Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Опорные звуки






 

 

Звуки, произношение которых нарушается Опорные
Звуки, сходные по месту образования Звуки, одинаковые по способу образования
[с] - [ф]
[ш] [т], [р] [с]
[р] [ж], [д] -
[л] * [д] -
[к] - [т]
[г] - [д]
[х] - [с]
[ j ] - [з']

Примечание. Также для [л] опорным является гласный звук [ы], ко­торый обеспечивает подъем средне-задней части языка к нёбу. Для [р] опорным звуком также является звук [з], который способствует формированию сильной воздушной струи, направленной по центру язы­ка, и мелкой вибрации кончика языка. В качестве опорного звука для постановки [с] наряду с [ф] успешно используется гласный [и], который вырабатывает зазубное положение языка, характерное для правильной ар­тикуляции свистящих звуков.

Дополнительные вопросы

1. Как образуются следующие звуки речи:

— гласные;

— язычные;

— губно-губные и губно-зубные;

— носовые;

— глухие (шумные);

мягкие

мягкие?

 

2. Как известно, звуки русского языка резонируют в различ­
ные полости. На какие группы по соотношению резонаторных
полостей можно разделить все фонемы русского языка?

3. На какие группы по участию голоса делятся все звуки
русского языка? Назовите эти группы.

4. Как изменяется звук, если в его артикуляционном укла­
де появляется дополнительный подъем средней части спинки


 




языка, а все остальные артикуляционные характеристики ос­таются прежними?

5. Ответьте на вопросы карточек программированного конт­роля.*

 

Карточка 1.1.  
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Согласный.
соответствующих звуку [с]. 2. Носовой.
  3. Ротовой.
  4. Глухой.
  5. Щелевой.
  6. Смычно-взрывной.
  7. Смычно-проходной.
  8. Губно-зубной.
  9. Переднеязычный.

 

Карточка 1.2.  
Выберите и выпишите номера характеристик, 1. Гласный.
соответствующих звуку [ш]. 2. Согласный.
  3. Ротовой.
  4. Звонкий.
  5. Глухой.
  6. Щелевой.
  7. Смычно-щелевой.
  8. Переднеязычный.
  9. Заднеязычный.
1. Согласный. 2. Ротовой. 3. Сонорный. 4. Звонкий. 5. Глухой. 6. Щелевой. 7. Смычно-проходной. 8. Переднеязычный. 9. Твердый.

Карточка 1.3.

Выберите и выпишите номера характеристик, соответствующих звуку [л].

При разработке карточек было использовано пособие: Фомичева М.Ф., Оганесян Е.В. Введение в логопедию. Часть 1: Материалы для практического усвоения системы фонем русского языка. — М., 1996.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал