Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды административно-территориальных единиц в Республике Беларусь и их характеристика






Действующая система административно-территориальных единиц сложилась в годы Советской власти и не претерпела каких-либо изменений.

Характерными признаками административно-территориальных единиц являются четко очерченные границы, компактность, наименование, административный центр, в котором располагаются местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы.

Административно-территориальные единицы – структурные части административно-территориального устройства, которые не обладают самостоятельной политической властью и находятся в определенном соподчинении между собой и с центральной властью.

Закон устанавливает порядок, при котором нижестоящие административно-территориальные единицы входят в состав более крупных административно-территориальных единиц.

Территория Республики Беларусь делится на территорию столицы Республики Беларусь и территории областей как администра­тивно-территориальных единиц.

Территория области делится на территории районов и городов об­ластного подчинения как административно-территориальных единиц.

Территория района делится на территории сельсоветов, поселков городского типа, и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, а также поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами.

Территории населенных пунктов, не являющихся административно-территориальными единицами, входящие вместе с другими территориями в пространственные пределы сельсоветов, составляют их территорию.

В центре административно-территориальных единиц всегда располагаются и действуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы. Те населенные пункты, в которых нет органов государственного управления и самоуправления, являются территориальными единицами, но и они входят в состав административно-территориальных единиц. К территориальным единицам относятся также территории специального режима использования (заповедники, национальные парки, заказники, территории исторических памятников и памятников природы, территории оборонного назначения и другие).

Населенный пункт – компактно заселенная часть территории, место постоянного жительства граждан, имеющая необходимые для обеспечения жизнедеятельности граждан жилые и иные здания и сооружения, собственное наименование и установленные в соответствующем порядке территориальные пределы.

Согласно ст. 8. Закона об административно-территоиальном устройстве населенными пунктами являются города, поселки городского типа и сельские населенные пункты.

Населенные пункты относятся к определенным категориям в зависимости от:

численности населения;

уровня развития и специализации производственной и социальной инфраструктуры;

государственных функций, осуществляемых на соответствующей территории.

К категории городов относятся:

город Минск - столица Республики Беларусь. Статус города Минска определяется законом;

города областного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами с развитой производственной и социальной инфраструктурой. В отдельных случаях к городам областного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 50 тысяч человек, являющиеся административными, крупными экономическими и культурными центрами, имеющие важное промышленное, историческое значение, перспективы дальнейшего развития и роста численности населения;

города районного подчинения - населенные пункты с численностью населения не менее 6 тысяч человек, имеющие промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения. В отдельных случаях к городам районного подчинения могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 6 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены промышленные организации, сеть организаций социально-культурного и бытового назначения.

К категории поселков городского типа относятся:

городские поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, имеющие промышленные, коммунальные, социально-культурные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения;

курортные поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 2 тысяч человек, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации. В отдельных случаях к курортным поселкам могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения менее 2 тысяч человек, имеющие перспективы дальнейшего развития и роста численности населения, на территории которых расположены санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, культурно-просветительные организации;

рабочие поселки - населенные пункты с численностью населения не менее 500 человек, расположенные при промышленных организациях, электростанциях, объектах строительства, железнодорожных станциях и других объектах.

К категории сельских населенных пунктов относятся:

агрогородки - благоустроенные населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура для обеспечения государственных минимальных социальных стандартов проживающему в них населению и жителям прилегающих территорий;

поселки, деревни - населенные пункты, в которых создана производственная и социальная инфраструктура, не отнесенные к агрогородкам;

хутора - населенные пункты, не отнесенные к агрогородкам, деревням или поселкам.

При нахождении агрогородка в пределах территории сельсовета его административный центр, как правило, размещается в агрогородке. В случае нахождения на территории сельсовета двух и более агрогородков административный центр сельсовета размещается, как правило, в одном из них в соответствии с решением районного Совета депутатов.

Область – наиболее крупная административно-территориаль­ная единица. В экономическом отношении область представляет собой сложный хозяйственный механизм, включающий в себя промышленные центры и сельскохозяйственные районы.

В Республике Беларусь 6 областей. Через области осуществляются директивы Совета Министров Республики Беларусь. Городу Минску придан статус области.

Район – административно-территориальная единица, часть области. В экономическом отношении район представляет собой сложный многоотраслевой организм, включающий сельскохозяйственные, промышленные и коммунально-бытовые предприятия и торгово-закупочные организации. Через районы осуществляется непосредственное руководство политической, социальной, хозяйственной и культурной жизнью в сельских местностях.

В Республике Беларусь 118 районов.

Город – административно-территориальная единица, представляющая собой крупный индустриальный центр. Он отделяется от сельской местности городской чертой. Город играет важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни.

В Республике Беларусь 112 городов.

Наличие в наиболее крупных городах большого количества населения и сложного хозяйства обусловило необходимость их деления на районы, не являющиеся самостоятельными административно-терри­ториальными единицами. Городские районы являются составными частями городов.

В Республике Беларусь имеется 24 района в городе в нескольких городах.

Городской поселок – административно-территориальная единица. Он отличается от города меньшими размерами территории и численностью населения.

В Республике Беларусь 93 поселки городского типа.

Города районного подчинения и городские поселки, в которых отсутствуют местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, являются территориальными единицами.

Сельсоветы – это низовые административно-территориальные единицы.

 

 


В Республике Беларусь часть административно-территориаль­ных и территориальных единиц в связи с необходимостью установления особого режима государственного управления, обусловленного требованиями национальной безопасности, экологическими и иными требованиями, может объявляться закрытой. Порядок их объявления закрытыми и особенности управления ими определяются законодательством Республики Беларусь.

Территория Беларуси протянулась на 650 км с запада на восток и на 560 км – с севера на юг. Республика Беларусь расположена в лесной средне-широтной зоне в центре Европы на площади 207, 6 тыс. км2. На западе она граничит с Польшей, на северо-западе – с Литвой и Латвией, на севере, северо-востоке и востоке – с Россией, на юге и юго-востоке – с Украиной.

10. Порядок решения вопросов административно-территориального устройства.

Наиболее важные вопросы административно-территориального устройства решает Президент Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения граждан и местных Советов депутатов:

образует и упраздняет области, районы, районы в городах;

устанавливает и изменяет границы областей, районов, города Минска, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах, если иное не предусмотрено частью второй статьи 13 и частью третьей статьи 15 настоящего Закона;

устанавливает и изменяет границы городов областного подчинения, не являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

относит города областного подчинения к городам районного подчинения и города районного подчинения к городам областного подчинения;

принимает решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение Минского городского, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, администраций районов города Минска (городов областного подчинения), а также об изменении их административного подчинения;

устанавливает и переносит административные центры областей и районов;

принимает решения по спорам между областными (Минским городским) Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;

определяет порядок создания, ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при изменении административно-территориального устройства.

Президент Республики Беларусь по представлению Совета Министров Республики Беларусь с учетом мнения населения и с согласия местных Советов депутатов объединяемых административно-территориальных единиц принимает решения об объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр.

Порядок ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов соответствующих административно-территориальных единиц определяется Президентом Республики Беларусь.

Согласно ст. 12 Закона об административно-территориальном устройстве

Совет Министров Республики Беларусь:

представляет Президенту Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства для принятия соответствующих решений;

устанавливает порядок подготовки и подачи документов в Совет Министров Республики Беларусь и другие государственные органы, для принятия решений по вопросам административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение поселков городского типа к городам районного подчинения и городов районного подчинения к поселкам городского типа;

устанавливает порядок учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства;

согласовывает отнесение сельских населенных пунктов к городам районного подчинения и городов районного подчинения к сельским населенным пунктам.

 

Согласно ст. 13. Закона об административно-территориальном устройстве

Областные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют и упраздняют сельсоветы;

устанавливают и изменяют границы городов районного подчинения, поселков городского типа, сельсоветов;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) поселки городского типа к городам районного подчинения и города районного подчинения к поселкам городского типа;

относят (по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь) сельские населенные пункты к городам районного подчинения и города районного подчинения к сельским населенным пунктам;

относят сельские населенные пункты к поселкам городского типа и поселки городского типа к сельским населенным пунктам;

относят городские поселки к курортным поселкам или рабочим поселкам, курортные поселки к городским поселкам или рабочим поселкам, рабочие поселки к городским поселкам или курортным поселкам;

согласовывают отнесение поселков, деревень, хуторов к агрогородкам и агрогородков к поселкам, деревням или хуторам.

В соответствии с генеральными планами городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, и генеральным планом города Минска, утвержденными Президентом Республики Беларусь, по предложениям соответствующих областных исполнительных комитетов:

областные Советы депутатов (кроме Минского областного Совета депутатов) устанавливают и изменяют границы районов, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;

Минский областной Совет депутатов устанавливает и изменяет границы Минской области, районов Минской области.

Согласно ст. 14 Закона об административно-территориальном устройстве

Районные Советы депутатов с учетом мнения граждан и соответствующих нижестоящих Советов депутатов:

вносят в областные Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства;

образуют и упраздняют сельские населенные пункты;

устанавливают и изменяют границы сельских населенных пунктов;

относят (по согласованию с областными Советами депутатов) поселки, деревни, хутора к агрогородкам и агрогородки к поселкам, деревням или хуторам;

относят поселки, деревни к хуторам, хутора к поселкам или деревням, поселки к деревням, деревни к поселкам;

устанавливают и переносят административные центры сельсоветов.

Согласно ст. 15 Закона об административно-территориальном устройстве

Городские (кроме Минского городского), поселковые и сельские Советы депутатов с учетом мнения граждан вносят в вышестоящие Советы депутатов предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов с учетом мнения граждан вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по вопросам административно-территориального устройства.

Минский городской Совет депутатов по предложению Минского городского исполнительного комитета устанавливает и изменяет границы города Минска, районов в городе Минске в случае, если такие изменения соответствуют утвержденному Президентом Республики Беларусь генеральному плану города Минска.

Согласно ст. 16 Закона об административно-территориальном устройстве

Областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты в рамках своей компетенции:

подготавливают предложения и проекты решений по вопросам административно-территориального устройства для их последующего рассмотрения соответствующими Советами депутатов;

в установленном порядке обеспечивают регистрацию и учет соответствующих административно-территориальных единиц, территориальных единиц, являющихся населенными пунктами, территориальных единиц, являющихся районами в городах, и изменений административно-территориального устройства.

Указом Президента Республики Беларусь от 29 сентября 1998 г. № 468 утверждено Положение о порядке решения вопросов, связанных с объединением одноименных административно-террито­риальных единиц, имеющих общий административный центр. Этот Указ направлен на совершенствование системы государственного управления, сокращение расходов на содержание аппарата управления.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2002 г.
№ 6 «Об объединении районов и городов областного подчинения Республики Беларусь, имеющих общий административный центр» объединены Жлобинский район и город Жлобин и некоторые другие.

При наименовании административно-территориальных и территориальных единиц органы государственного управления и местные Советы депутатов руководствуются Законом об административно-территориальном делении, Законом Республики Беларусь от 16 ноября 2010 г. «О наименованиях географических объектов» и заключением Топонимической комиссии при Совете Министров Республики Беларусь.

Переименование административно-территориальных и территориальных единиц может производиться лишь в исключительных случаях с учетом общегосударственных интересов, географических, исторических, национальных, бытовых и других условий, а также мнения местного населения. При этом, как правило, не допускается присвоение уже имеющихся в республике наименований.

При слиянии двух или нескольких населенных пунктов в один за ним, как правило, сохраняется наименование одного из слившихся населенных пунктов. Запрещается переименовывать населенные пункты, названия которых связаны с историческим, национальным и культурным наследием республики.

Наименование и переименование проспектов, улиц, площадей и других составных частей населенных пунктов производятся соответствующим местным Советом депутатов с учетом мнения населения данной территории.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2012 г. № 623 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территгориального устройства Республики Беларусь» утверждены: положение о порядке учета мнения граждан и местных Советов депутатов при решении вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь и положение о порядке подготовки и подачи документов для принятия решений по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь

утверждены Порядок учета и регистрации административно-территориальных и территориальных единиц Республики Беларусь.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал