзаменов. Подготовка завершающего периода работы учебных мероприятий. Разработка контрольных вопросов, распределение их по билетам. Прием зачетов. Организация приема экзаменов экзаменационной комиссией. Оценка ответов. Зачёт домашних заданий. Итоговое обсуждение. Учебная практика стажёров — работа в экзаменационной комиссии.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал