Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направленность тренировочной работы






 

Качественное и эффективное построение тренировочного процесса с целью достижения высоких спортивных результатов возможно только на основе закономерностей становления спортивного мастерства. Эти закономерности получают все более глубокое обоснование в исследованиях по физиологии, спортивной медицине, теории и методике физического воспитания и в практике подготовки спортсменов высокой квалификации.

В настоящее время, как физиологи, так и специалисты в разных видах спорта концентрируют внимание на биологической сущности спортивной тренировки и медико-физиологической направленности ее научно-методического обеспечения. Этот подход становится профилирующим при рассмотрении вопросов о физической нагрузке, ее рациональных объемах и интенсивности в сочетании с отдыхом, восстановлением, реабилитацией.

В современном плавании, где необходимо добиваться развития у спортсменов широкого диапазона физических качеств, двигательных способностей, актуальность проблемы тренировочных нагрузок при построении учебно-тренировочного процесса более чем очевидна.

Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным, явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

Как пишет В.Н. Платонов в книге «Подготовка квалифицированных спортсменов», спортивная тренировка как важнейшая составляющая часть системы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, способностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсменам достижения наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.

Как известно, развитие выносливости в циклических видах спорта должно предусматривать рациональную дозировку тренировочных нагрузок с подбором правильного соотношения объема и интенсивности, а также эффективное планирование этих нагрузок.

Объем и интенсивность - основные показатели выполняемой тренировочной работы в плавании. Объем нагрузки является количественным показателем, который может выражаться временем, затраченным на тренировки, числом проведенных тренировок, общей длиной дистанции проплывания. Интенсивность нагрузки - показатель мощности проделанной тренировочной работы. Он выражается в проплывании отрезков или дистанции с учетом времени или скорости.

Следует отметить, что одним из основных условий успешной подготовки пловцов является рациональное планирование тренировки, умение найти правильное сочетание всех компонентов спортивной подготовки, т.е. рассчитать правильную дозировку тренировочных и соревновательных нагрузок (как по объему; так и по интенсивности) подбор наиболее прогрессивных средств и методов тренировки.

Фундамент высших достижений в плавании закладывается в подготовительном периоде спортивной тренировки, обеспечивающем эффективность всей последующей работы в годичном цикле (Белоусов, 2000). Учебно-тренировочные занятия в начале сезона необходимо проводить с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, с обязательным включением дополнительных видов спорта, преследуя цель общей физической подготовки, и постепенным повышением интенсивности физической нагрузки (А.Д.Викулов, 2003). Выявлено, что значи­тельная по объему и интенсивности физическая нагрузка по плаванию в течение одного месяца с использованием беговых нагрузок в виде активного отдыха приводит к повышению результатов в обоих видах деятельности (В.В.Кузнецов, 1981). Однако в плавании часто встречается недооценка значения такой важной части спортивной тренировки, какой является общая физическая подготовка (Л.П.Матвеев и др., 1991).

Моделирование специальной подготовленности пловцов с помощью определения наиболее значимых факторов может способствовать оптимальному подбору средств и методов в направленности проведения учебно-тренировочного процесса. В современной тренировке пловца существенное внимание уделяется развитию выносливости, скоростно-силовых качеств, так как подмечено, что пловцы на дистанции 100 м достигают средней скорости 1, 75 м/сек, преодолевая при этом внешнее сопротивление до 122 кг (В.В.Кузнецов, 1981).

Если с первого этапа подготовительного периода использовать повышенный объем работы скоростной направленности при относительной интенсивности до 62 %, то это будет способствовать эффективному комплексному развитию двигательных качеств юных пловцов 10—12 лет, обеспечивая улучшение результатов и приспособление к перенесению физических нагрузок (В.Н.Платонов, 1997).

Большой объем тренировочной работы, проводимой на 2-м этапе подготовительного периода с несколько меньшей скоростью, чем соревновательная, обеспечивает улучшение общей и специальной работоспособности пловцов (В.Н.Платонов, 2000). В течение первых 2—4 лет спортивной тренировки у пловцов отмечается наибольший прирост скорости плавания, а ее наивысшие показатели достигаются в основном после 5—11 лет тренировочных занятий, причем увеличение происходит скачками (ступенеобразно) (А.Б.Саблин; А.В.Костиков, 2002).

На здоровье юных пловцов не оказывают отрицательного воздействия занятия с большой нагрузкой при объеме интенсивной скоростной работы до 60—65 % от общего объема, которая в достаточной степени соответствует их функциональным возможностям (В.И.Дубровский, 2002). Юные пловцы 10—12 лет могут освоить современные тренировочные нагрузки при условии оптимальной организации учебно-тренировочного процесса путем использования 2-разовых занятий в день, что улучшает функциональные показатели: снижает ЧСС на 7 %, увеличивает ЖЕЛ на 14 %, MB Л — на 10 % (Е.Е.Яскевич, 2003). Обосновано использование больших физических нагрузок в спортивной тренировке по плаванию, которые, вызывая временное снижение работоспособности, в дальнейшем повышают ее относительно исходного уровня (В.Г.Карпеев, 2000).

Воспитанию специальной выносливости у пловцов 10—12 лет способствуют организация используемых средств, оптимальное распределение объема мышечной работы на длинных, средних и коротких отрезках на 1—2-м этапах подготовительного периода в пропорции 45—40—15 % и 25—45—30 % (С.Ф.Сокунова, 2002). Это создает кумулятивный эффект, обеспечивающий рост спортивных достижений в соревновательном периоде. Проведение учебно-тренировочных занятий, направленных преимущественно на развитие скоростных качеств, положительно влияет уже в первый месяц, на развитие скоростной выносливости — через 1, 5—2 месяца, на выносливость — через 2—2, 5 месяца (Л.П.Макаренко, 1983).

Предлагается оптимальная последовательность развития двигательных качеств в сдвоенном тренировочном цикле: выносливость – быстрота - скоростная выносливость.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал