Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение все кооперативное для нас интересно.






История потребительской кооперации России.

Учебное пособие - М., 1998. Часть 1.

Рецензенты М. А. Прозорова, В. Н. Романова (Чебоксарский кооперативный техникум)

В пособии изложены основы теории кооперации и история потребительской кооперации России (1831-1998 гг.). Значительное внимание уделено проблемам потребительской кооперации страны в современных условиях рыночных преобразований.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ ВСЕ КООПЕРАТИВНОЕ ДЛЯ НАС ИНТЕРЕСНО. 2

ГЛАВА 1 КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ И КООПЕРАТИВЫ КООПЕРАТИВ ЕСТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЛИЦ, ОН ЯВЛЯЕТСЯ СОЕДИНЕНИЕМ ЛЮДЕЙ, А НЕ КАПИТАЛОВ.. 4

1.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КООПЕРАЦИИ.. 4

1. 2. РОДОВЫЕ ПРИЗНАКИ КООПЕРАТИВОВ.. 7

1.3. СОВРЕМЕННЫЕ КООПЕРАТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ... 9

1.4. КЛАССИФИКАЦИЯ КООПЕРАТИВОВ.. 12

1.5. ВИДЫ КООПЕРАТИВОВ ПО МЕЖДУНАРОДНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ.. 16

1.6. КООПЕРАТИВНЫЕ СОЮЗЫ... 21

ГЛАВА 2 УЧЕНИЯ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАЦИИ КООПЕРАЦИЯ НЕИЗБЕЖНО СДЕЛАЕТСЯ ШКОЛОЙ МИРА, СОЛИДАРНОСТИ И ГАРМОНИИ. 23

2.1. ПРОЕКТЫ ВЕЛИКИХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. РАННИЙ " КООПЕРАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ". 23

2.2. ИДЕИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРУДА ОТ КАПИТАЛА 26

2.3. МАРКСИЗМ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАТИВАХ.. 28

2.4. ЛЕНИНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ " СТРОЯ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ КООПЕРАТОРОВ". 29

2.5. " КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА" НИМСКОЙ ШКОЛЫ... 31

2.6. КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ.. 32

2.7. СОВРЕМЕННЫЕ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ КООПЕРАТИВОВ 35

ГЛАВА 3 ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КООПЕРАЦИИ КООПЕРАЦИЯ - ДИТЯ КАПИТАЛИЗМА. 36

3.1. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ И КООПЕРАТИВОВ 36

3.2. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ И КООПЕРАТИВОВ 38

3.3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 40

3.4. КООПЕРАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО.. 44

ГЛАВА 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ СКЛАДЫВАЮЩЕГОСЯ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА (1831 - 1917 гг.) СИЛА КООПЕРАТИВНОГО ДВИЖЕНИЯ НЕУДЕРЖИМА. 47

4.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ КООПЕРАТИВОВ. " БОЛЬШАЯ АРТЕЛЬ" ДЕКАБРИСТОВ.. 47

4.2. ПЕРВЫЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ.. 50

4.3. ОБРАЗОВАНИЕ МОСКОВСКОГО СОЮЗА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ.. 55

4.4. РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ СТРАНЫ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 58


ВВЕДЕНИЕ ВСЕ КООПЕРАТИВНОЕ ДЛЯ НАС ИНТЕРЕСНО.

Алексей Фортунатов

Кооперация в конце XX века представляет собой весьма рас­пространенное общественное явление.

Многозначное слово " кооперация" происходит от латинского cooperatio, состоящего их двух частей: со (cum) - совместно, заодно и opus (operis) - труд, работа. Следовательно, ставшее международ­ным слово " кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие.

Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку.

В самом широком смысле под кооперацией наука подразуме­вает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человече­ского общества, в третьем - основной социальный механизм, соз­данный людьми для поддержания общественной жизни, либо обще­ственное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и уче­ный Николай Рерих, " все создается лишь истинной кооперацией" [1].

Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном об­ществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова " коопера­ция") в те доисторические

времена не существовало. Значит, то была кооперация без коопера­тивов. Она в возрастающих масштабах применяется во все после­дующие эпохи. Без кооперации нет самого общества.

Кооперацию в указанном выше широком понимании наш курс не изучает.

Его интересует кооперация в сравнительно узком значении. Здесь под кооперацией понимается совокупность особых общест­венно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие " кооперация" включает прежде всего коо­перативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает так­же кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, ор­ганизации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы.

С тех пор кооперация как " сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потреби­тельская кооперация.

Сегодня в Российской Федерации существуют три разновид­ности потребительских кооперативных обществ:

во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперати­вы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениевод­ства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаро­производителей средствами производства, и т.д.;

во-вторых, специализированные потребительские кооперати­вы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предос­тавляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги;

в-третьих, потребительские общества, осуществляющие тор­говлю и общественное питание, производственную и другую дея­тельность в интересах своих членов.

В курсе " История потребительской кооперации России" изуча­ется лишь последняя, третья разновидность потребительских об­ществ.

Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их чле­нов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса " История потребительской коопе­рации России". Потребительская кооперация изучается под опреде­ленным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется зако­номерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потре­бительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия.

Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской коопе­рации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда — кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потре­бительские общества, самостоятельно управляют ими, совершен­ствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, коопериро­ванные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские об­щества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлин­ными творцами потребительской кооперации.

В курсе " История потребительской кооперации России" основ­ное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличи­тельную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и органи­зационная история.

Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны:

на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребитель­ские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооперато­ры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции;

на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потреби­тельская кооперация продолжала существовать, но функционирова­ла в условиях плановой (командной) экономики и была в значитель­ной степени огосударствлена;

третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризу­ется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917г.

Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории коо­перации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рас­сматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др Раскрытие содержания подобных по­нятий, равно как и описание и объяснение исторических фактов, одна из задач данного курса

В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране из­учалась в университетах, институтах, техникумах и школах Но очень скоро полезный опыт был отброшен Только в конце 50-х годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дис­циплина вновь " обрела гражданство" Между тем во многих странах курс кооперации уже давно изучается в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах

Как учебная дисциплина " История потребительской коопера­ции России" призвана выполнять две важнейшие функции - позна­вательную и прикладную

Познавательная заключается в том, что в курсе даются систе­матизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей стра­ны А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооперато­ров предыдущих поколений в настоящем и будущем

Прикладная функция состоит в том что в курсе рассматри­ваются некоторые актуальные вопросы практики российской потре­бительской кооперации, проблемы выхода ее экономики из глубо­кого кризиса в наши дни Таким образом, история " стыкается" с современностью

В конечном счете обе указанные функции нацелены на приоб­щение учащихся, студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела, участника рыночных преобразований в Рос­сии

Задача формирования современного специалиста для коопера­тивных организаций и предприятий имеет большое самостоятельное значение И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории потребительской кооперации нашего Отечества


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал